Родительское собрание в 11 классе по теме:
«Оказание помощи старшему школьнику в период сдачи ЕГЭ»
Цель: подготовить родителей к психологическому сопровождению детей-выпускников в период проведения ЕГЭ.
Задача: побудить родителей задуматься об эмоционально-психологическом состоянии своих детей, их потребностях, заботах, тревогах, связанных с выпускниками и вступительными экзаменами, выбором жизненного пути; познакомить родителей с советами, рекомендациями психологов, облегчающими общение с детьми старшего школьного возраста, рассмотреть способы разрешения конфликтов.
Ход родительского собрания.
Классный руководитель. Тема собрания выбрана не случайно. Экзамен для многих – это не просто проверка знаний, а предъявление их в состоянии стресса. Очень скоро завершатся школьные годы ваших детей. Впереди у них очень важный период – экзамены. Им предстоит сдавать их в особой форме – в форме единого государственного экзамена. ЕГЭ отличается от привычных для нас форм проверки знаний, поэтому мы уделяем особое внимание подготовке к нему. Успешная сдача ЕГЭ – это наша с вами общая задача, в решении которой и у семьи, и у школы есть своя зона ответственности.
Сегодня я бы хотела поговорить с вами о роли родителей и их практической помощи при подготовке детей к ЕГЭ.
Слово "экзамен" переводиться с латинского как "испытание". И именно испытаниями, сложными, подчас драматичными, становятся ЕГЭ. Выпускник оказывается один на один с вариантами заданий. И родителям остается только волноваться за своего ребенка, ругать его согласно русской традиции или пытаться поддержать на расстоянии. Помощь взрослых очень важна, поскольку человеку, кроме всего прочего, необходима еще и психологическая готовность к ситуации сдачи серьезных экзаменов. Любое испытание – это стресс для организма.
Исследования показывают, что экзаменационный стресс занимает одно из первых мест среди многих причин, вызывающих психическое напряжение у школьников. А с введением Единого государственного экзамена (ЕГЭ) ситуация только усугубилась. Изменить предэкзаменационную и экзаменационную ситуацию невозможно, однако можно воздействовать на самый важный аспект — личность выпускника.
Анкета.
1. Как ты считаешь, подвержен ли ты стрессам?
2. Какие ощущения испытываешь в связи с предстоящими экзаменами?
3. Как ты оцениваешь свою подготовленность к предстоящим экзаменам на сегодняшний день?
4. Ест ли у тебя свои испытанные методы для успешного запоминания учебного материала?
5. Какой режим работы при подготовке к экзаменам ты считаешь наиболее продуктивным?
6. Можно ли, на твой взгляд, активизировать умственную деятельность?
Анализ анкетирования учащихся и родителей.
Большая часть детей подвержена экзаменационному стрессу.
Как же нам добиться стрессоустойчивости во время подготовки к экзаменам?
Чтобы понять эмоциональное состояние ребенка на экзамене, я предлагаю вам ролевую игру «Сдаем ЕГЭ»
Вопросы группы А
А1 Укажите установленную дату определения выпускниками перечня предметов для экзаменов по выбору?
1) 1 декабря;
2) 1 марта;
3) 1 сентября;
4) 1 мая
А2 Может ли выпускник , не набравший минимального порога баллов по предметам по выбору, пересдать экзамен в текущем учебном году?
1) да;
2) нет
А3 Кто может сдать государственный выпускной экзамен?
1) Любой выпускник 11 класса;
2) выпускники 11 класса, имеющие хорошие и отличные отметки по всем предметам;
3) обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья
Вопросы группы В
В1 На экзамен выпускник имеет право взять…
В2 От чего зависит выставленная в аттестат отметка?
В3 В какой срок можно подать апелляцию о несогласии с выставленной экзаменационной оценкой?
В4 Сколько экзаменов должны сдать выпускники 11 класса?
В5 От чего зависит выставленная в аттестат отметка?
В6 В какое число вузов может подать документы для поступления выпускник 11 класса?
Вопрос группы С
В каком случае выпускник может не получить аттестат?
Итак, вы проверили и уточнили свои знания, а теперь скажите: «Что вам показалось наиболее трудным? Какие мысли и чувства у вас возникли в ходе работы?»
- Вы почувствовали себя детьми на экзамене? Волновались?
Чтобы ребенок меньше волновался, с уверенностью шел сдавать экзамены , мы должны ему в этом помочь.
- Что же вы можете сделать для своего ребенка в данной ситуации? Я предлагаю вам сейчас поработать и выполнить упражнение «Мозговой штурм».
У каждого из нас есть свои собственные идеи и предложения о том, как помочь ребенку готовиться к экзаменам. Если мы поделимся друг с другом нашими идеями, это значительно обогатит каждого из нас и в конечном счете позволит нам лучше помогать детям. Предлагаю вам разделиться на 2 группы. 1- это родители, которые будут поддерживать своих детей оставшихся 4 месяца, а 2- родители, поддерживающие детей за сутки до ЕГЭ.
Сейчас в течение пяти минут вам нужно вспомнить, придумать и записать как можно больше предложений и идей о том, как родители могут помогать своим детям готовиться к экзаменам. Ваша задача – просто «накидать» как можно больше идей.
(Озвучить тот список идей, который у них получился. Очень важно при этом всячески поддерживать, одобрять и положительно оценивать родительские высказывания.)
Уважаемые родители, важно помнить, что часть ответственности лежит на самом ребенке.
Классный руководитель раздает родителям советы психолога
Подготовка к экзамену:
- Подготовка места для занятий: убрать со стола лишние вещи, удобно расположи нужные учебники, пособия, тетради, бумагу, карандаши и т.п.
- Ввести в интерьер комнаты желтый и фиолетовый цвета (достаточно картинки, коллажа в этих тонах или просто цветные листы бумаги).
- Обратите внимание на питание
«Меню для мозга»
Улучшит память: морковь, ананас;
Сконцентрировать внимания: креветки, репчатый лук, орехи;
Снимет нервозность: капуста;
Облегчит восприятие информации: лимон, черника
Проследите за питанием — оно должно быть легким и калорийным — больше жидкости, свежих овощей и фруктов, растительных масел. Рыба или мясо должны быть в рационе ежедневно, а вот жирную и еду фаст-фуд исключите, в период стресса пищеварение может не справиться и будет болеть желудок. Кстати, неплохо бы было предложить ребенку во время чаепития 2-3 дольки горького или молочного шоколада. Он стимулирует центр удовольствия, снимает стресс и повышает работоспособность
- Чередовать занятия и отдых: 40 минут занятий, затем 10 минут – перерыв. Конечно, хорошо начинать — пока не устал, пока свежая голова — с самого трудного, с того раздела, который заведомо знаете хуже всего. Но бывает и так, что заниматься не хочется, в голову ничего не идет. Короче, «нет настроения». В таком случае полезно начать, напротив, с того, что знаете лучше, с того материала, который вам более всего интересен и приятен. Возможно, постепенно вработаешься, и дело пойдет.
Помогите детям распределить темы подготовки по дням.
Ознакомьте ребенка с методикой подготовки к экзаменам. Не имеет смысла зазубривать весь фактический материал, достаточно просмотреть ключевые моменты и уловить смысл и логику материала. Очень полезно делать краткие схематические выписки и таблицы, упорядочивая изучаемый материал по плану. Если он не умеет, покажите ему, как это делается на практике. Основные формулы и определения можно выписать на листочках и повесить над письменным столом, над кроватью, в столовой и т.д.
А помните ли Вы, как учили материал к экзаменам? Пользовались ли Вы какими-то интересными приемами усвоения знаний? Если Вы знаете такие секреты, обязательно поделитесь ими со своим ребенком. Неплохо поспрашивать и знакомых, и учителей, коллег по работе. Возможно Вам удастся создать для Вашего выпускника своеобразную «копилку» приемов усвоения знаний.
Используйте при подготовки такой приём, как работу с опорными конспектами. Опорный конспект — это не переписанный бисерным почерком фрагмент учебника, это всегда схема материала. Разработайте вместе с подростком систему условных обозначений и не жалейте времени на оформление конспекта — на большом листе. Старшеклассники хорошо усваивают содержание материала через такую простую и приятную для них деятельность.
Кстати, пусть пишет шпаргалки, не запрещайте этого. Наша зрительная память работает намного лучше слуховой или той, что включается при чтении. Поэтому то, что будет написано, запомнится гораздо лучше и во время экзамена будет легко вспомнить описанный в шпаргалке материал. Поработайте с вашим ребенком в паре, пусть вам расскажет, что прочитал, или пусть позовет друга, чтоб готовиться к экзамену вместе — то, что проговаривается и обсуждается, обычно понимается проще и запоминается лучше
Расслабление уменьшает внутреннее беспокойство, улучшает внимание и память. Для расслабления и снятия напряжения отлично подходят дыхательные упражнения и аутогенная тренировка.
Приведи в порядок свои эмоции, соберись с мыслями.
Сядь удобно, выпрями спину. Подумай о том, что ты лучше всех, умнее и у тебя все получится. Сосредоточься на словах «Я спокоен, я совершенно спокоен». Повтори их неспеша несколько раз. Мысли отгонять не стоит, так как это вызовет дополнительное напряжение. В завершение сожми кисти в кулаки.
Выполни дыхательные упражнения для снятия напряжения:
- сядь удобно,
- глубокий вдох через нос (4 – 6 секунд),
- задержка дыхания (2 – 3 секунды),
- медленный выдох.
Оторви глаза от книги, посмотри в даль, выполни два любых упражнения:
- посмотри попеременно вверх-вниз (25 секунд), влево – вправо (15 секунд);
- напиши глазами свое имя, отчество, фамилию;
- попеременно фиксируй взгляд на удаленном предмете (20 секунд), потом на листе бумаги перед собой (20 секунд);
- нарисуй квадрат, треугольник – сначала по часовой стрелке, потом в противоположную сторону.
Если накануне экзамена подросток постоянно думает и говорит о провале, посоветуйте ему постараться не думать о плохом. Конечно, это будет трудно. Опишите ему картину будущего легкого и удачного ответа. Пусть он почаще и сам воображает себе образ «желаемого будущего» во всех подробностях — как он, волнуясь, входит в класс, садится на место. И тут страх пропадает, все мысли ясные, ответы четко представляются уверенному в себе человеку. Расскажите ему, как Вы оцениваете их мысли о возможном провале — они не только мешают готовиться к экзамену, создавая постоянное напряжение, но и разрешают ученику готовиться «спустя рукава», ведь все равно впереди ждет неудача.
Если учащийся заранее рассматривает экзаменаторов (тестотехников) как своих врагов, ничего хорошего из этого не выйдет. Поговорите с пессимистом, объясните ему, что все преподаватели тоже сдавали экзамены и помнят свои ощущения. Даже если тестотехник кажется хмурым и неприветливым — возможно, он просто демонстрирует свою строгость, объективность и беспристрастность.
Если близкие люди, особенно родители, поддерживают школьника или абитуриента, сопереживают ему и готовы разделить с ним как успех, так и неудачу, то настроиться на экзамен положительно ему будет гораздо легче. А правильная психологическая установка накануне этого серьезного испытания чрезвычайно важна. Требовательность и жесткость только усиливает напряженность и мешает сконцентрироваться.
Поэтому мы обращаемся к родителям с особой просьбой: ваша поддержка, любовь и самоотверженность имеет колоссальное значение для ваших детей именно на этом этапе. Все, что можно было сделать на этапе предметной подготовки, уже сделано: ни прибавить, ни убавить. («Перед смертью не надышишься» – верно сказано!) Но теперь важно не растратить драгоценные силы и не свалиться в бессилии на финише.
Экзамен покажет не только уровень знаний вашего ребенка, но и его умение справляться с психологическими нагрузками и стрессом. Но важно помнить, что результаты экзамена – это не окончательный приговор, и тем более не оценка ребенка как личности!