Влияние внутрисемейных отношений на эмоциональное состояние ребенка
Обучающий лекторий для родителей
Методы семейного воспитания
- Методы семейного воспитания как способы взаимодействия родителей с детьми, которые помогают последним развивать свое сознание, чувства и волю, активно стимулируют формирование опыта поведения, самостоятельную детскую жизнедеятельность, полноценное моральное и духовное развитие.
Выбор методов.
- В первую очередь зависит от общей культуры родителей, их жизненного опыта, психолого-педагогической подготовки и способов организации жизнедеятельности
Кнут или пряник?
Если родители воспитывают ребенка только добротой, постоянно исполняя все его требования, запросы, капризы, тогда в семье вырастет безответственный, безвольный ребенок, он будет проявлять неуважение к другим людям и самолюбование. Ему будет присущ открытый, скрытый или утонченный эгоизм.
Если же родители воспитывают ребенка только строгостью, постоянно требуют что-то выполнять, контролируют каждый его шаг, при этом проявляют неудовлетворенность и подозрительность, в такой семье вырастет ребенок, чертами которого будут лицемерие, подозрительность, грубость, агрессивность, недисциплинированность, лживость, жестокость и т. п.
В воспитании детей одновременно необходимы и любовь, и требовательность, их органическая взаимосвязь и взаимодействие.
"Люби дитя так, чтобы любви не знало", "Дай детям волю, сам будешь в неволе" и др.
Как выразить свою любовь?
- С помощью слов (вербально);
- Жестов, взглядов, мимики, пантомимы (невербально).
Самыми распространенными способами невербального выражения любви являются контакт глаз и физический контакт.
- Подростки в 11 — 15 лет все меньше склонны "терпеть" объятия и поцелуи родителей. Но потребность в любви, ласке, заботе у них остается. Особенно это необходимо, когда дети переживают, болеют, испытывают трудности в учебе, страх во сне и т. п. Поэтому не бойтесь обнять за плечи, прикоснуться к руке, потрепать по голове, прижать к себе ваших детей.
Требуйте по правилам.
- Требования старайтесь высказывать в спокойном и доброжелательном тоне;
- Не смешивайте требование с назойливой опекой, с постоянным одергиванием ребенка
- Запрещая что-либо, давайте ребенку чаще «ошибаться», чтобы он сам начинал понимать, что «хорошо», а что «плохо».
- Всегда объясняйте причину запрета;
- Старайтесь облечь требования в занимательную игровую форму;
- Не унижайте личность подростка.
- Учитывайте возраст ребенка.
- Важно быть последовательными в своих требованиях.
Примеры предъявления требований:
формы
примеры
Примера:
"Посмотри, как это сделал дедушка";
пожелания:
"Мы хотим, чтобы ты был более чутким"
совета:
"Вместо просмотра телепередач советую прочитать вот этот исторический роман"
просьбы;
"Может, в этот день ты мне поможешь с уборкой квартиры?";
напоминания:
"В случае успешного окончании учебного года тебя ожидает необычная поездка";
оказания доверия:
"Два дня мы будем отсутствовать, ты останешься в доме за старшего";
поручения:
"На протяжении недели выполнишь порученную отцом работу";
тактичного приказа:
"Сегодня выполни эту работу, так как никто из взрослых не сможет это сделать";
предупреждения:
"Ты слишком увлекся футболом, поэтому и отстал в учебе; если не исправишь дело, придется временно перестать заниматься футболом";
Анкетирование к родительскому собранию "Стили и методы воспитания ребёнка в семье"
Перед вами 10 обыденных и часто встречающихся ситуаций, которые могут происходить в жизни с вашим ребёнком. Решение вами предложенных ситуаций и определяет стиль воспитания ребёнка в вашей семье. Дайте свой вариант ответа на эти ситуации и подсчитайте свои очки.
- 1. Ваш ребёнок любит пошалить, хлопот с ним бывает достаточно - то вернётся домой с синяком, то с разорванной штаниной... A. Вы расспрашиваете, что случилось, зашиваете штаны, если нужно, компресс - 3 очка.
- Б. Оказываете помощь ребёнку, но при этом постоянно внушаете ему, что это может плохо кончиться - 0 очков. B. Вы делаете вид, что ничего не произошло, даёте возможность ребёнку самому справляться со случившимся - 5 очков.
- 2. У вашего ребёнка есть друзья, но они не слушаются своих родителей и, по вашему мнению, они плохо воспитаны... A . Вы беседуете с родителями друзей и просите их обратить внимание на поведение своих детей - 2 очка. Б. Вы приглашаете этих детей к себе в дом, стараетесь положительно повлиять на них - 5 очков. B. Вы объясняете своему ребёнку, что эти друзья ему не пара - 0 очков.
- 3. Ваш ребёнок хочет быть лидером во всех детских играх и, если ему это не удаётся, он пытается бунтовать... A. Вы считаете, что умение проигрывать пойдёт ему на пользу - 0 очков. Б. Вы стараетесь ему объяснить, в чём истинная причина поражения - 3 очка. B. Вы стараетесь ему подыграть, чтобы он непременно выиграл и не испытывал поражения - 5 очков
- 4. Вашего ребёнка трудно вечером отправить спать... A. Вы постоянно объясняете, как важен для ребёнка сон - 3 очка. Б. Вы позволяете ребёнку не соблюдать режим, но поднимаете его всегда в одно и то же время - 5 очков. B. Вы всегда укладываете ребёнка в одно и то же время, не принимая никаких возражений с его стороны - 0 очков.
- 5. Ваш ребёнок обожает телевизор... A. Вы разрешаете смотреть телевизор столько, сколько он захочет, без ограничений, так как считаете, что, несмотря на запреты, он всё равно будет его смотреть - 0 очков. Б. Вы говорите своему ребёнку, что ему можно смотреть и что нельзя - 2 очка. B. Вы вместе определяете круг передач, которые ребёнок может смотреть - 5 очков.
- 6. Ваш ребёнок с раннего детства за словами в карман не лезет... A. Вы объясняете, что такое поведение неприлично - 5 очков. Б. Вы запрещаете своему ребёнку вести себя подобным образом - 0 очков. B. Вы поощряете своего ребёнка за приличное поведение - 3 очка.
- 7. Ваш ребёнок, который ещё, по вашему мнению, так мал, уже интересуется противоположным полом... А. Вы пытаетесь пресечь интерес любой ценой - 0 очков. Б. Вы оставляете всё как есть, считая, что всё станет на свои места само собой - 3 очка. В. Вы абсолютно правдиво объясняете своему ребёнку взаимоотношения полов - 5
- 8. Вашему ребёнку иногда достаётся от сверстников... А. Вы учите своего ребёнка давать сдачи обидчикам - 5 очков. Б. Вы проводите профилактическую беседу с родителями и детьми таких учеников - 3 очка. В. Вы просите своего ребёнка избегать контактов с такими детьми и просите педагога помочь вам в этом - 0 очков.
- 9. Ваш старший ребёнок достаточно часто обижает младшего... A. Вы не вмешиваетесь в их взаимоотношения, надеясь на то, что старший поймёт свои ошибки без подсказки - 0 очков. Б. Вы наказываете старшего ребёнка за это в присутствии младшего - 5 очков. B. Вы стараетесь уделить больше внимания младшему ребёнку независимо от их взаимоотношений со старшим - 3 очка.
- 10. Ваш ребёнок грубит, дерётся с другими детьми, становится злым и бессердечным... A. Вы тоже ведёте себя по отношению к нему подобным образом, чтобы он на себе почувствовал, как плохо он себя ведёт - 0 очков. Б. Вы стараетесь влиять на него добром и лаской - 5 очков. B. Вы ищете причины такой реакции ребёнка в окружающих людях и мире: жестокие фильмы, окружение ребёнка во дворе и в классе и т.д. - 2 очка.
Анализ результатов теста:
- 0-18 очков. Вы считаете необходимым воспитывать собственного ребёнка по своему образу и подобию, считая, что он должен повторить в себе вас. Вы забываете, что ребёнок должен развиваться и формировать в себе такие качества, как самостоятельность, независимость в себе, способность к творчеству во всех его проявлениях. Если вы над этим не задумываетесь, это может привести к тому, что ребёнок, столкнувшись с взрослым миром, может в нём просто потеряться и не найти себя. Вы считаете, что опекать ребёнка просто необходимо. Ваши методы требуют осмысления и коррекции.
- 19-35 очков. Надо отметить, что в вопросах воспитания вы стараетесь идти в ногу со временем. Вы считаете, что ребёнок должен многое постигать на собственном опыте методом проб и ошибок. Однако в своих методах воспитания вы не всегда последовательны: доверяя своему ребёнку решать самостоятельно некоторые проблемы и принимать какие-то решения, вы иногда как бы спохватываетесь и пытаетесь взять бразды правления в свои руки, что вызывает недоумение вашего ребёнка и может привести очень скоро к конфликтам и ссорам. Помните, что, однажды приняв решение, надо идти последовательно к его реализации.
- 36-50 очков. Вы осознаёте, что ребёнок не может проживать свою жизнь вашим умом, и создаёте все возможные условия для того, чтобы он мог научиться развивать собственную инициативу, логическое мышление, способность к анализу с событий и явлений. Вы не отстраняетесь от воспитания своего ребёнка, а идёте рядом с ним, наблюдая за тем, как он строит свои отношения с близкими людьми, одноклассниками, педагогами. Вы учите своего ребёнка не только осознавать свои ошибки, принимать их на свой счёт, но и создаёте условия для их самостоятельного исправления. Вам нравиться видеть рядом подрастающего умного человека, который старается мыслить самостоятельно и ответственно.
Предупреждения и преодоления нарушений в поведении ребенка.
Нарушения
Проявление
Непослушание- отказ слушаться кого-нибудь (oтца, мать, других членов семьи)
Причина
Невыполнение принятого в семье распорядка, режима дня, отказ выполнять трудовые обязанности, поручения, уроки
Воспитательные методы и приемы
Предъявление ребенку невыполнимых или взаимоисключающих требований (приказаний).
• Не ругать, не читать нотаций часто.
• Нарушение этики общения (неосторожно сказанное, слово) и норм поведения.
• Не считать непослушание ребенка из ряда вон выходящим явлением.
Несогласованность в требованиях родителей и членов семьи к ребенку.
• Непедагогичные методы воспитания.
• Выражать огорчение по поводу его поступка, действия, ошибки.
• Недостаток родительского внимания.
• Поговорить доброжелательно без упреков и повышения голоса.
• Отсутствие доверия или привязанности между ребенком и родителями.
• Проявлять любовь и внимание
• Преобладание наказаний над поощрениями
Нарушения
Проявление
Агрессивность - действия, имеющие целью причинить моральный, психологический, физический ущерб или нанести вред другим
Причина
гнев, ненависть, враждебность, упрямство. Плач, крик, намеренное непослушание, разбрасывание вещей и игрушек, попытки ударить родителей, других членов семьи
Воспитательные методы и приемы
• Авторитарный стиль воспитания.
• Формировать эмоциональную устойчивость и волевую регуляцию поступков и поведения.
• Деформация системы ценностей членов семьи.
• Вовлекать в межличностные отношения.
• Упущения в нравственном воспитании детей.
• Подражание героям кино- и видеофильмов.
• Учить понимать переживания других; отождествлять себя с Другим человеком, менять свое мнение и позицию, сопоставляя их с мнениями и позициями других людей для преодоления эгоизма.
• Чувства голода и усталости.
• Создать спокойную, доброжелательную атмосферу в семье.
• Чрезмерное количество ограничений по отношению к ребенку.
• Стремление самоутвердиться
Нарушения
Проявление
Упрямство -
неуступчивость, стремление добиться своего вопреки здравому смыслу
Причина
Сердитость, злость, сопротивление, настаивание на том, что хочется только ребенку
• Нарушение взаимоотношений родителей с ребёнком.
Воспитательные методы и приемы
• Неумение поддержать ребенка в трудной ситуации.
• Проявлять твердость и настойчивость, не злясь и не показывая плохое настроение.
• Игнорирование интересов и потребностей ребенка.
• Не унижать ребенка.
• Утверждение родительского авторитета силой
• Не применять принуждения.
• Откладывать решение спорной проблемы на какое-то время,
• Привлекать к решению спорной проблемы друзей ребенка.
• Контролировать себя и свои действия
Нарушения
Проявление
Драчливость - склонность ребенка к физическим столкновениям, драке
(Насильственные действия по отношению ко младшим братьям, сестрам, животным, драки с детьми на улице и в школе
Причина
Воспитательные методы и приемы
• Желание привлечь внимание отца, матери, других членов семьи.
• Соперничество между детьми.
• Выяснить причины драки.
• Притеснения в отношении младших братьев и сестер со стороны более сильного старшего ребенка.
• Развести детей по комнатам, предоставляя возможность успокоиться.
• Лишать на время телевизора, компьютера.
• Отсутствие в семье справедливости по отношению к детям.
• Давать поручения по дому.
• Отсутствие в семье контроля за соблюдением дисциплины и порядка
• Устанавливать требования по защите прав каждого ребенка.
• Установить правило, чтобы в семье не подшучивали над другими зло и обидно.
• Не разрешать старшему ребенку дразнить младшего.
• Быть справедливыми и беспристрастными посредниками при ссорах детей
Нарушения
Ложь (лживость) - намеренное искажение истины, фактов и явлений действительности
Проявление
В зависимости от возраста может проявляться как мнимая и настоящая ложь в силу разных причин
Причина
• Мечта добиться признания, похвалы своих достоинств. • Стремление добиться любви родителей, родственников, взрослых. •Желание доказать свое превосходство над кем-то. • Способ приобрести что-то, что иным путем не приобретешь. • Способ защититься от неприятностей со стороны друзей. •Стремление избежать наказания родителей, педагогов, воспитателей, друзей. • Чрезмерная строгости дисциплина в семье, основанная на страхе. •Приспособление. • Симуляция болезни
Воспитательные методы и приемы
• Избегать запретов и наказаний.
• Своевременно замечать попытки лжи и предупреждать пользование ее результатами.
• Исключать из методов семейного воспитания запугивание.
• Проявлять внимание, доброту, ласку, участие, поддержку.
• Не лгать
Спасибо за внимание!