Родительское собрание «Воспитание самостоятельности у детей младшего возраста»
Стихотворение «Я сама» (И.Муравейка)
-Давай будем одеваться…
-Я сама! Я сама!
-Пойдем , будем умываться…
-Я сама! Я сама!
-Ну идем хоть причешу я…
-Я сама! Я сама!
-Ну давай хоть накормлю я…
-Я сама! Я сама!
На вопрос «Хотите ли вы, чтобы ваш ребенок был самостоятельным?», наверное, любая мама ответит:» Да».
Самостоятельность- ценное качество, необходимое человеку в жизни. Воспитывать его необходимо с детства. По своей природе дети активны. Очень часто они стремятся выполнять различные действия самостоятельно. И нам, взрослым, важно поддержать их в этом. Как часто нам приходилось слышать : «Я сам!»
Часто по разным причинам- из-за отсутствия времени, неуверенности в силах ребенка- взрослые стремятся сделать все за ребенка сами. Им кажется, что ребенок не может выполнить это самостоятельно: порвет, упадет, уколется, а взрослый сделает все быстрее и лучше. Но действительно ли мы оказываем ребенку помощь? Как вы считаете?
Разумеется, такие действия взрослых членов семьи причиняют большой вред.
Следует считать важнейшим правилом воспитания: «Не следует делать за ребенка того, что он может сделать сам». Стремясь сделать все за ребенка, взрослые мешают выработке у него полезных навыков, подрывают у него веру в свои силы, приучают надеяться на других. Дети растут пассивными, не умеют преодолевать трудности.
При формировании навыков самостоятельности у детей,мы часто сталкиваемся с тем , что ребенок не может справитья с предложенным заданием. Как действовать в подобных ситуациях?
(ситуация для родителей)
Игра с мячом «Мой ребенок умеет сам…»
Перечень действий , доступных для выполнения детьми младшей группы.
Гигиенические процедуры. У каждого ребенка свое полотенце, которое они находят по картинке. Мы учим детей закатывать рукавчики, аккуратно мыть руки, пользоваться мылом, насухо вытирать руки полотенцем, вешать полотенце на свое место.
Формируем навыки еды: учим не крошить хлеб, не проливать пищу, пережевывать пищу с закрытым ртом, учим правильно пользоваться ложкой, салфеткой, не выходить из-за стола, не дожевав пищу, благодарить. Учим правильно сидеть за столом.
Мы учим детей одеваться и раздеваться в определенной последовательности при помощи взрослого на прогулку и перед сном. Аккуратно вешать вещи.
Учим убирать игрушки, книги на свои места. Выполнять небольшие поручения взрослых.
Презентация «Непоседы»(один день из жизни группы)
Для того,чтобы приобрести необходимые навыки, требуется помощь взрослого. Надо создать небходимые условия для проявления самостоятельности:
-приспособить к росту ребенка вешалку для одевания
-выделить место для хранения предметов
- постоянное и удобное место для полотенца, обуви…
Но создание условий еще недостаточно для формирования навыков самообслуживания и воспитания самостоятельности у детей. Необходимо правильно руководить действиями детей. Прежде, чем ожидать от ребенка самостоятельности, его нужно научить действиям, необходимым в процессе одевания, умывания, приема пищи…
В закреплении навыков большое место принадлежит игре. В играх с куклой, например, закрепить знания детей о последовательности в одевании, раздевании, умывании. Воспитывая самостоятельность, старайтесь как можно реже прибегать к замечаниям, порицаниям. Больше опирайтесь на поощрение и похвалу. Как отмечают психологи, чувство стыда ребенок переживает менее остро, чем чувство гордости. Поэтому по отношению к детям младшего дошкольного возраста чаще применяют положительную оценку.
В младшем дошкольном возрасте дети обладают большой подражательностью. Все увиденное ими , и хорошее и плохое, отражается в их поведении. Поэтому, желая воспитывать у детей самостоятельность, аккуратность, родители должны быть примером для подражания. Если они сами не будут класть вещи на место, аккуратно с ними обращаться, а станут лишь требовать этого от детей, то им не удастся воспитать у своего ребенка привычки к аккуратности.
Все советы по формированию самостоятельности сводятся к одному правилу –девизу: «Сначала мама, потом- вместе и , наконец, я сам!»
При подготовке собрания использованы интернет-ресурсы.