СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Родная литература группа 1-11 на 17.04

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Родная литература группа 1-11 на 17.04»

Урок №__

Предмет: Родная литература

Дата проведения_17.04.2020 Преподаватель : Сайпулаева Наида

Группа № 1-11

Тема программа: Постсоветская литература

Тема урока: Жизнь и творчество Селима Джафарова

Тип урока: лекция с элементами беседы

Цели и задачи:

1)воспитание интереса к предмету

2) развитие мышления

3)развивать творческое воображение, интерес к процессу обучения и предмету

4)Воспитать духовно-нравственные качества личности , патриотизмаrОборудование урока:

-персональный компьютер, мультимедийный проектор, экран, учебник

Электронные образовательные ресурсы:

-ресурсы федеральных образовательных порталов

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент

Приветствие учащихся, проверка готовности к занятиям, сообщение темы и целей урока

  1. Повторение изученного материала.



Селим Абдуллатипович Джафаров и А.Н.Генко

Селим Абдуллатипович Джафаров родился 1 июля 1907 г. в селении Цахур, что Южном Дагестане. Отец его был обычным крестьянином, но имел достаточно высокое образование. Поэтому начальное образование Селим получил дома у отца. Через некоторое время семья переселилась в город Закаталы (ныне город и административный центр Закатальского района Азербайджана), и Селим попал в водоворот послеоктябрьских событий, став их активным участником. Его жизнь слилась в единое целое с судьбами дагестанских народов Южного Дагестана и Северного Азербайджана.



Научные интересы Селима Абдуллатиповича охватывали обширный круг вопросов тюркологии и кавказоведения, а также иранистики и арабистики. Будучи председателем ГЭК в ДГУ, он безошибочно выбирал студентов для учебы в аспирантуре. Лично им для Дагестана подготовлены десятки кандидатов наук, многие из которых впоследствии стали докторами филологических наук, профессорами, по сей день их ученики плодотворно работают в вузах республики.



Селим Абдуллатипович любил жизнь и был влюблен в людей. Особенно он был привязан к местам, где прошло детство. Верховье Самура, места неповторимой, волшебной красоты – горы, ущелья, родники и водопады, ночное небо, усыпанное необычайно яркими звездами, — часто манили к себе. Он любил бывать в сел. Цахур, в этом научном и культурном центре Средневековья, в родном доме, где родился и где его нянчила мать и пела задушевные колыбельные песни на родном языке.



С именем Селима Джафарова особенно связано школьное строительство. Плодотворными были годы его работы с профессором А.Н. Генко (1896–1941) по созданию письменности цахурского языка. Алфавит цахурского языка, составленный А.Н. Генко с помощью С.А. Джафарова, весьма точно отражал его фонологическую систему. К сожалению, разработка цахурской письменности, успешно начатой А.Н. Генко и С.А. Джафаровым, в 1938 году, по политическим причинам была приостановлена.



СелимуАбдуллатиповичу за несколько лет (1934–1937) удалось подготовил учительские кадры для цахурских школ, составил десятки учебников для начальной и семилетней школы (семь из них изданы), заложил основы цахурской литературы, включая и детской, осуществил переводы на цахурский язык произведений А.С. Пушкина, А.В. Кольцова, И.А. Крылова, М.Ю. Лермонтова, Ф.И. Тютчева, Н.А. Некрасова. Не стало великого учёного в 1978 году.



Селим Абдуллатипович Джафаров в научном мире известен как выдающийся тюрколог, педагог, поэт, писатель и крупный кавказовед: доктор филологических наук, профессорАзербайджанского государственного университета, автор более 150 научных работ, десятка монографий и учебников.

Создание цахурскойлитературы С.Д. с профессором и кавказоведом Генко А. Н,

АнатóлийНéсторовичГéнко (4 [16] ноября 1896, Санкт-Петербург — 26 декабря 1941, Ленинград) — российский и советский языковед, кавказовед, историк, этнограф, первый исследователь абазин, убыхов, хыналыгцев, цахур.

В научной и научно-производственной деятельности Генко главное место занимала лингвистика. В этой области его познания были феноменальны: он свободно владел почти тридцатью языками. Как член Всесоюзного центрального комитета нового алфавита при Президиуме Совета национальностей ЦИК СССР он создал алфавиты для бесписьменных языков Кавказа (цахурского, лезгинского, табасаранского, абхазского, рутульского, хиналугского), составил словари и грамматики. При изучении языка большое внимание Генко уделял выявлению и анализу его диалектов енко проработал на научном поприще чуть более 20 лет. Тем не менее, его литературное наследие насчитывает свыше 50 работ, из которых 39 изданы. После кончины ученого публикация его трудов была приторможена как необходимостью получения разрешения НКВД, так и небескорыстным стремлением некоторых бывших коллег использовать материалы, подготовленные к изданию, но не изданные[8].

С 1998 г. публикация трудов А. Н. Генко и работ, ему посвящённых, была продолжена.

Имя Генко внесено на расположенную в здании ИВР РАН мемориальную доску в список сотрудников, погибших в период Великой Отечественной

Многие кавказоведческие труды А. Н. Генко носят новаторский характер, поднимают неизученные пласты лингвистики, этнографии и истории народов региона. Он первый исследователь абазин, убыхов, хыналыгцев, цахур. Открытие им средневековой цахурской письменности в корне изменило представления о грамотности в средневековом Дагестане. Благодаря трудам Генко сформировалось и получило импульс для дальнейшего развития чрезвычайно важное направление в кавказоведении — исследование горских народов, которые до 1920-х годов нечасто были предметом специального изучения.

В научной и научно-производственной деятельности Генко главное место занимала лингвистика. В этой области его познания были феноменальны: он свободно владел почти тридцатью языками. Как член Всесоюзного центрального комитета нового алфавита при Президиуме Совета национальностей ЦИК СССР он создал алфавиты для бесписьменных языков Кавказа (цахурского, лезгинского, табасаранского, абхазского, рутульского, хиналугского), составил словари и грамматики. При изучении языка большое внимание Генко уделял выявлению и анализу его диалектов

Домашнее задание:

1 Семья в которой родился будущий поэт

2 Где и как получил образование?

3 Какие книги были выпущены Джафароваым?

4 Сколькими языками владел Генко ?

5 Какова роль Генко В цахурскрй литературе ?



Перешлите ответы по эл.почте: [email protected]