Урок №__
Предмет: Родная литература
Дата проведения_22-23 .04.2020 Преподаватель : Сайпулаева Наида
Группа № 1-3
Тема программа: Постсоветская литература
Тема урока: Жизнь и творчество Шахвеледа Шахмарданова
Тип урока: лекция с элементами беседы
Цели и задачи:
1)воспитание интереса к предмету
2) развитие мышления
3)развивать творческое воображение, интерес к процессу обучения и предмету
4)Воспитать духовно-нравственные качества личности , патриотизмаrОборудование урока:
-персональный компьютер, мультимедийный проектор, экран, учебник
Электронные образовательные ресурсы:
-ресурсы федеральных образовательных порталов
ХОД УРОКА
Организационный момент
Приветствие учащихся, проверка готовности к занятиям, сообщение темы и целей урока
Повторение изученного материала.
Изучение нового материала:
Жизнь и творчество ШахвеледаШахмарданова
«ШахвеледШахмарданов родился в семье сельского учителя. Окончил Литературный институт им. М. Горького в Москве. Член Союза писателей России. Работая в Союзе писателей Дагестана, он много лет руководил секцией табасаранских писателей. Является автором ряда книг на табасаранском и русском языках, заслуженным работником культуры РД. Отмечен Почетной грамотой Союза писателей РФ, является лауреатом литературной премии Международного фонда Расула Гамзатова», - рассказал присутствующим Магомед Ахмедов и наградил ШахвеледаШахмарданова медалью «М.В. Ломоносова».
Шахвелед перевёл на табасаранский язык произведения таких классиков, как: А. С. Пушкин, В. Маяковский, О. Батырай, Махмуд, С. Стальский, Г. Цадаса, Э. Капиев, А. Гафуров, Р. Гамзатов, Ф. Алиева, А. Абу-Бакар, Х. Хаметова, И. Гусейнов, Магомед-Расул, М. Ахмедова, Жамидин, М. Давыдов, Расим Хаджи и др.
Изучение концепции природы и человека в повести «Грушевое дерево» современного табасаранского писателя Ш. И. Шахмарданова. Методы. Историко-типологический, сравнительно-исторический. Результаты. Проведенное исследование позволяет выявить, что автор ставит человека в центр всего природного мира. Выводы. Доминантой, организующей концепцию человека в рассматриваемой повести, является отношение к природе. Взаимосвязь природы и человека осмысливается через концепт «дерево», отражающий как красоту родного края, так и экологические и нравственные проблемы.
Первые публикации ШахвеледаШахмарданова появились на страницах районной газеты «Свет Октября», позже – на страницах табасаранской районной газеты «Зори Табасарана», ежегодного литературного альманаха табасаранских писателей «Литературный Табасаран», журналов «Женщина Дагестана» и «Соколёнок», в коллективных сборниках «Ростки», «Чираг», «Я – гражданин Отчизны», в «Антологии табасаранской поэзии». Табасаранскому и дагестанскому читателю ШахвеледШахмарданов больше известен как автор сборников, написанных для взрослых: «Вестник», «Свои краски», «День и ночь», «Грушевое дерево», «Звёздный луг», «Чунгур», «Птица надежды», «Светлый дождь». Однако Шахмарданов давно и плодотворно пишет и для маленьких читателей. В 2013 году на русском языке вышла его книга «Пчелиная дорога», в которую автор включил созданные в разное время произведения для детей.
1в какой семье родился Шахвелед?
2Какую роль играет человек, в творчестве Шахмарданова?
3Когда появились первые публикации Шахмарданова?
4 В каком году вышла перваядетская книга Шахмарданова?
Ответы направляйте по электр.почте: [email protected]
21.04.2020
Благодаря добротным переводам русскоязычный читатель получил возможность прикоснуться к замечательному шахмардановскому творчеству, согретому большой любовью к волшебному миру детства. Во всех произведениях, которые вошли в книгу «Огурец Гулец», – в сказке, давшей название сборнику, рассказах и новелле «Мать солдата» – повествуется о неожиданных открытиях, которые совершают маленькие герои. А вместе с ними и читатель. К примеру, Огурец Гулец, ежедневно мечтающий о том, чтобы его побыстрее сорвали с грядки и украсили им
обеденный стол, вдруг узнаёт, что есть и высшее счастье – остаться на грядке и созреть, чтобы дать семена и тем самым принести ещё большую пользу людям.
Произведения Шахмарданова изучаются в табасаранской школе, среднеспециальных и высших учебных заведениях республики.
Многое сделано Шахмардановым и в деле пропаганды и изучения табасаранской и дагестанской литератур. Заслуга писателя есть и в том, что произведения табасаранского фольклора, табасаранской литературы изучаются в школе, выпускаются учебники и хрестоматии по родной и дагестанской литературам для табасаранских школ. Для поэта ШахвеледаШахмарданова этот вопрос необычайно актуален и значим, потому как свой поэтический дар он унаследовал от своего отца – известного табасаранского поэта-фронтовика Ибрагима Шахмарданова. Унаследовал, впитал в себя всю силу, мощь и образность родной поэзии и, как молодая ветвь дерева, развил это наследие и понёс его дальше в жизненное пространство. И благодаря этой преемственности теперь мы видим, как поэтическое дерево табасаранской поэзии выросло, окрепло. А через его творчество красотой народной духовности и самобытной культуры горцев Южного Дагестана
насыщаемся и мы, его читатели.
1 1
Ночь смешать с одиночеством — пьянеешь, как от вина…
Половина выпита, остаётся ещё одна.
Взвился ветер, и словно им унесённые — надо мной
Золотые звёзды пропали разом — все до одной!
Встали тучи друг к другу вплотную, затмили свет.
Изменить неизменное — рецептов на свете нет.
Ночь позволит сказать сокровенное, и — легки
Я слова напишу — лекарство моё от тоски.
То, что мне не под силу, ты у меня не проси.
Небо звёзды зажжёт опять, зря их ветер гасил.
Но погасшее пламя в душе не зажжётся опять.
Не делись сокровенным, где некому слушать, понять.
Что хранила в себе, отпустила несбывшимся я,
Не сбылось — что ж держать и неволить, душа моя?
Там, где не победить, — не стоит вражду заводить,
Не пытайся, чтоб рану смертельную не получить.
Если птицу отпустишь — сама она не взлетит,
Приручили без спросу — сидит на руке и сидит.
Бесполезно твердить ей теперь: улетай-лети…
Подави в своём сердце печаль, тоску укроти.
Эта ночь так спокойна, темна эта ночь и длинна,
В ней моё одиночество — песня-печаль растворена.
Знает ночь обо мне больше, чем нужно бы знать.
Только ночь эта гордости видит моей печать.
Сорванный цветок
Когда вступила осень в сад,
цветы сгубили дождь и град.
Нельзя из них собрать букет.
Счастливой жизни больше нет.
На ясном небе — стаи туч.
Мутится жизни чистый ключ.
Дождь моё счастье заволок —
я не сумел сорвать цветок.
Где сердца моего луна?
Весь в мрачных тучах небосвод.
Сражён вспорхнувший голубь влёт —
лишь жалоба его слышна.
Мост из-под ног уйдёт вот-вот.
В горах скитаюсь, одинок.
Мой бедный сорванный цветок…
И смерть покой не принесёт.
Гамлет
Разочарован Гамлет. В чём же суть?
О, с кем бы слово молвить в этот вечер?
Быть иль не быть? Нет, умереть — уснуть!
Оскалом белым на столе смеётся череп.
Где время то, когда ты знать не мог,
Как яд вливают в душу, как горит…
Коль слушать некому — получим монолог,
И всё впустую, что ни говори.
Текст нашей роли — как нам жить да быть —
Уже написан и в ладонь нам вложен,
Зря мечемся, пытаясь изменить
Хоть что-нибудь, напрасно молим: Боже…
Мы этот путь прошли давным-давно,
Наш след смывали бури — старый трюк;
И пили ядом разведённое вино,
Роняя шпагу из ослабших рук.
Ты, Гамлет, победил иль побеждён?
Как знать? Ведь мир — лишь перемены декораций.
Венок качается на ветке, лёгкий звон…
Жизнь — только роль без ожидания оваций.
Кричит петух, рассвет холодный ал,
Кто б, Гамлет, хоть бы слово мне сказал?
Пыль поднимая, занавес упал.
Пустой по полу катится бокал.
Свирель отца
Мой отец из Дербента приехал
И свирель нам в подарок привёз –
Будет малому внуку потеха,
Пусть дудит и смеётся до слез.
А свирель хороша, в самом деле!..
Дед и впрямь малышу угодил –
Спозаранку ползёт он к свирели
И играет на ней что есть сил.
И любой бы чабан в нашем крае
Позавидовать мальчику мог –
Так свирель эта звонко играет,
Что от звуков дрожит потолок.
Мой малец в зурнача превратился –
Раздувает он щёки с утра
И своим инструментом гордится,
Хоть его безыскусна игра.
От усердия губы опухли
И слюна с подбородка течёт…
Все игрушки забросил, как рухлядь,
Лишь свирели отныне – почёт!
Я невольно смеюсь, наблюдая
За своим несмышлёным мальцом…
Если сын на свирели играет,
Значит, вырастет он храбрецом.
У него б поучиться не худо
1 Главная особенность творчества Шахмарданова?
2 какие внутренние переживания чувствуются в стихотвороении «сорванный цветок»?
3 Каков смысл последних двух строчек, в стихотворении "Гамлет»?
Ответы по эл. Почте : : [email protected]