Родная природа в стихах русских поэтов. Антология «Круг лета Господня»
Урок литературы в 6 классе
Лопаткина Дарья Львовна (МБОУ СОШ №42 Ижевск)
Информация для учителя:
- Презентация может служить дистанционным домашним заданием для подготовки к анализу стихотворного текста на уроке литературы.
- Форма работы предполагает самостоятельную поисковую деятельность учащихся, знакомство с новым интерактивным ресурсом.
- Апробация представленной разработки происходила в формате дистанционного обучения в мае 2020.
Лопаткина Дарья Львовна (МБОУ СОШ №42 Ижевск)
Тип урока: урок открытия нового знания
Цели: формирование у обучающихся умений построения и реализации новых знаний; закрепление и коррекция изученного.
Задачи:
обучающие: расширение знаний о пейзажной лирике , о русских поэтах XIX века; обучение выразительному чтению, анализу лирического произведения;
развивающие: развитие логического мышления, памяти, внимания; развитие умения сравнивать, анализировать, обобщать;
воспитательные: воспитание нравственно-этических представлений.
Лопаткина Дарья Львовна (МБОУ СОШ №42 Ижевск)
Антология
- собрание литературных текстов сравнительно небольшого объёма (стихотворений, рассказов, афоризмов, очерков), созданных как одним, так и несколькими авторами.
Лопаткина Дарья Львовна (МБОУ СОШ №42 Ижевск)
Лето Господня
- оставленное без перевода славянское слово, буквально означающее «год».
Для начала работы проходим по ссылке http://antologia.xxc.ru/
Это главная страница. Здесь вы услышите имена русских поэтов, с чьими стихами нам предстоит познакомиться.
Антология состоит из четырех томов («Осень», «Зима», «Весна», «Лето»), каждый из которых разделен на два раздела — «Времена года» и «Православные праздники».
Лопаткина Дарья Львовна (МБОУ СОШ №42 Ижевск)
Раздел «Времена года» состоит из стихов, которые, в большинстве своем, не заключают никакой собственно религиозной тематики, но представляют картины природы в разных ее состояниях , задавая космический ритм жизни мира , в его задуманных Творцом законах природной необходимости — образ грандиозного колеса годового цикла, полный красоты и благоговения перед премудростью Творения.
Иллюстративный материал раздела состоит из десятков картин лучших русских художников-пейзажистов, помещенных на полный разворот книги (формат А3), в прекрасном полиграфическом качестве, а также сотен увеличенных фрагментов этих картин, служащих фоном для поэтических текстов. Этот первый раздел служит естественно-природным фоном ко второму — «Православные праздники», в центре которого человек в его отношениях к Богу и с Богом.
Стихи второго раздела снабжены подробными авторскими комментариями, в которых изложена историческая основа и церковная традиция главных православных праздников.
Лопаткина Дарья Львовна (МБОУ СОШ №42 Ижевск)
КАК СВЯЗАНЫ ЛИТЕРАТУРА И ЦЕРКОВНЫЕ ПРАЗДНИКИ?
Поэты замечали и тонко чувствовали перемены природы. Они понимали, что все изменения связаны с движением Солнца. С этим движением связаны и праздники церковного календаря, которые для русского человека издревле были основой жизненного порядка в течение года.
Лопаткина Дарья Львовна (МБОУ СОШ №42 Ижевск)
Подумайте, у школьников есть свой годовой порядок :
осень (начало учебы),
смена времени года – каникулы, например, в ноябре (осень переходит в зиму),
в январе (начинается новый календарный год и увеличивается световой день),
весенние каникулы с приходом тепла…
и долгожданное лето.
Лопаткина Дарья Львовна (МБОУ СОШ №42 Ижевск)
РАБОТА С АНТОЛОГИЕЙ
- На главной странице выбираем СТИХИ
http://antologia.xxc.ru/
2. На полке с цветными книгами выбираем том с зеленой обложкой ВЕСНА (НАЖМИТЕ НА САМУ КНИГУ!!!)
Лопаткина Дарья Львовна (МБОУ СОШ №42 Ижевск)
- Книга перед вами. Показываю на скрине, что можно делать:
Лопаткина Дарья Львовна (МБОУ СОШ №42 Ижевск)
Лопаткина Дарья Львовна (МБОУ СОШ №42 Ижевск)
- Читаем книгу, рассматриваем иллюстрации, оформления, стараемся запомнить авторов, прослушайте несколько исполнений актеров, понравившиеся стихотворения отмечайте (на черновике). Задача: найти май.
- Внимание: письменное задание!
В разделе МАЙ выберите 5 стихотворений РАЗНЫХ ПО НАСТРОЕНИЮ. Запишите их автора, название , опиши настроение, которое передается читателю, какие детали помогают понять грусть это или радость, тоска или ожидание, боль или надежда?
Лопаткина Дарья Львовна (МБОУ СОШ №42 Ижевск)
6. Обязательно смотрите фильмы в разделах, выписывайте в тетрадь названия картин и имена художников.
Лопаткина Дарья Львовна (МБОУ СОШ №42 Ижевск)
Последующая работа учителя:
- Составление урока с использованием иллюстраций, текстов, музыкальных композиций, посвященных весне.
- Просмотр письменных работ учащихся в формате «Читательского дневника», выставление оценок.
- Анализ одного-двух стихотворений на уроке.
- Домашнее задание к следующему уроку – выучить наизусть стихотворение, отобранное учителем или по желанию учащегося.
Лопаткина Дарья Львовна (МБОУ СОШ №42 Ижевск)
Использованные ресурсы:
Лопаткина Дарья Львовна (МБОУ СОШ №42 Ижевск)