СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Родная природа в стихотворениях русских поэтов ХIХ века

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация может служить хорошим продолжением урока по предложенной теме  во внеурочной работе.

Просмотр содержимого документа
«Родная природа в стихотворениях русских поэтов ХIХ века»

 Родная природа  в стихотворениях  русских поэтов ХIХ века МБ ОУ СОШ №4

Родная природа

в стихотворениях

русских поэтов ХIХ века

МБ ОУ СОШ №4

В ней есть душа, в ней есть свобода,  В ней есть любовь, в ней есть язык.  Ф.И.Тютчев. Наша природа – это наша Родина. Наша земля – это частица нас. Человек любит свою землю, восхищается красотой родной природы. Родная природа – неисчерпаемый источник поэзии. Шелест листьев, запах земли, цвет воздуха – всё подмечают поэты. Пейзажная лирика передаёт настроения, чувства человека, созвучна его душе .

В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык. Ф.И.Тютчев.

Наша природа – это наша Родина. Наша земля – это частица нас. Человек любит свою землю, восхищается красотой родной природы. Родная природа – неисчерпаемый источник поэзии. Шелест листьев, запах земли, цвет воздуха – всё подмечают поэты. Пейзажная лирика передаёт настроения, чувства человека, созвучна его душе .

Опять она, родная сторона, С её зелёным, благодатным летом; И вновь душа поэзии полна. Да, только здесь могу я быть поэтом

Опять она, родная сторона,

С её зелёным, благодатным летом;

И вновь душа поэзии полна.

Да, только здесь могу я быть поэтом

Русская поэзия ХIХ века – одна из самых славных страниц в истории духовной жизни и национальной культуры нашего Отечества . Русские поэты зовут читателя в мир прекрасной мечты.

Русская поэзия ХIХ века – одна из самых славных страниц в истории духовной жизни и национальной культуры нашего Отечества . Русские поэты зовут читателя в мир прекрасной мечты.

Фёдор Иванович Тютчев  1803 - 1873

Фёдор Иванович Тютчев

1803 - 1873

Афанасий Афанасьевич Фет 1820 – 1892

Афанасий Афанасьевич Фет

1820 – 1892

Евгений Абрамович Баратынский 1800 – 1844

Евгений Абрамович Баратынский

1800 – 1844

« Весна, весна! как воздух чист…»  Шумят ручьи! блестят ручьи!        Взревев, река несет  На торжествующем хребте        Поднятый ею лед!   Еще древа обнажены,        Но в роще ветхий лист,  Как прежде, под моей ногой        И шумен и душист.   Под солнце самое взвился        И в яркой вышине  Незримый жавронок поет        Заздравный гимн весне.   Что с нею, что с моей душой?        С ручьем она ручей  И с птичкой птичка! с ним журчит,        Летает в небе с ней!   Зачем так радует ее        И солнце и весна!  Ликует ли, как дочь стихий,        На пире их она?   Что нужды! счастлив, кто на нем        Забвенье мысли пьет,  Кого далёко от нее        Он, дивный, унесет!   Весна, весна! как воздух чист!        Как ясен небосклон!  Своей лазурию живой        Слепит мне очи он.   Весна, весна! как высоко        На крыльях ветерка,  Ласкаясь к солнечным лучам,        Летают облака!

« Весна, весна! как воздух чист…»

  • Шумят ручьи! блестят ручьи!       Взревев, река несет На торжествующем хребте       Поднятый ею лед! Еще древа обнажены,       Но в роще ветхий лист, Как прежде, под моей ногой       И шумен и душист. Под солнце самое взвился       И в яркой вышине Незримый жавронок поет       Заздравный гимн весне. Что с нею, что с моей душой?       С ручьем она ручей И с птичкой птичка! с ним журчит,       Летает в небе с ней! Зачем так радует ее       И солнце и весна! Ликует ли, как дочь стихий,       На пире их она? Что нужды! счастлив, кто на нем       Забвенье мысли пьет, Кого далёко от нее       Он, дивный, унесет!
  • Весна, весна! как воздух чист!       Как ясен небосклон! Своей лазурию живой       Слепит мне очи он. Весна, весна! как высоко       На крыльях ветерка, Ласкаясь к солнечным лучам,       Летают облака!
Какие приметы ранней весны видит поэт? 1.Чистый воздух, ясный небосвод, поднятый лёд на реке, бегущие ручьи, песня жаворонка. 2. Олицетворение: « Ласкаясь к солнечным лучам,/ Летают облака», « река несёт»/ На торжествующем хребте/ Поднятый ею лёд!» Какой литературный приём помогает сделать картину живой? Метафоры: « на крыльях ветерка», « на торжествующем хребте». Каким настроением проникнуто стихотворение? 3. Чувство радости, восхищения пробуждающейся природой. Какие краски использует поэт, изображая радостную картину весны? 4. Лазурь « ослепительна», небосвод «ясен», в вышине «яркой». Какой настрой придают стихотворению восклицательные предложения? 5. Экспрессивный ( выразительный) настрой. Оно звучит как « заздравный гимн весне».
  • Какие приметы ранней весны видит поэт?

1.Чистый воздух, ясный небосвод, поднятый лёд на реке, бегущие ручьи, песня жаворонка.

2. Олицетворение: « Ласкаясь к солнечным лучам,/ Летают облака», « река несёт»/ На торжествующем хребте/ Поднятый ею лёд!»

  • Какой литературный приём помогает сделать картину живой?

Метафоры: « на крыльях ветерка», « на торжествующем хребте».

  • Каким настроением проникнуто стихотворение?

3. Чувство радости, восхищения пробуждающейся природой.

  • Какие краски использует поэт, изображая радостную картину весны?

4. Лазурь « ослепительна», небосвод «ясен», в вышине «яркой».

  • Какой настрой придают стихотворению восклицательные предложения?

5. Экспрессивный ( выразительный) настрой. Оно звучит как « заздравный гимн весне».

Яков Петрович Полонский 1803 – 1873

Яков Петрович Полонский

1803 – 1873

« По горам две хмурых тучи…» По горам две хмурых тучи Знойным вечером блуждали И на грудь скалы горючей К ночи медленно сползали. Но сошлись – не уступили Той скалы друг другу даром И пустыню огласили Яркой молнии ударом. Грянул гром – по дебрям влажным Эхо резко засмеялось, А скала таким протяжным Стоном жалобно сказалась, Так вздохнула, что не смел Повторить удара тучи  И у ног скалы горючей  Улеглись и обомлели…

« По горам две хмурых тучи…»

По горам две хмурых тучи

Знойным вечером блуждали

И на грудь скалы горючей

К ночи медленно сползали.

Но сошлись – не уступили

Той скалы друг другу даром

И пустыню огласили

Яркой молнии ударом.

Грянул гром – по дебрям влажным

Эхо резко засмеялось,

А скала таким протяжным

Стоном жалобно сказалась,

Так вздохнула, что не смел

Повторить удара тучи И у ног скалы горючей Улеглись и обомлели…

Какую картину рисует поэт? Какие мысли рождаются у поэта при наблюдении за предгрозовым пейзажем? Что вы можете сказать об отношении туч между собой? Как отозвалась скала на ссору двух туч у её подножия? Можно ли перенести описание явления природы на человеческие отношения? В стихотворении образы двух туч и скалы напоминают детей и мать. Повздорив между собой, они огласили пустыню «яркой молнии ударом». Ссора детей стоном отдалась в сердце матери-скалы. Дети-тучи осознали горе, которое причинили матери, поэтому успокоились и мирно улеглись у её ног, признав свою вину .
  • Какую картину рисует поэт?
  • Какие мысли рождаются у поэта при наблюдении за предгрозовым пейзажем?
  • Что вы можете сказать об отношении туч между собой?
  • Как отозвалась скала на ссору двух туч у её подножия?
  • Можно ли перенести описание явления природы на человеческие отношения?

В стихотворении образы двух туч и скалы напоминают детей и мать. Повздорив между собой, они огласили пустыню «яркой молнии ударом». Ссора детей стоном отдалась в сердце матери-скалы. Дети-тучи осознали горе, которое причинили матери, поэтому успокоились и мирно улеглись у её ног, признав свою вину .

Аполлон Николаевич Майков 1821 - 1897

Аполлон Николаевич Майков

1821 - 1897

Алексей Константинович Толстой 1817 - 1875

Алексей Константинович Толстой

1817 - 1875

« Где гнутся над омутом лозы…» Где гнутся над омутом лозы,  Где летнее солнце печет,  Летают и пляшут стрекозы,  Веселый ведут хоровод.

« Где гнутся над омутом лозы…»

Где гнутся над омутом лозы, Где летнее солнце печет, Летают и пляшут стрекозы, Веселый ведут хоровод. "Дитя, подойди к нам поближе, Тебя мы научим летать, Дитя, подойди, подойди же, Пока не проснулася мать! Под нами трепещут былинки, Нам так хорошо и тепло, У нас бирюзовые спинки, А крылышки точно стекло! Мы песенок знаем так много, Мы так тебя любим давно - Смотри, какой берег отлогий, Какое песчаное дно!"

 

Какой пейзаж рисует Толстой в стихотворении? Кому и как рассказывают стрекозы о красоте летней природы? Какая опасность подстерегает ребёнка, заслушавшегося пение стрекоз? Удалось ли автору передать атмосферу чарующей и пугающей красоты?  Поэт рисует красоту летнего дня с солнечными бликами, хороводом бирюзовых стрекоз, пением о красоте сказочного мира, куда они зовут ребёнка.  Большую часть стихотворения занимает песня стрекоз. Они рассказывают мальчику о том, как красиво вокруг. Предлагают посмотреть на омут сверху, взлетев вместе с ними. Силы природы вовлекают человека в свой чарующий мир, чтобы погубить его.
  • Какой пейзаж рисует Толстой в стихотворении?
  • Кому и как рассказывают стрекозы о красоте летней природы?
  • Какая опасность подстерегает ребёнка, заслушавшегося пение стрекоз?
  • Удалось ли автору передать атмосферу чарующей и пугающей красоты?

Поэт рисует красоту летнего дня с солнечными бликами, хороводом бирюзовых стрекоз, пением о красоте сказочного мира, куда они зовут ребёнка.

Большую часть стихотворения занимает песня стрекоз. Они рассказывают мальчику о том, как красиво вокруг. Предлагают посмотреть на омут сверху, взлетев вместе с ними.

Силы природы вовлекают человека в свой чарующий мир, чтобы погубить его.

«…Открываю томик одинокий – Томик в переплете полинялом Человек писал все это строки Я не знаю, для кого писал он, Пусть он думал и любил иначе И в столетьях мы не повстречались… Если я от этих строчек плачу, Значит мне они предназначались».

«…Открываю томик одинокий –

Томик в переплете полинялом

Человек писал все это строки

Я не знаю, для кого писал он,

Пусть он думал и любил иначе

И в столетьях мы не повстречались…

Если я от этих строчек плачу,

Значит мне они предназначались».