Родная природа
в стихотворениях
русских поэтов ХIХ века
МБ ОУ СОШ №4
В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык. Ф.И.Тютчев.
Наша природа – это наша Родина. Наша земля – это частица нас. Человек любит свою землю, восхищается красотой родной природы. Родная природа – неисчерпаемый источник поэзии. Шелест листьев, запах земли, цвет воздуха – всё подмечают поэты. Пейзажная лирика передаёт настроения, чувства человека, созвучна его душе .
Опять она, родная сторона,
С её зелёным, благодатным летом;
И вновь душа поэзии полна.
Да, только здесь могу я быть поэтом
Русская поэзия ХIХ века – одна из самых славных страниц в истории духовной жизни и национальной культуры нашего Отечества . Русские поэты зовут читателя в мир прекрасной мечты.
Фёдор Иванович Тютчев
1803 - 1873
Афанасий Афанасьевич Фет
1820 – 1892
Евгений Абрамович Баратынский
1800 – 1844
« Весна, весна! как воздух чист…»
- Шумят ручьи! блестят ручьи! Взревев, река несет На торжествующем хребте Поднятый ею лед! Еще древа обнажены, Но в роще ветхий лист, Как прежде, под моей ногой И шумен и душист. Под солнце самое взвился И в яркой вышине Незримый жавронок поет Заздравный гимн весне. Что с нею, что с моей душой? С ручьем она ручей И с птичкой птичка! с ним журчит, Летает в небе с ней! Зачем так радует ее И солнце и весна! Ликует ли, как дочь стихий, На пире их она? Что нужды! счастлив, кто на нем Забвенье мысли пьет, Кого далёко от нее Он, дивный, унесет!
- Весна, весна! как воздух чист! Как ясен небосклон! Своей лазурию живой Слепит мне очи он. Весна, весна! как высоко На крыльях ветерка, Ласкаясь к солнечным лучам, Летают облака!
- Какие приметы ранней весны видит поэт?
1.Чистый воздух, ясный небосвод, поднятый лёд на реке, бегущие ручьи, песня жаворонка.
2. Олицетворение: « Ласкаясь к солнечным лучам,/ Летают облака», « река несёт»/ На торжествующем хребте/ Поднятый ею лёд!»
- Какой литературный приём помогает сделать картину живой?
Метафоры: « на крыльях ветерка», « на торжествующем хребте».
- Каким настроением проникнуто стихотворение?
3. Чувство радости, восхищения пробуждающейся природой.
- Какие краски использует поэт, изображая радостную картину весны?
4. Лазурь « ослепительна», небосвод «ясен», в вышине «яркой».
- Какой настрой придают стихотворению восклицательные предложения?
5. Экспрессивный ( выразительный) настрой. Оно звучит как « заздравный гимн весне».
Яков Петрович Полонский
1803 – 1873
« По горам две хмурых тучи…»
По горам две хмурых тучи
Знойным вечером блуждали
И на грудь скалы горючей
К ночи медленно сползали.
Но сошлись – не уступили
Той скалы друг другу даром
И пустыню огласили
Яркой молнии ударом.
Грянул гром – по дебрям влажным
Эхо резко засмеялось,
А скала таким протяжным
Стоном жалобно сказалась,
Так вздохнула, что не смел
Повторить удара тучи И у ног скалы горючей Улеглись и обомлели…
- Какую картину рисует поэт?
- Какие мысли рождаются у поэта при наблюдении за предгрозовым пейзажем?
- Что вы можете сказать об отношении туч между собой?
- Как отозвалась скала на ссору двух туч у её подножия?
- Можно ли перенести описание явления природы на человеческие отношения?
В стихотворении образы двух туч и скалы напоминают детей и мать. Повздорив между собой, они огласили пустыню «яркой молнии ударом». Ссора детей стоном отдалась в сердце матери-скалы. Дети-тучи осознали горе, которое причинили матери, поэтому успокоились и мирно улеглись у её ног, признав свою вину .
Аполлон Николаевич Майков
1821 - 1897
Алексей Константинович Толстой
1817 - 1875
« Где гнутся над омутом лозы…»
Где гнутся над омутом лозы, Где летнее солнце печет, Летают и пляшут стрекозы, Веселый ведут хоровод. "Дитя, подойди к нам поближе, Тебя мы научим летать, Дитя, подойди, подойди же, Пока не проснулася мать! Под нами трепещут былинки, Нам так хорошо и тепло, У нас бирюзовые спинки, А крылышки точно стекло! Мы песенок знаем так много, Мы так тебя любим давно - Смотри, какой берег отлогий, Какое песчаное дно!"
- Какой пейзаж рисует Толстой в стихотворении?
- Кому и как рассказывают стрекозы о красоте летней природы?
- Какая опасность подстерегает ребёнка, заслушавшегося пение стрекоз?
- Удалось ли автору передать атмосферу чарующей и пугающей красоты?
Поэт рисует красоту летнего дня с солнечными бликами, хороводом бирюзовых стрекоз, пением о красоте сказочного мира, куда они зовут ребёнка.
Большую часть стихотворения занимает песня стрекоз. Они рассказывают мальчику о том, как красиво вокруг. Предлагают посмотреть на омут сверху, взлетев вместе с ними.
Силы природы вовлекают человека в свой чарующий мир, чтобы погубить его.
«…Открываю томик одинокий –
Томик в переплете полинялом
Человек писал все это строки
Я не знаю, для кого писал он,
Пусть он думал и любил иначе
И в столетьях мы не повстречались…
Если я от этих строчек плачу,
Значит мне они предназначались».