СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Родная (русская) литература

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по родной (русской) литературе 6 класс

Просмотр содержимого документа
«Родная (русская) литература»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Брасовского района Брасовская средняя общеобразовательная школа имени В.А.Алексютина



«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»на заседании МО учителей гуманитарного цикла заместитель директора школы по УВР директор школы

«___» _____________2020 г. «___»_____________2020г. «___»____________2020 г.

Протокол № _______ _______________________ ________________________ _____________________

Ченцова И.И. Кондрашова С.Л. Ченцова И.И.









Рабочая программа по родной литературе

6 «А», «Б» клаccы









Разработал учитель

русского языка и литературы

Шатова Ольга Владимировна







2020-2021 учебный год



Пояснительная записка

Рабочая программа составлена в соответствии с нормативными документами:

- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон об образовании)

- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее – ФГОС ООО)

- приказ Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в ФГОС ООО, утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 17.12.2010 №1897»;

- с учетом положений Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации, утвержденной 9 апреля 2016 г., № 637-р.

- Образовательной программой основного общего образования МБОУ «Брасовская СОШ имени В.А.Алексютина» с учётом программ, включённых в её структуру, и соответствует учебному плану, календарному учебному графику и расписанию учебных занятий учреждения на 2020 – 2021 учебный год.

При разработке и реализации рабочей программы используется Примерная программа по учебному предмету «Родная литература» для образовательных организаций, реализующих программы основного общего образования.



Программа обеспечена учебно-методическими пособиями, экранно-звуковыми, электронными (цифровыми) образовательными и интернет – ресурсами в соответствии с перечнем учебников и учебных пособий на 2020 - 2021 учебный год для реализации основной образовательной программы основного общего образования МБОУ БСОШ имени В.А. АЛЕКСЮТИНА.

В учебном плане учреждения на изучение родной литературы в 6 классе выделяется 17 часов (0,5 часа в неделю, 35 учебных недель). В соответствии с календарным учебным графиком и расписанием занятий (на 01.09.2020г) изучить содержание программы планируется за 17 часов.




















Планируемые результаты освоения учебного предмета «Родная (русская) литература» в 6 классе

Личностные результаты :

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;

  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России;

  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

  • развитие чувства прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность русской речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

  • устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста;

  • потребность в самовыражении через слово.


Метапредметными результатами изучения курса родная (русская) литература является формирование УУД.

Регулятивные УУД:

  • формулировать в сотрудничестве с учителем проблему и цели урока; способствовать к целеполаганию, включая постановку новых целей;

  • анализировать в обсуждении с учителем условия и пути достижения цели;

  • совместно с учителем составлять план решения учебной проблемы;

  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность под руководством учителя;

  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

  • овладение навыками смыслового чтения;

  • извлекать информацию (в сотрудничестве и при поддержке учителя), представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

  • владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

  • перерабатывать в сотрудничестве с учителем и преобразовывать информацию из одной формы в другую (переводить сплошной текст в план, таблицу, схему и наоборот: по плану, по схеме, по таблице составлять сплошной текст);

  • излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;

  • пользоваться словарями, справочниками;

  • осуществлять анализ и синтез;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • строить рассуждения.

Средством развития познавательных УУД служат тексты художественной литературы; технология продуктивного чтения.

Коммуникативные УУД:

  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;

  • планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве (при поддержке направляющей роли учителя);

  • уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;

  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

  • уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером при непосредственной методической поддержке учителя;

  • уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (в том числе и помощь учителя);

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации, создавать тексты различного типа, стиля, жанра;

  • выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.


Предметными результатами изучения курса родная (русская) литература является сформированность следующих умений:

  • осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

  • понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

  • развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;

  • овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п.;

  • формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.





























СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

6 класс

Введение (1)

Книга как духовное завещание одного поколения другому.

Русский фольклор ( 1 ч).

Былины «Святогор и Илья Муромец», «Рождение богатыря». Воплощение в образе богатыря национального характера и нравственных достоинств

ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА (2 ч)

«Житие Александра Невского»  – первое русское житие князя-воина

Р/Р Сочинение в стиле древнерусской литературы «Один день из моей школьной жизни»

Из литературы XVIII века (1ч)

Г.Р. Державин «Лебедь». Размышления о судьбе творца

Из литературы ХIХ века (3 ч)

К.Н. Батюшков. «На развалинах замка в Швеции». Противопоставление героической мощи старины мелочным, ничтожным масштабам настоящего

Д.В. Давыдов. Краткий рассказ о поэте. Отечественная война 1812 года глазами её участника. Стихотворение «Партизан»

Н.Г. Гарин – Михайловский. Слово о писателе. «Детство Тёмы» (главы «Иванов», «Ябеда», «Экзамены»). Отрочество героя. Годы учебы как череда тяжких испытаний в жизни подростка.

Из литературы ХХ века (7 ч )

К. Г. Паустовский. Проблема уважения к родной земле в рассказе «Бакенщик»

М.М. Зощенко. «Монтёр». Художественное своеобразие рассказа. Приёмы создания комического

В.К. Железников. Слово о писателе. «Чудак из 6 «Б». Сюжет и герои произведения. Проблема самостоятельности, ответственности, умения признавать свои ошибки в повести «Чудак из 6 б».

А.А. Лиханов. Слово о писателе. Повесть о военном детстве «Последние холода». Уроки нравственности в повести А. Лиханова «Последние холода»

А.Г. Алексин. История о мечтах, разрушенных войной, в рассказе «Домашнее сочинение»

Е.И. Носов. Слово о писателе. Особенности прозы Е.И.Носова. Доброта и жестокость людей в рассказе «Алюминиевое солнце»

Р/Р Сочинение-отзыв об одном  из произведений литературы XX века

Современная литература (2 ч)

Людмила Улицкая. Нравственная красота человека в рассказе «Счастливый случай». Материнская любовь и мудрость в рассказе «Бумажная победа»

Владислав Отрошенко. Краткий рассказ о писателе. Повесть в рассказах «Двор прадеда Гриши». Образ повествователя. Юмор в повести











Учебно-тематический план

№ п\п


Наименование раздела (темы)

Кол-во часов в примерной (авторской) программе

Кол-во часов в рабочей программе

1

Введение

2

УНТ

3

Древнерусская литература

4

Литература 18 века

5

Литература 19 века

6

Из литературы XX века

7

Современная литература






8

Итого

17ч

17ч



















































Календарно-тематическое планирование уроков родной литературы

в 6 классе (17 часов)

/п

Тема урока

Кол-во часов

План

Факт

Введение 1 ч

1

Связь литературы с историей, философией, психологией. Образ человека в литературном произведении



УНТ 1 ч

2

Былины «Святогор и Илья Муромец», «Рождение богатыря». Воплощение в образе богатыря национального характера и нравственных достоинств



Древнерусская литература 2 ч

3

«Житие Александра Невского»  – первое русское житие князя-воина



4

Р/Р Сочинение в стиле древнерусской литературы «Один день из моей школьной жизни»



Литература XVIII века 1ч

5

Г.Р. Державин «Лебедь». Размышления о судьбе творца



Литература XIX века 3 ч

6

К.Н. Батюшков. «На развалинах замка в Швеции». Противопоставление героической мощи старины мелочным, ничтожным масштабам настоящего



7

Д.В. Давыдов. Краткий рассказ о поэте. Отечественная война 1812 года глазами её участника. Стихотворение «Партизан»



8

Н.Г. Гарин – Михайловский. Слово о писателе. «Детство Тёмы» (главы «Иванов», «Ябеда», «Экзамены»). Отрочество героя. Годы учебы как череда тяжких испытаний в жизни подростка.



Литература XX века 7 ч

9

К. Г. Паустовский. Проблема уважения к родной земле в рассказе «Бакенщик»



10

М.М. Зощенко. «Монтёр». Художественное своеобразие рассказа. Приёмы создания комического



11

В.К. Железников. Слово о писателе. «Чудак из 6 «Б». Сюжет и герои произведения. Проблема самостоятельности, ответственности, умения признавать свои ошибки в повести «Чудак из 6 б».



12

А.А. Лиханов. Слово о писателе. Повесть о военном детстве «Последние холода». Уроки нравственности в повести А. Лиханова «Последние холода»



13

А.Г. Алексин. История о мечтах, разрушенных войной, в рассказе «Домашнее сочинение»



14

Е.И. Носов. Слово о писателе. Особенности прозы Е.И.Носова. Доброта и жестокость людей в рассказе «Алюминиевое солнце»



15

Р/Р Сочинение-отзыв об одном  из произведений литературы XX века



Современная литература 2 ч

16

Людмила Улицкая. Нравственная красота человека в рассказе «Счастливый случай». Материнская любовь и мудрость в рассказе «Бумажная победа»



17

Владислав Отрошенко. Краткий рассказ о писателе. Повесть в рассказах «Двор прадеда Гриши». Образ повествователя. Юмор в повести