СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Родник знаний. Развивающая программа

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Родник знаний. Развивающая программа»

МБОУ – средняя общеобразовательная школа №38

с углубленным изучением предметов эстетического профиля г. Орла












РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности


Коррекция эмоциональных нарушений и познавательной сферы у учащихся с ОВЗ

«Родник знаний»

2021 – 2022 учебный год


Количество часов (66/2)

Педагог-психолог Королева Е.В.



















Орёл 2021





Пояснительная записка


Инклюзивная образовательная среда характеризуется системой ценностного отношения к обучению, воспитанию и личностному развитию детей с ОВЗ, совокупностью ресурсов (средств, внутренних и внешних условий) их жизнедеятельности в школе и направленностью на индивидуальные образовательные стратегии обучающихся. Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения служит реализации права каждого ребенка на образование, соответствующее его потребностям и возможностям, вне зависимости от тяжести нарушения психофизического развития, способности к усвоению базового уровня образования. Получение детьми с ОВЗ образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

Данная коррекционно-развивающая программа направлена на создание условий в освоении АООП НОО детьми с ОВЗ (РДА, ЗПР) и разработана на основе:

Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-Ф3);

Постановления от 10 июля 2015 года № 26 Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

.


Цель курса - обеспечение успешности освоения АООП обучающимися с ОВЗ.. Коррекционная работа представляет собой систему комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся в условиях образовательного процесса, направленного на освоение ими АООП, преодоление и/или ослабление имеющихся у них недостатков в психическом и физическом развитии.


Коррекционно - развивающие задачи:


  • выявление особых образовательных потребностей обучающихся, обусловленных структурой и глубиной имеющихся у них нарушений, недостатками в физическом и психическом развитии;

  • осуществление индивидуально ориентированной психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогического консилиума);

  • разработка и реализация индивидуальных учебных планов, организация индивидуальных и групповых занятий для детей с учетом индивидуальных и типологических особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся;

  • реализация системы мероприятий по социальной адаптации с ОВЗ;

  • оказание родителям (законным представителям) консультативной и методической помощи.


Принципы психокоррекционной программы:

Принцип приоритетности интересов обучающегося определяет отношение работников организации, которые призваны оказывать каждому обучающемуся помощь в развитии с учетом его индивидуальных образовательных потребностей.

Принцип системности - обеспечивает единство всех элементов коррекционно-воспитательной работы: цели и задач, направлений осуществления и содержания, форм, методов и приемов организации, взаимодействия участников.

Принцип непрерывности обеспечивает проведение коррекционной работы на всем протяжении обучения школьника с учетом изменений в их личности.

Принцип вариативности предполагает создание вариативных программ коррекционной работы с детьми с учетом их особых образовательных потребностей и возможностей психофизического развития.

Принцип единства психолого-педагогических и медицинских средств, обеспечивающий взаимодействие специалистов психолого-педагогического и медицинского блока в деятельности по комплексному решению задач коррекционно-воспитательной работы.

Принцип сотрудничества с семьей основан на признании семьи как важного участника коррекционной работы, оказывающего существенное влияние на процесс развития ребенка и успешность его интеграции в общество.

Структура коррекционно-развивающих занятий:

Каждое занятие состоит из нескольких последовательных частей.

Вводная часть. Организационный момент, настраивающий на работу. Игры и упражнения на развитие произвольности психических процессов.

Основная часть. Выполнение основных заданий и упражнений, направленных на развитие познавательных процессов (или эмоционально-волевой сферы) у школьников, крупной и мелкой моторики, двигательной координации. Происходит формирование умения последовательного анализа и наблюдения; развитие навыков самостоятельного мышления, постановки цели и планомерного выполнения задания. В основную часть обязательно включаются релаксационные упражнения, способствующие снятию мышечного напряжения, усталости и активизирующие мыслительную деятельность.

Заключительная часть. Упражнения и задания на развитие самоконтроля и адекватной самооценки. Рефлексия занятия, подведение итогов работы.

Структура заданий программы усложняется в зависимости от уровня овладения ребенком пространственных представлений: от наиболее простых, координатных, метрических до лингвистических представлений. Названия тем являются «условными», так как на каждом занятии происходит развитие познавательных процессов в комплексе (мышления, внимания, памяти, зрительно-моторной координации, пространственных представлений), а не одного какого-то процесса.

В процессе обучения необходимо осуществлять мониторинг всех групп БУД, который помогает выявить индивидуальные достижения обучающихся и позволит делать выводы об эффективности проводимой в этом направлении работы.


Критерии эффективности


Оценка успешности проведённой коррекционно-развивающей работы определяется:


  • сравнительным анализом входящей (в начале года) и итоговой диагностики, а также динамики развития познавательных способностей детей на протяжении 3-х лет занятий;

  • поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;

  • косвенным показателем эффективности данных занятий может быть наблюдение учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности);

  • отзывы учителей, родителей.


Форма оценивания знаний – безотметочная.

Формы контроля: выполнение тестовых заданий, диагностика.

Основной показатель качества освоения программы - личностный рост обучающегося, его самореализация и определение своего места в детском коллективе.

На занятиях по курсу «Психокоррекционные занятия» происходит коррекция отдельных сторон психической деятельности и личностной сферы. Формирование учебной мотивации, стимуляция сенсорно – перцептивных, и мнемических процессов. Гармонизация психоэмоционального состояния, формирование позитивного отношения к своему «Я», повышение уверенности в себе, развитие самостоятельности, формирование навыков самоконтроля. Развитие речевой деятельности, формирование коммуникативных навыков, расширение представлений об окружающей действительности. Совершенствование движений.


Обучение реализуется на доступном содержании, построенном по принципу от простого к сложному с учётом возрастных и психических особенностей детей.


Общая характеристика коррекционного курса


Основными направлениями психокоррекционной работы являются:

Диагностическая работа, которая обеспечивает выявление особенностей развития и здоровья обучающихся с целью создания благоприятных условий для овладения ими содержанием основной образовательной программы.

Проведение диагностической работы предполагает осуществление:

психолого-педагогического обследования с целью выявления их особых образовательных потребностей:

развития познавательной сферы, специфических трудностей в овладении содержанием образования и потенциальных возможностей;

развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей обучающихся;

определение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ученика.

мониторинга динамики развития обучающихся, их успешности в освоении АООП образования;

анализа результатов обследования с целью проектирования и корректировки коррекционных мероприятий.

В процессе диагностической работы используются следующие формы и методы работы:

сбор сведений о ребенке у педагогов, родителей (беседы, анкетирование, интервьюирование),

психолого-педагогический эксперимент,

наблюдение за учениками во время учебной и внеурочной деятельности,

беседы с учащимися, учителями и родителями,

изучение работ ребенка (тетради, рисунки, поделки и т. п.) и др.

оформление документации (психолого-педагогические дневники наблюдения за учащимися и др.).

Коррекционно-развивающая работа обеспечивает организацию мероприятий, способствующих личностному развитию учащихся, коррекции недостатков в психическом развитии и освоению ими содержания образования. Коррекционно-развивающая работа включает:

составление индивидуальной программы психологического сопровождения учащегося (совместно с педагогами),

формирование в классе психологического климата комфортного для всех обучающихся,

организация внеурочной деятельности, направленной на развитие познавательных интересов учащихся, их общее социально-личностное развитие,

разработку оптимальных для развития обучающихся групповых и индивидуальных психокоррекционных программ (методик, методов и приёмов обучения) в соответствии с их особыми образовательными потребностями,

организацию и проведение индивидуальных и групповых занятий по психокоррекции, необходимых для преодоления нарушений развития учащихся,

развитие эмоционально-волевой и личностной сферы ученика и коррекцию его поведения,

социальное сопровождение ученика в случае неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.

В процессе коррекционно-развивающей работы используются следующие формы и методы работы:

  • занятия индивидуальные и групповые,

  • игры, упражнения, этюды

  • психокоррекционные методики,

  • кизенеологические упражнения.

Консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся. Консультативная работа включает:

психолого-педагогическое консультирование педагогов по решению проблем в развитии и обучении, поведении и межличностном взаимодействии конкретных учащихся;

консультативную помощь семье в вопросах решения конкретных вопросов воспитания и оказания возможной помощи ребёнку в освоении общеобразовательной программы.

В процессе консультативной работы используются следующие формы и методы работы: беседа, семинар, лекция, консультация, анкетирование педагогов, родителей, разработка методических материалов и рекомендаций учителю, родителям.

Информационно-просветительская работа предполагает осуществление разъяснительной деятельности в отношении педагогов и родителей по вопросам, связанным с особенностями осуществления процесса обучения и воспитания учащихся, взаимодействия с педагогами и сверстниками, их родителями (законными представителями), и др. Информационно-просветительская работа включает:

проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий детей,

оформление информационных стендов, печатных и других материалов,

психологическое просвещение педагогов с целью повышения их психологической компетентности,

психологическое просвещение родителей с целью формирования у них элементарной психолого-психологической компетентности.













Описание места коррекционного курса в учебном плане.


Коррекционно-развивающая программа рассчитана на 1 год по 2 часа в неделю. Курс изучения программы рассчитан на детей 1 классов, обучающихся по АООП НОО, разработанный на основании специальных (коррекционных) программ.

Класс

Количество часов в

Количество

Всего часов за


неделю

учебных недель

учебный год





1 класс

2

33

66





2 класс

2

34

68





3 класс

2

34

68





4 класс

2

34

68











4.Личностные и предметные результаты освоения коррекционного курса

Данная психокоррекционная программа должна обеспечить достижение обучающимися: личностных и предметных.

Личностные результаты обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования – введения обучающихся в культуру, овладение ими социокультурным опытом, включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.

Предметные результаты включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой образовательной области, готовность к их применению.

Создание комфортных коррекционно-развивающих условий для обучающихся с ОВЗ, способствующих коррекции и развитию познавательных процессов и личностных особенностей должны научить обучающихся с ОВЗ:

  • распознавать и выражать свои эмоции;

  • управлять своим поведением в зависимости от эмоционального состояния;

  • элементам логического рассуждения;

  • выделять существенные признаки и закономерности предметов;

  • сравнивать предметы, понятия;

  • уметь копировать образец, различать цвета, анализировать и удерживать зрительный образ;

  • самостоятельно выполнить задания;

  • осуществлять самоконтроль, оценивать себя, искать и исправлять свои ошибки;

  • работать в группе (при групповых формах работы).


Критерии оценки личностных результатов с учетом типологических и индивидуальных особенностей обучающихся с ОВЗ отсталости (оценка продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями)

Программа оценки также включает:

1) перечень личностных результатов, критериев оценки социальной (жизненной) компетенции учащихся;

2) перечень параметров и индикаторов оценки каждого результата;

Критерии

Параметры оценки

Индикаторы

Владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия (т.е. самой формой поведения, его социальным рисунком), в том числе с использованием информационных технологий

сформированность навыков коммуникации со взрослыми

способность инициировать и поддерживать коммуникацию со взрослыми

способность применять адекватные способы поведения в разных ситуациях

способность обращаться за помощью


сформированность навыков коммуникации со сверстниками

способность инициировать поддерживать коммуникацию сверстниками

владение средствами коммуникации

способность применять адекватные способы поведения в разных ситуациях

способность обращаться за помощью


адекватность применения ритуалов социального взаимодействия.

способность правильно применить ритуалы социального взаимодействия согласно ситуации



В результате обучения по данной программе у детей с ОВЗ должны сформироваться:

  • положительная мотивация к учению,

  • умение учиться,

  • умение получать и использовать знания в процессе жизни и деятельности.

  • готовность к дальнейшему профессиональному образованию.

Основной показатель качества освоения программы – личностный рост обучающегося, его самореализация и определение своего места в детском коллективе, переход в среднюю школу и обучение по АООП ООО.

Состав базовых учебных действий:

  • Личностные учебные действия обеспечивают готовность ребенка к принятию новой роли ученика, понимание им на доступном уровне ролевых функций и включение в процесс обучения на основе интереса к его содержанию и организации.

  • Коммуникативные учебные действия обеспечивают способность вступать в коммуникацию со взрослыми и сверстниками в процессе обучения.

  • Регулятивные учебные действия обеспечивают успешную работу на любом уроке и любом этапе обучения. Благодаря им создаются условия для формирования и реализации начальных логических операций.

  • Познавательные учебные действия представлены комплексом начальных логических операций, которые необходимы для усвоения и использования знаний и умений в различных условиях, составляют основу для дальнейшего формирования логического мышления школьников.

Умение использовать все группы действий в различных образовательных ситуациях является показателем их сформированности. С учетом возрастных особенностей, обучающихся с ОВЗ базовые учебные действия рассматриваются на различных этапах обучения.


Характеристика базовых учебных действий в соответствии с этапами обучения


Личностные учебные действия

Включают следующие умения:

осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;

способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;

целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;

самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;

понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений о этических нормах и правилах поведения в современном обществе;

готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе

Коммуникативные учебные действия

Включают следующие умения:

вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик - ученик, ученик - класс, учитель-класс);

использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;

обращаться за помощью и принимать помощь;

слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;

сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;

договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации

Регулятивные учебные действия

Включают следующие умения:

входить и выходить из учебного помещения со звонком;

ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения);

пользоваться учебной мебелью;

адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);

работать с учебными принадлежностями (инструментами, спортивным инвентарем) и организовывать рабочее место;

передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения;

принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе; • активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;

соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.

Познавательные учебные действия

Относятся следующие умения:

выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;

устанавливать видо-родовые отношения предметов;

делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;

пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;

читать;

писать;

выполнять арифметические действия;

наблюдать;

работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных и электронных и других носителях).





5.Содержание курса психокоррекционных занятий


Развитие моторики, графомоторных навыков.


Общеразвивающие подвижные игры с элементами основных движений (ходьба, бег, упражнения в равновесии, лазанье, прыжки, метание) на развитие моторных навыков, выработку саморегуляции. Игровой практикум «Веселые забавы».

Обучение целенаправленному выполнению действий и движений по инструкции педагога, произвольной регуляции движений самим ребенком: броски в цель, ходьба с изменением направления, упражнения из 2 звеньев действий и движений: «присядь – выпрямись», «поставь руки на пояс – сделай один шаг вперед».

Формирование координации разных частей тела.

Упражнения на согласованность действий и движений разных частей тела: повороты с движениями рук; ходьба по «дорожке следов» и по скамейке; подбрасывание мяча на разную высоту и ловля мяча двумя руками и одной рукой; ползание через «лабиринты», перепрыгивание через предметы – «по кочкам» и т.д.

Развитие мелкой моторики пальцев руки. Определение ведущей руки.

Упражнения: «Разложим по кучкам» – сортировка мелких предметов; «Поможем бабушке» – перебирание фасоли и гороха; «Художник» – рисование палочкой в воздухе; «Сложи предметы» – складывание мелких предметов в узкий сосуд. Пальчиковая гимнастика. Игры с мозаикой, конструктором. Рисование точек: направление, плотность, яркость. Упражнения: «Рисуем точки», «Разноцветные точки».

Развитие мелкой моторики, соотносящих движений пальцев рук.

Упражнения: «Бусы для куклы» – нанизывание бусин (пуговиц) на проволоку (шнурок); «Шаловливый котенок» – разматывание и сматывание ниток в моток»; «Дождь идет» – протягивание тесьмы в отверстия; «Составь цепочку» – составление цепочек из канцелярских скрепок разного цвета; «Барабанщик » – отстукивание каждым пальцем по очереди ритма по столу; «Выглади платочек» – смятие и разглаживание листа бумаги; «Найди предметы» – нахождение спрятанных мелких предметов в «сухом бассейне» (пластиковом ведерке); «Посушим белье» – прикрепление бельевых прищепок к горизонтально натянутой веревке. Рисование линий в разных направлениях: вертикальные, горизонтальные, наклонные. Упражнения: «Рисуем линии», «Столбы», «Косой дождик», «Лесенка».

Развитие динамической координации движений пальцев рук.

Упражнения: «Пальчики здороваются», «Пальцеход», «Соревнования по бегу», «Необычное животное», «Командир», «Посчитай-ка». Имитационная игра для кистей рук «Оркестр ». Рисование линий, разных по толщине: тонкие, толстые и по длине: короткие – длинные. Упражнения: «Рисуем линии», «Следы веселого карандаша». Работа с пластилином.

Развитие статической координации движений пальцев рук.

Упражнения: «Гнездо», «Фонарики», «Буквы», «Замок», «Олень здоровается». Имитационные упражнения для кистей рук: «Танцующие пальчики», «Поглаживание кошки» и т.д.

Рисование параллельных и ритмичных цикличных линий: ломаные, волнистые, дугообразные.

Упражнения: «Рисуем линии», «Дым идет», «По волнам», «Скачет мячик».

Развитие сложно координированных графических движений руки. Обводка фигур по пунктирным линиям, точкам. Упражнение «Обводка». Контурная аппликация из пластилина и кусочков цветной бумаги.

Развитие сложно координированных графических движений руки.

Штриховка фигур, предметных силуэтов в определённом направлении. Упражнение «Штриховка». Работа в технике «рваной» аппликации.

Развитие сложно координированных графических движений руки.

Рисование по опорным точкам и клеточкам. Упражнение «Рисуем фигуру по клеточкам». Прохождение «дорожек» (безотрывное, плавное проведение линий различной конфигурации). Упражнения: «Фигурные дорожки», «Горные дороги », «Пройди дорожку». Сгибание бумаги. Вырезание ножницами прямых полос. Упражнения: «Сгибаем и вырезаем», «Стебельки для цветов».


Тактильно-двигательное восприятие.


Развитие тактильной чувствительности. Обучение специальным обследующим движениям: поглаживание, разминание, постукивание, сжимание и др. Определение на ощупь объемных фигур и предметов, их величины. Дидактические игры и упражнения: «Чудесный мешочек», «Определи на ощупь: большие и маленькие предметы», «Догадайся, что за предмет », «Почтовый ящик», «Узнай фигуру», «Собери матрешку». Лепка из пластилина: «Ощупай и слепи».

Тактильное опознание и различение предметов, их признаков, свойств, качеств. Классификация предметов по заданному признаку.

Определение фактуры материала при прикосновении (гладкий – шершавый, твердый – мягкий). Дидактические игры и упражнения: «Гладкий – шершавый», «Твердый – мягкий», «Угадай, из чего сделан предмет», «Найди и покажи…гладкий – шершавый, твердый – мягкий» предмет», «Найди пару», «Что это?». Рисование на крупе – «Забавные картинки».

Кинестетическое и кинетическое развитие.

Формирование правильных представлений от различных поз и движений тела, верхних и нижних конечностей, головы в статическом положении и в движении на основе пережитых кинестетических ощущений. Концентрация внимания ребенка на анализе своих кинестетических ощущений: упражнения на: «смену положения туловища» (вытягивание вверх туловища и рук, затем – полное расслабление и выполнение полуприседания); «смену качества движения» (резкие движения в напряженной ходьбе сменяются мягкими плавными движениями

мягкой ходьбе и др.); «движение в разных направлениях» (движение вперед – назад, вправо – влево, по диагонали) и «использование при этом разных уровней пространства» (верх, низ, середина).

Выработка у ребенка умения сохранять позу: упражнения: «присесть», «встать», «топнуть», «хлопнуть руками», «покачать головой»; прыжки, различные действия с предметами: перемещение, перестановка. Игры: «Море волнуется», «Каток», «Через речку по мостику».

Формирование способности произвольного управления движениями на трех уровнях: зрительном, словесном, двигательном. Овладение выразительными движениями, приемами расслабления, освобождения от мышечных зажимов, снятия напряжения и эмоционального раскрепощения.

Игры и упражнения: «Скульптура», «Съедобное – несъедобное», «Стоп – сигнал», «Назойливая муха», «Имитация», «Зоопарк».


Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов.

Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник. Дидактические игры и упражнения: «Волшебный мел», «Назови фигуры», «Каждую фигуру на свое место», «Найди предмет указанной формы», «Коврик», «Из каких фигур состоит машина?». Геометрические сказки (о квадрате, прямоугольнике, круге, треугольнике).

Выделение признака формы, обозначение формы предмета словом.

Классификация предметов и их изображений по форме по показу. Работа с геометрическим конструктором: конструирование из геометрических форм. Дидактические игры и упражнения: «Сборщик», «Волшебный замок», «Из каких фигур составлены рисунки?», «Круг, треугольник, квадрат, прямоугольник», «Кто наблюдательнее?», «Фигурки – человечки», «Кто где спит?», «К каждой фигуре подбери предметы, похожие по форме».

Развитие восприятия величины.

Сравнение двух предметов контрастных величин по высоте, длине, ширине, толщине; обозначение словом (высокий – низкий, выше – ниже, одинаковой высоты; длинный – короткий, длиннее – короче, одинаковой длины; широкий – узкий, шире – уже, одинаковые по ширине; толстый – тонкий, толще – тоньше, одинаковые по толщине). Действия с реальными предметами: сравнение предметов мебели между собой (стол письменный и парта, стул учительский и ученический и т.д.); сравнение деталей строительного набора, игрушек и т.д.; сравнение по росту двух детей, взрослого и ребенка. Действия с геометрическими фигурами: сравнение плоскостных геометрических фигур. Дидактические игры и упражнения: «Сравни предметы», «Окошки», «Выполни задание», «Подбери одежду нужного размера для картонных кукол», «Закрой двери в домиках», «Построим башню».

Различение и выделение основных цветов (красный, желтый, зеленый, синий, черный, белый). Выбор по образцу знакомых предметов, резко различных по цвету. Дидактические игры упражнения: «Спрячь мышку», «Какого цвета не стало?», «Найди предметы такого же цвета», «Помоги Незнайке собрать букеты». Действия с цветом, основанные на зрительном сближении. Формирование у детей представлений о цвете как свойстве предметов. Дидактические игры и упражнения: «Разноцветные комнаты», лото «Цвет», «Подбери чашки к блюдцам», «Какого цвета?», «Неразлучные цвета», «Спектральная мозаика», «Радуга и овощи», «Радуга и фрукты». Моделирование геометрических фигур из бумаги, палочек, пластилина по образцу. Дидактические игры и упражнения: «Построим домики для фигур», «Пластилиновые жгутики».

Конструирование геометрических фигур и предметов из составляющих частей (2 – 3 детали). Дидактические игры и упражнения: «Сложи фигуру», «Картины».

Составление целого из частей на разрезном наглядном материале (2 – 3 детали с разрезами по диагонали). Складывание разрезных картинок: «Половинки», «Собери картинку».

Игровой тренинг развития восприятия младших школьников: дидактические игры и упражнения на: развитие восприятия формы предметов, соотнесение предметов по величине: «Веселые фигуры», «Отгадай фигуру», «Дорисуй фигуры», «Сравни по длине, ширине, высоте»; развитие цветовосприятия: «Разноцветные звездочки», «Цвета»; составление целого из части: «Разрезные картинки».


Развитие зрительного восприятия.

Формирование навыков зрительного анализа и синтеза (обследование предметов, состоящих из 2 – 3 деталей, по инструкции педагога). Дидактические игры и упражнения: «Построим дома», «Зашиваем ковер», «Найди такой же предмет», «Найди похожую», «Корректор», «Найди ошибку». Упражнения для профилактики и коррекции зрения.

Дифференцированное зрительное восприятие двух предметов: нахождение отличительных и

общих признаков. Дидактические игры и упражнения: «Найди одинаковые предметы», «У какой картинки нет пары?», «Найди различие и сходство», «Парные изображения», «Домино», Чем похожи и чем отличаются?». Упражнения для профилактики и коррекции зрения.

Определение изменений в предъявленном ряду. Нахождение лишней игрушки, картинки. Дидактические игры и упражнения: «Что изменилось?», «Что лишнее?», «Что появилось?», «Что потерялось?».


Общие рекомендации по проведению курса


Общая установка при проведении уроков психологического развития - не спешить переходить к следующему заданию, если хорошо не отработано предыдущее всеми учениками, иначе эти занятия теряют смысл. Если отдельные учащиеся «задерживают» остальных, то с ними придется позаниматься отдельно и дополнительно. Ничего плохого нет, если материал одного урока будет учителем отрабатываться при необходимости в течение, например, двух уроков. Предлагаемую программу следует рассматривать как «костяк», а содержащиеся задания, как примеры тех упражнений, которые требуется в данном случае выполнять. Их число можно и нужно увеличивать по мере необходимости.

При проведении занятий очень важно, чтобы все ученики правильно поняли инструкцию. Если потребуется, два-три раза объяснить ученикам, что они должны делать и как выполнять задание.

Необходимо четко соблюдать время предъявления тестового материала, где это обусловлено инструкцией.

Следует предоставлять учащимся как можно большую самостоятельность при выполнении заданий, учитель только помогает, объясняет, направляет. Обязательно обсуждать ответы учеников и вовлекать в это обсуждение всех детей.

Занятия желательно проводить в группах по 5-7 человек. Помещение для занятий должно быть достаточно большим, чтобы можно было не только поставить столы для всех учеников, но и проводить подвижные игры. Столы можно расставить в шахматном порядке или

виде буквы «п», чтобы был более тесный контакт учителя со школьниками.


Предполагаемые результаты:


  • развитие основных мыслительных способностей, учащихся;

  • развитие различных видов памяти, внимания и воображения;

  • развитие речи;

  • становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля;

  • снижение тревожности и необоснованного беспокойства;

  • высокая степень познавательной активности учащихся.


6.Тематическое планирование с определением основных видов деятельности

обучающихся.

Названия тем являются «условными», так как на каждом занятии происходит развитие познавательных процессов в комплексе (мышления, внимания, памяти, зрительно-моторной координации, пространственных представлений), а не одного какого-то процесса.


6.1. Содержание курса


№ п/п

Тема

Характеристика основных видов деятельности

Количество

часов


Развитие различных видов ощущений.

Игры-исследования (найди предмет, узнай предмет, угадай предмет, опиши предмет и т.д.);

Игры-эксперименты;

Отбор и сравнение материала.

6

2.

Развитие восприятия.

Слушание;

Пение;

Музыкально-ритмические движения;

Игра на детских музыкальных инструментах.

Тактильные игры; Игры-угадайки

Решение текстовых задач (загадки, ребусы);

6

3.

Развитие внимания.

Решение качественных задач;

Игры-исследования (найди предмет, узнай предмет, угадай предмет, опиши предмет и т.д.);

Решение задач, загадок, ребусов

10

4.

Развитие памяти.

Прослушивание, чтение, повторение;

Работа с раздаточным материалом;

Цепочка образов;

Метод ассоциаций;

Решение задач, загадок, ребусов.

10

5.

Развитие мышления.

Игры с различными строительными материалами;

Просмотр фильмов;

Экспериментирование;

Исследование;

Моделирование из различных материалов;

Решение различных видов задач (текстовых и качественных задач);

Объяснение наблюдаемых явлений

10

6.

Развитие пространственных представлений.

Все формы активности ребенка, в результате которых создается материальный или идеальный продукт (лепка, рисование, аппликация, конструирование);

Различные двигательные игры, хореография, спортивные игры

6

7.

Формирование и развитие навыка самоконтроля.

Игры с правилами:

дидактические (по содержанию: математические, речевые, экологические; по дидактическому материалу: игры с предметами, настольно-печатные, словесные — игры-поручения, игры-беседы, игры-путешествия, игры-предположения, игры-загадки);

подвижные (игры с прыжками, с бегом, лазаньем и т. п.; по предметам: игры с мячом, с обручем, скакалкой и т. д.);

развивающие;

музыкальные;

Общение и взаимодействие со сверстниками и взрослыми

6

8.

Развитие зрительно-двигательной координации.

Основные движения (ходьба, бег, метание, прыжки, лазанье, равновесие);

Кинезиогимнастика;

Танцевальные упражнения;

Упражнения с элементами спортивных игр;

Игры подвижные;

Игры с элементами спорта.

.

6

9.

Развитие артикуляции.

Упражнения для развития тонкой моторики (лепка, мозаики, вырезание, разукрашивание, рисование, аппликации, биссероплетение; конструирование из различных материалов и т.д.);

Слушание и повторение;

Пересказывание;

Декламация.

6

Итого:

66 часов

















Тематическое планирование 1 класс.


№ п/п

Тема

Характеристика основных видов деятельности

Количество

часов

Дата по плану

Дата по факту


Развитие различных видов ощущений.

Игры-исследования (найди предмет, узнай предмет, угадай предмет, опиши предмет и т.д.);

Игры-эксперименты;

Отбор и сравнение материала.

6



2.

Развитие восприятия.

Слушание;

Пение;

Музыкально-ритмические движения;

Игра на детских музыкальных инструментах.

Тактильные игры; Игры-угадайки

Решение текстовых задач (загадки, ребусы);

6



3.

Развитие внимания.

Решение качественных задач;

Игры-исследования (найди предмет, узнай предмет, угадай предмет, опиши предмет и т.д.);

Решение задач, загадок, ребусов

10



4.

Развитие памяти.

Прослушивание, чтение, повторение;

Работа с раздаточным материалом;

Цепочка образов;

Метод ассоциаций;

Решение задач, загадок, ребусов.

10



5.

Развитие мышления.

Игры с различными строительными материалами;

Просмотр фильмов;

Экспериментирование;

Исследование;

Моделирование из различных материалов;

Решение различных видов задач (текстовых и качественных задач);

Объяснение наблюдаемых явлений

10



6.

Развитие пространственных представлений.

Все формы активности ребенка, в результате которых создается материальный или идеальный продукт (лепка, рисование, аппликация, конструирование);

Различные двигательные игры, хореография, спортивные игры

6



7.

Формирование и развитие навыка самоконтроля.

Игры с правилами:

дидактические (по содержанию: математические, речевые, экологические; по дидактическому материалу: игры с предметами, настольно-печатные, словесные — игры-поручения, игры-беседы, игры-путешествия, игры-предположения, игры-загадки);

подвижные (игры с прыжками, с бегом, лазаньем и т. п.; по предметам: игры с мячом, с обручем, скакалкой и т. д.);

развивающие;

музыкальные;

Общение и взаимодействие со сверстниками и взрослыми

6



8.

Развитие зрительно-двигательной координации.

Основные движения (ходьба, бег, метание, прыжки, лазанье, равновесие);

Кинезиогимнастика;

Танцевальные упражнения;

Упражнения с элементами спортивных игр;

Игры подвижные;

Игры с элементами спорта.

.

6



9.

Развитие артикуляции.

Упражнения для развития тонкой моторики (лепка, мозаики, вырезание, разукрашивание, рисование, аппликации, биссероплетение; конструирование из различных материалов и т.д.);

Слушание и повторение;

Пересказывание;

Декламация.

6



Итого:

66 часов































17