Урок: Родного литературного чтения.
Работа с пословицей – Прочитаем пословицу ,
Не красна книга письмом, красна умом
– Как вы думаете, какое значение здесь имеет слово красный?
В старину слово красный означало «красивый».
– Встречали ли вы это слово когда-нибудь в сказках? Приведите примеры его употребления. (Красна девица, красно солнышко.)
-Подумайте, как раньше называли самое важное и почётное место в русском доме? (Красный угол.)
– Как называется главная площадь в нашей стране? (Красная площадь.)
– Как вы думаете, почему у них такие названия?
– Как вы понимаете смысл этой пословицы?
(Надо смотреть на содержание книги, о чём книга рассказывает, а не на то, как она выглядит.)
13.10.22
http://aida.ucoz.ru
Знакомство с автором произведения Сегодня мы с вами прочитаем первую историю, которую написал Сергей Алексеевич Бару́здин. – Знаете ли вы произведения этого автора? – Рассмотрите выставку книг писателя. Какие из них вам знакомы? (Дети называют книги, которые они видели или читали, а может быть, им кто-то читал.)
13.10.22
http://aida.ucoz.ru
( 22.07.1926— 4.03.1991)
В 12 лет Сергей Баруздин опубликовал первые рассказы в детском журнале «Пионер». Когда началась война, Баруздину было всего 15 лет – на фронт его не взяли.
Но бороться за победу можно было не только на фронте. Он оставил школу, пошел работать рабочим на типографию. После смены вместе со взрослыми копал траншеи.
В 17 лет его всё-таки взяли в армию – рядовым артиллерийской разведки. Сергей Алексеевич оборонял Москву, брал Берлин, освобождал Прагу. Вернулся в Москву бывалым воином.
Его фронтовые наблюдения нашли свое отражение во многих детских рассказах. Но описывал он в них не ужасы войны, а забавные случаи – «Простуженный ёжик», о том, как солдаты лечили ежа, «Сложное поручение» - о случайно раненном бегемоте.
Сергей Алексеевич Баруздин создавал и стихотворения для детей.
Знакомство с произведением С.А. Баруздин написал рассказ о мальчике, который думал, что умеет читать.
До школы ждать долго. Решил Алёшка сам научиться читать. Достал он книжку.
И оказалось, что чтение — самое простое дело.
Видит он — в книжке дом нарисован, говорит:
— Дом.
Видит лошадь, говорит:
— Лошадь.
Обрадовался Алёшка, к отцу побежал:
— А я уже читать умею!
— Хорошо! — сказал отец. — Давай посмотрим, как ты читаешь.
Показал отец Алёшке другую книгу.
— Это что? — спросил.
Видит Алёшка — на картинке жук нарисован с зонтиком, а под ним что-то написано.
— Это жук с зонтиком, — объяснил Алёшка.
— Вовсе это и не жук с зонтиком, — сказал отец, — а вертолёт.
Перевернул отец страницу:
— А это что?
— А это, — отвечает Алёшка, — мячик с рожками и ножками.
— Это не мячик с рожками и ножками, а спутник, — сказал отец.
Тут он протянул Алёшке ещё одну книгу:
— Теперь эту почитай!
Алёшка открыл книгу — нет в ней ни одной картинки.
— Не могу, — сказал, — здесь без картинок.
— А ты слова прочти, — посоветовал отец.
— Слова я не умею, — признался Алёшка.
— Вот то-то и оно! — сказал отец.
И больше ничего не сказал.
13.10.22
http://aida.ucoz.ru
- Чтение текста – Прочитаем этот рассказ ещё раз. После чтения вам нужно будет ответить на вопрос:
- «Младше или старше вас мальчик Алёша?»
(Младше, так как он ещё не ходит в школу и не умеет читать.)
3. Зачем папа показал Алёше книгу без картинок?
(Папа знал, что сын ещё не умеет читать, он хотел, чтобы Алёша сам в этом признался.)
4. Почему рассказ называется «Самое простое дело»?
(Алёшке чтение казалось очень лёгким и простым делом. Но первое впечатление может оказаться обманчивым. Чтобы добиться успеха в чём-либо, надо приложить усилия, овладеть необходимыми знаниями.)
13.10.22
http://aida.ucoz.ru
Обсуждение текста, обмен впечатлениями
(После чтения учитель задаёт вопрос.)
– Какое впечатление произвёл на вас этот рассказ? (Высказывания детей.)
13.10.22
http://aida.ucoz.ru
13.10.22
http://aida.ucoz.ru