1. Формировать умение учащихся определять и подбирать родственные слова.
2. Создавать благоприятные условия для развития речи и обогащения словарного запаса.
3. Способствовать формированию познавательного интереса к изучению русского языка.
Этапы урока | Речь и деятельность учителя | Речь и деятельность учащихся. |
1. Организационный момент. | - Здравствуйте ребята, меня зовут А. Е. Проверьте свое рабочее место. - Давайте создадим, друг другу хорошее настроение, а для этого улыбнемся друг другу. Итак, друзья, внимание, Ведь прозвенел звонок, Садитесь по удобней, Пора начать урок. Тетрадь правильно кладу, Ручку правильно держу. За посадкой слежу И красиво напишу. (Запись числа, классной работы) | Записывают число и классную работу. |
2. Актуализация знаний. Самоопределение к деятельности. | - Давайте приготовим пальчики для работы, чтобы они лучше писали и помассируем их. Этот пальчик - дедушка, Этот пальчик – бабушка, Этот пальчик – папочка, Этот пальчик – мамочка, Этот пальчик – я Вот и вся моя семья! - О чем говорилось в гимнастике для пальчиков? Кого называем семьей? Слайд 2. - А как еще называют близких родных людей? - Послушайте стихотворение Якова Акима. Он с вами полностью согласен. Мама с папой – моя родня. Нет роднее родни у меня. И сестренка родня и братишка, И щенок лопоухий Тишка. Я родных своих очень люблю. Скоро всем подарки подарю. -Что общего у родственников? А вот что говорит другой писатель К.Д. Паустовский. Родник роднит речку, а речка льется – течет через всю нашу матушку – землю, через всю Родину. Вы глядите, как складно это получается: родник, Родина, народ. Все эти слова как бы родня. -Как думаете, что хотел сказать нам писатель? Какая же тема урока? Слайд 3. Давайте поставим цели урока: - ПОНЯТЬ…. УМЕТЬ….. | Ученики делают зарядку для пальчиков. Ответы детей на вопросы: О семье. Тех людей, которые живут вместе. -Родня, родственники. - Общие родители: бабушки, дедушки и др. Они похожи внешне и имеют одну фамилию. Текст рассказывает заранее подготовленный ученик. -То, что у слов тоже есть родственники. Родственные слова. Учащиеся ставят цели урока. |
3.Открытие новых знаний | Чтобы понять, какие слова будут называться родственными , решим грамматическую задачу. Послушайте рассказ «Родня ли Гусеница Гусю?» Слайд 4. Идут по лугу гусь, гусыня и гусята. Навстречу им ползет гусеница - О! Здравствуйте! Вы кто такие? - Я Гусь, это Гусыня, это наши гусята. А ты кто? - А я ваша родственница – гусеница. - Ребята, как вы думаете, права ли гусеница? Почему? Кого мы можем назвать родственниками? Значит, какой первый признак родственных слов? Слайд 5. - А теперь давайте посмотрим на следующий слайд. - Достаточно ли того, чтобы слова были близки по смыслу? Слайд 6. -Чем похожи слова? Какое слово лишнее? Почему? Море, вода, моряк, морячка. Слайд 7. - Давайте сделаем вывод, какой же еще признак должен быть у родственных слов? Слайд 8. - Итак, давайте подведем итог. -Какие слова будут называться родственными? Слайд 9. | Нет. -Гусь, гусыню, гусят. - Родственные слова близки по смыслу. -лишнее слово вода, так как у всех есть общая часть мор. -Общая, одинаковая часть |
4. Работа по теме урока. Первичное закрепление. | Откройте учебники на стр.58. На какой вопрос мы сегодня должны найти ответ? Прочитаем правило. Верно ли мы ответили на вопрос? А сейчас перед нами стоит очень важная задача - научиться находить родственные слова. - К нам пришла гостья: Загадка. Хитрая плутовка, Рыжая головка, Пушистый хвост – краса Кто же это? (Лиса) Слайд 10. Лиса просит помочь найти ей родственников: Лиса, лисенок, лисий, листок. -Все ли слова будут родственными? Почему? | Что такое родственные слова? Читает ученик с хорошим навыком чтения. Чтение правила хором. Дети отгадывают загадку Дети отвечают, доказывают свою точку зрения. |
5. Физминутка. | Раз, два, три, четыре, пять – Все умеем мы считать. Раз! Подняться, подтянуться. Два! Согнуться, разогнуться. Три! В ладоши три хлопка Головою три кивка. На четыре – руки шире. Пять – руками помахать. Шесть – наместо тихо сесть. | |
6.Закрепление изученного. Самостоятельная работа в паре с проверкой. | А теперь поработайте сами. Попробуйте найти родственные слова. Докажите сою точку зрения. Слайд 11. Водный, вода, водитель, водолаз. Сайд 12. Дом, домик, домашний, изба. Работа в паре (задание на листочках на каждой парте) Слайд 13. -Найдите родственные слова, зачеркните лишнее слово. 1. Чайка, чайник, чайный. 2.Лес, лесник, лестница, лесок. 3. Дерево, деревце, сосна, деревянный. 4.Школа, школьник, школьный, ученик. Проверка по сайдам 14,15,16,17. | Учащиеся по слайдам находят родственные слова, доказывают свою точку зрения Дети работают в паре. Затем объясняют. Проверяют коллективно по слайдам |
7.Включение нового знания в систему знаний. | Упражнение 293, 294 | |
7. Рефлексия. | Индивидуальная работа по карточкам. Слайд 18. Вам даны карточки. -Найдите родственные слова и зачеркните лишнее. 1.Гора, горный, гореть, горняк. 2.Рис, рисовать, рисунок, рисование. 3.Жаркий,теплица, тепло, теплый. 4. Сыр, сырость, сырок. Сырник. В каждой группе зачеркните лишнее слово, оставьте только родственные слова. Проверка .Слайд 19. Проверьте работу по слайду. Если верно –поставь +. Если неверно – поставь -. Посчитай количество +. 4 «+»-оценка «5» 3 «+» -оценка «4» 2 «+» -оценка «3» 1 «+»- оценка «2». | Учащиеся работают самостоятельно. Учащиеся проверяют по слайду, оценивают свою работу. |
8. Подведение итогов урока. | Что нового узнали на уроке? Какие два условия должны выполняться, чтобы слова модно было назвать родственными? -Давайте подведем итог своей работе. -Продолжите предложения. Слайд 23. На уроке…. -я узнал….. -я понял….. Я сумел…. Я научился… Мне было трудно… Я похвалил бы себя… -мне захотелось… Спасибо за урок. Урок окончен. | Что такое родственные слова. Есть общая часть и близкое значение. |
| | |