СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Родственные слова 2 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Родственные слова 2 класс»

Урок русского языка во 2 классе

Тип урока: Урок открытия нового знания.

Тема: Что такое родственные слова?

Цели: познакомить с понятием родственные слова, с признаками родственных слов; развивать речь; пополнять словарный запас учащихся .

Планируемые результаты: учащиеся научатся находить в тексте родственные слова, употреблять их в речи; аргументировано отвечать, доказывать свое мнение; анализировать, делать выводы, сравнивать.

Задачи:

1. Формировать умение учащихся определять и подбирать родственные слова.

2. Создавать  благоприятные условия для развития речи и обогащения словарного запаса.

3. Способствовать формированию  познавательного интереса  к изучению русского языка.

4. Формировать УУД:

Личностные:

- повышать учебную мотивацию

- повышать уровень притязаний учащихся

Регулятивные:

  • умение управлять своей деятельностью

  • планировать свои шаги в работе

  • проявлять инициативу

  • умение исправлять свои ошибки

  • доводить до конца работу

  • самооценивание, целеполагание

Коммуникативные:

  • умение слушать другого, выстраивать диалог

  • умение выражать свое мнение и доказывать

  • развивать навыки сотрудничества

Познавательные:

  • умение работать с информацией

  • умение использовать алгоритм

  • умение сравнивать, обобщать, дополнять, делать выводы

  • постановка и решение проблемы

Ход урока.



Этапы урока

Речь и деятельность учителя

Речь и деятельность учащихся.


1. Организационный момент.

- Здравствуйте ребята, меня зовут А. Е.

Проверьте свое рабочее место.

- Давайте создадим, друг другу хорошее настроение, а для этого улыбнемся друг другу.

Итак, друзья, внимание,

Ведь прозвенел звонок,

Садитесь по удобней,

Пора начать урок.

Тетрадь правильно кладу,

Ручку правильно держу.

За посадкой слежу

И красиво напишу.

(Запись числа, классной работы)













Записывают число и классную работу.

2. Актуализация знаний. Самоопределение к деятельности.


- Давайте приготовим пальчики для работы, чтобы они лучше писали и помассируем их.

Этот пальчик - дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – я

Вот и вся моя семья!

- О чем говорилось в гимнастике для пальчиков?

Кого называем семьей?

Слайд 2.

- А как еще называют близких родных людей?

- Послушайте стихотворение Якова Акима. Он с вами полностью согласен.

Мама с папой – моя родня.

Нет роднее родни у меня.

И сестренка родня и братишка,

И щенок лопоухий Тишка.

Я родных своих очень люблю.

Скоро всем подарки подарю.


-Что общего у родственников?


А вот что говорит другой писатель К.Д. Паустовский.

Родник роднит речку, а речка льется – течет через всю нашу матушку – землю, через всю Родину. Вы глядите, как складно это получается: родник, Родина, народ. Все эти слова как бы родня.


-Как думаете, что хотел сказать нам писатель?

Какая же тема урока?

Слайд 3.

Давайте поставим цели урока:

- ПОНЯТЬ….

УМЕТЬ…..

Ученики делают зарядку для пальчиков.






Ответы детей на вопросы:

О семье.

Тех людей, которые живут вместе.

-Родня, родственники.












- Общие родители: бабушки, дедушки и др.

Они похожи внешне и имеют одну фамилию.


Текст рассказывает заранее подготовленный ученик.



-То, что у слов тоже есть родственники.

Родственные слова.

Учащиеся ставят цели урока.

3.Открытие новых знаний

Чтобы понять, какие слова будут называться родственными , решим грамматическую задачу. Послушайте рассказ «Родня ли Гусеница Гусю?»

Слайд 4.

Идут по лугу гусь, гусыня и гусята. Навстречу им ползет гусеница

- О! Здравствуйте! Вы кто такие?

- Я Гусь, это Гусыня, это наши гусята. А ты кто?

- А я ваша родственница – гусеница.

- Ребята, как вы думаете, права ли гусеница? Почему? Кого мы можем назвать родственниками? Значит, какой первый признак родственных слов?

Слайд 5.

- А теперь давайте посмотрим на следующий слайд.

- Достаточно ли того, чтобы слова были близки по смыслу?

Слайд 6.

-Чем похожи слова?

Какое слово лишнее? Почему?

Море, вода, моряк, морячка.

Слайд 7.

- Давайте сделаем вывод, какой же еще признак должен быть у родственных слов?

Слайд 8.

- Итак, давайте подведем итог.

-Какие слова будут называться родственными?

Слайд 9.










Нет.

-Гусь, гусыню, гусят.

- Родственные слова близки по смыслу.






-лишнее слово вода, так как у всех есть общая часть мор.

-Общая, одинаковая часть

4.  Работа по теме урока. Первичное закрепление.

Откройте учебники на стр.58.

На какой вопрос мы сегодня должны найти ответ? Прочитаем правило. Верно ли мы ответили на вопрос?

А сейчас перед нами стоит очень важная задача - научиться находить родственные слова.

- К нам пришла гостья:

Загадка.

Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Пушистый хвост – краса

Кто же это? (Лиса)

Слайд 10.

Лиса просит помочь найти ей родственников:

Лиса, лисенок, лисий, листок.

-Все ли слова будут родственными? Почему?

Что такое родственные слова?

Читает ученик с хорошим навыком чтения.

Чтение правила хором.


Дети отгадывают загадку








Дети отвечают, доказывают свою точку зрения.

5. Физминутка.

Раз, два, три, четыре, пять –

Все умеем мы считать.

Раз! Подняться, подтянуться.

Два! Согнуться, разогнуться.

Три! В ладоши три хлопка

Головою три кивка.

На четыре – руки шире.

Пять – руками помахать.

Шесть – наместо тихо сесть.


6.Закрепление изученного.

Самостоятельная работа в паре с проверкой.

А теперь поработайте сами. Попробуйте найти

родственные слова. Докажите сою точку зрения.

Слайд 11.

Водный, вода, водитель, водолаз.

Сайд 12.

Дом, домик, домашний, изба.


Работа в паре (задание на листочках на каждой парте)

Слайд 13.

-Найдите родственные слова, зачеркните лишнее слово.

1. Чайка, чайник, чайный.

2.Лес, лесник, лестница, лесок.

3. Дерево, деревце, сосна, деревянный.

4.Школа, школьник, школьный, ученик.


Проверка по сайдам 14,15,16,17.

Учащиеся по слайдам находят родственные слова, доказывают свою точку зрения








Дети работают в паре. Затем объясняют.


Проверяют коллективно по слайдам

7.Включение нового знания в систему знаний.

Упражнение 293, 294


7. Рефлексия.

Индивидуальная работа по карточкам. Слайд 18.

Вам даны карточки.

-Найдите родственные слова и зачеркните лишнее.

1.Гора, горный, гореть, горняк.

2.Рис, рисовать, рисунок, рисование.

3.Жаркий,теплица, тепло, теплый.

4. Сыр, сырость, сырок. Сырник.

В каждой группе зачеркните лишнее слово, оставьте только родственные слова.

Проверка .Слайд 19.

Проверьте работу по слайду.

Если верно –поставь +.

Если неверно – поставь -.

Посчитай количество +.

4 «+»-оценка «5»

3 «+» -оценка «4»

2 «+» -оценка «3»

1 «+»- оценка «2».

Учащиеся работают самостоятельно.









Учащиеся проверяют по слайду, оценивают свою работу.

8. Подведение итогов урока.

Что нового узнали на уроке?

Какие два условия должны выполняться, чтобы слова модно было назвать родственными?

-Давайте подведем итог своей работе.

-Продолжите предложения.

Слайд 23.

На уроке….

-я узнал…..

-я понял…..

Я сумел….

Я научился…

Мне было трудно…

Я похвалил бы себя…

-мне захотелось…

Спасибо за урок. Урок окончен.

Что такое родственные слова.

Есть общая часть и близкое значение.