СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Родство душ героев в рассказе А. Солженицына "Матрёнин двор"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

В рассказе А.И.Солженицына есть два героя, у которых есть родство душ, это сама Матрёна и рассказчик. Урок построен так,чтобы это родство оказалось видимым. В итоге урока ученики должны написать сочинение-рассуждение в формате ЕГЭ на высказывание: 

Смысл земного существования – не в благоденствии,

       а в развитии души.

                           (А.И. Солженицын)

Просмотр содержимого документа
«Родство душ героев в рассказе А. Солженицына "Матрёнин двор"»

Урок  литературы в 11 классе


Тема: Родство душ героев в рассказе А.И. Солженицына «Матрёнин двор»

Цель урока:

                    1). Развивать умение определять авторскую позицию через анализ           

                             текста;

                    2). Создать на уроке проблемную ситуацию, которая заставит  

                             задуматься, зачем человек живёт?

                    3). На жизненных примерах Матрёны и рассказчика – автора

                           показать положительный пример праведной жизни и вызвать

                              желание к нему приобщиться;

                    4). Закрепить умение писать сочинение в формате ЕГЭ.


Оборудование: мультимедийный проектор для показа презентации урока,

                           тексты произведения, тетради.

Подготовка урока: индивидуальное задание – чтение наизусть стихотворения

                                Н.Рубцова «Русский огонёк», письменный ответ на вопрос:

                                Почему рассказ называется «Матрёнин двор»?


Ход урока:


I. Фронтальный опрос с целью восстановления связи с прошлым уроком:  


             *Автор называет Матрёну «праведницей». Что это значит?

             *Как к Матрёне относились родственники? Односельчане?

              *За что осуждали Матрёну?

              *Как Матрёна относилась к людям?

              *Кто кроме Матрёны являются героями произведения?


II. Проверка домашнего задания – зачитывание письменных ответов на вопрос,   

      почему рассказ так называется?

    Слово учителя. Вы отметили в своих ответах, что произведение заканчивается трагически: Матрёна погибла, разрушен её двор. Но разве жизнь её напрасна? Давайте перечитаем финал рассказа. На какой ноте он заканчивается?

  -после перечитывания финала учащиеся делают вывод, что Матрёна как бы не одна  на русской земле, и именно на таких людях держится жизнь.


Вопрос к классу:

Есть ли в рассказе люди, похожие на Матрёну, кто понимал её?

Дети говорят, что это учитель.


III. Сравнительная характеристика героев по вопросам:

1. Как герои рассказа: учитель и Матрёна – относились друг к другу?

   Найдите в тексте и прочитайте оценочные высказывания героев друг о друге.

(задание выполняется по вариантам)

2. Почему между героями царит взаимопонимание? Может их роднит уровень

   образованности? Положение в обществе?

    одинаковый жизненный опыт?

    Сравним биографии героев. (Задание по вариантам)

3. Что же роднит героев?

     Почему между ними царит взаимопонимание?

      Какие черты характера присущи и герою, и героине?

     Что в жизни кажется им важным, а что нет?


IV. Чтение и анализ евангельских стихов из Матфея.


Не собирайте   себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляет и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше. (Мтф. 6.,19 -21)


Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных (Мтф. 5., 44 – 45)


V. Слушание стихотворения Н.Рубцова «Русский огонёк» и ответ на вопрос:

Чем близки стихотворение Николая Рубцова и рассказ Александра Исаевича Солженицына?


VI. Чтение и толкование высказывания А.И. Солженицына

Смысл земного существования – не в благоденствии,

      а в развитии души.

                          (А.И. Солженицын)

• Что такое благоденствие?

• Почему оно не может быть смыслом жизни, по мнению автора?

• Как можно развивать душу?

• Почему в этом – смысл человеческой жизни, по мнению автора?




VII. Написание сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ о смысле земного существования.


                           Задание на дом: закончить сочинение.