Урок литературы в 11 классе
Тема: Родство душ героев в рассказе А.И. Солженицына «Матрёнин двор»
Цель урока:
1). Развивать умение определять авторскую позицию через анализ
текста;
2). Создать на уроке проблемную ситуацию, которая заставит
задуматься, зачем человек живёт?
3). На жизненных примерах Матрёны и рассказчика – автора
показать положительный пример праведной жизни и вызвать
желание к нему приобщиться;
4). Закрепить умение писать сочинение в формате ЕГЭ.
Оборудование: мультимедийный проектор для показа презентации урока,
тексты произведения, тетради.
Подготовка урока: индивидуальное задание – чтение наизусть стихотворения
Н.Рубцова «Русский огонёк», письменный ответ на вопрос:
Почему рассказ называется «Матрёнин двор»?
Ход урока:
I. Фронтальный опрос с целью восстановления связи с прошлым уроком:
*Автор называет Матрёну «праведницей». Что это значит?
*Как к Матрёне относились родственники? Односельчане?
*За что осуждали Матрёну?
*Как Матрёна относилась к людям?
*Кто кроме Матрёны являются героями произведения?
II. Проверка домашнего задания – зачитывание письменных ответов на вопрос,
почему рассказ так называется?
Слово учителя. Вы отметили в своих ответах, что произведение заканчивается трагически: Матрёна погибла, разрушен её двор. Но разве жизнь её напрасна? Давайте перечитаем финал рассказа. На какой ноте он заканчивается?
-после перечитывания финала учащиеся делают вывод, что Матрёна как бы не одна на русской земле, и именно на таких людях держится жизнь.
Вопрос к классу:
Есть ли в рассказе люди, похожие на Матрёну, кто понимал её?
Дети говорят, что это учитель.
III. Сравнительная характеристика героев по вопросам:
1. Как герои рассказа: учитель и Матрёна – относились друг к другу?
Найдите в тексте и прочитайте оценочные высказывания героев друг о друге.
(задание выполняется по вариантам)
2. Почему между героями царит взаимопонимание? Может их роднит уровень
образованности? Положение в обществе?
одинаковый жизненный опыт?
Сравним биографии героев. (Задание по вариантам)
3. Что же роднит героев?
Почему между ними царит взаимопонимание?
Какие черты характера присущи и герою, и героине?
Что в жизни кажется им важным, а что нет?
IV. Чтение и анализ евангельских стихов из Матфея.
Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляет и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше. (Мтф. 6.,19 -21)
Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных (Мтф. 5., 44 – 45)
V. Слушание стихотворения Н.Рубцова «Русский огонёк» и ответ на вопрос:
Чем близки стихотворение Николая Рубцова и рассказ Александра Исаевича Солженицына?
VI. Чтение и толкование высказывания А.И. Солженицына
Смысл земного существования – не в благоденствии,
а в развитии души.
(А.И. Солженицын)
• Что такое благоденствие?
• Почему оно не может быть смыслом жизни, по мнению автора?
• Как можно развивать душу?
• Почему в этом – смысл человеческой жизни, по мнению автора?
VII. Написание сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ о смысле земного существования.
Задание на дом: закончить сочинение.