«Роль Академии наук Казахской ССР в становлении и развитии научных кадров в Казахстане с 1946-1991гг.)»
Научным руководителем явлется Дауренбекова Айжан Борамбаевна, преподаватель социально-гуманитарных дисциплин.
Актуальность исследования обусловлена многими факторами, но наиболее значимыми из них, являются следующие: во-первых, оно открывают целый ряд инновационных возможностей для эвристического восприятия проблемы и введения в научный оборот новых фактов и данных, характеризующих становление и развитие науки. Во-вторых, прагматический аспект актуальности темы заключается в том, что концептуальное переосмысление казахстанской науки, освободившейся от идеологических догм и стереотипов советской эпохи, а также реформирование системы науки в соответствии с мировыми стандартами, невозможно без учета ретроспективного анализа как позитивного, так и негативного опыта развития науки в Казахстане в исследуемый период
Объект исследования: История Науки Казахстана.
Цель исследования: изучение роли Академии наук Казахской ССР в становлении и развитии научных кадров в Казахстане в 1946-1991 годы.
Наука всегда играла важную роль в жизни общества. Особо ее значимость возрастает в переломные моменты исторического развития. В условиях демократизации казахстанского общества, когда народы Казахстана осознают себя субъектами развития государства, интерес к науке неизмеримо возрастает. В связи с этим, изучение процесса создания и развития того научного потенциала казахстанской науки, который сложился в исследуемый период и на который опирается современное казахстанское научное общество, имеет большое научное и практическое значение.
В настоящее время в обществе происходит стремительная переоценка роли науки в развитии человечества. Наука Советского периода и современной науки должна быть преемственной. В послевоенный период происходили изменения в численности, составе научной интеллигенции, совершенствовались формы и методы подготовки кадров. Однако количественный рост научных кадров не всегда последовательно сопровождался повышением качества их подготовки, глубиной и оригинальностью диссертационных тем, связью с жизнью и производством. Существенные недостатки были допущены в планировании подготовки научных кадров. Неравномерное развитие отраслей привело к избытку специалистов в одних отраслях и дефициту в других.
Если взять характерные этапы – с 1.января 1941г. и 1.01.1946г. то получается следующая картина. На 1 января 1941г. в филиале работали 6 докторов и профессоров, из них ни одного человека из коренного населения-казахов.
А на 1 января 46г. в филиале уже работали 71 доктор и профессор, в том числе 9 казахов. На 1 января 41г. кандидатов наук и доцентов в филиале было 19, из них 5 казахов .
А на 1 января 1946г. 175 кандидатов наук и доцентов, из них 49 казахов.
Звания | Доктора наук и профессора | Кандидаты наук и доценты |
Год | Всего | В том числе казахи | Всего | В том числе казахи |
1941 г. | 6 | 0 | 19 | 5 |
1946 г. | 71 | 9 | 175 | 49 |
Как видно на диаграмме возросло количество научных кадров за 5 лет.
![]()
Диаграмма 1. Рост работников в Академии наук КазССР за характерные этапы (1941-1946гг)
Если рассматривать по отдельности то количественный рост выглядит следующим образом: (обратите внимание на слайд)
![]()
![]()
Одной из важнейших и политически значимых проблем, стоявших перед Казахстаном в послевоенный период, являлось создание Академии наук Казахской ССР. Руководство Казахского филиала Академии наук, поставив проблему реорганизации филиала в Академию наук одной из основных задач, провело большую работу по привлечению в Казахский Филиал Академии наук высококвалифицированных кадров ученых, по подготовке новых кадров ученых в основном из коренного населения, по расширению и углублению структуры и тематики филиала, создавая и развивая в нем новые институты и сектора.
И уже в 1945 году научных работников с учеными степенями в филиале было 246, из них 52 казаха и представители других национальностей.
| Кол-во человек |
Всего | 246 |
В том числе казахов | 52 |
Другие народы, проживающие в Казахстане | 194 |
Из предложенной диаграммы видно процентное соотношение ученых-представителей коренного населения.
![]()
Диаграмма 1. Научные работники в 1945г. (коренное население казахов и других национальностей)
В октябре 1945 г. правительство СССР признало необходимой реорганизацию Казахского филиала Академии наук СССР в Академию наук Казахской ССР. Создание Академии наук является наиболее ярким показателем успехов данной республики в области развития науки и культуры.
Первым президентом Академии Наук Казахстана был назначен Каныш Имантаевич Сатпаев - геолог, первооткрыватель многочисленных залежей полезных ископаемых в Казахстане.
СЛАЙД «Именно при Сатпаеве наша Академия работала целеустремленно и вдохновенно, с глубоким пониманием конечного смысла своего предназначения, и ее голос был слышен и весом не только в отечественных, но и мировых научных кругах», - подчеркнул Президент РК Нурсултан Назарбаев, выступая на 90-летнем юбилее великого ученого.
С 1940-1960 гг. в Академии наук КазССР насчитывалось 1 087 научных кадров, включая аспирантов, из них 83 доктора наук, включая действительных членов и членов-корреспондентов АН КазССР, и 285 кандидатов наук. Из общего числа научных работников в Академии Наук КазССР, среди них 17 докторов наук и 97 кандидатов наук.
Года | 1940-1950 |
Научных кадров, включая аспирантов | 1087 |
Доктора наук, включая действительных членов и членов-корреспондентов | 83 |
Кандидатов наук | 285 |
![]()
С 1960-1970 гг. в состав академии входили 54 действительных членов и 45 членов-корреспондентов. В системе академий имелись 5 отделений и 21 научно-исследовательский институт.
![]()
Года | 1960-1970 |
Действительных членов | 54 |
Члены - корреспонденты | 45 |
К началу 1970 года в научных учреждениях академии работали 2 академика Академии наук СССР, 52 академика и 49 членов-корреспондентов Академии наук КазССР, 110 докторов и 625 кандидатов наук, или свыше 50% всех докторов и около 35% всех кандидатов наук Казахстана. Ученые академии активно участвовали в разработке перспективных народно-хозяйственных планов, тесно связывали свою деятельность с задачами развития промышленности, сельского хозяйства и культуры Казахстана, стремились раскрыть богатейшие производительные силы республики, вели важные исследования в творческом содружестве с работниками производства.
За 70-90-е года XX в. квалификация научных кадров академии наук Казахской ССР значительно повысилась.
К середине ХХ в. в Казахстане имелась хорошо отложенная система подготовки и аттестации научных кадров в Академии наук, университетах и НИИ были созданы отделы аспирантуры и докторантуры. Действовали специализированные научные советы по защите кандидатских и докторских диссертаций, были разработаны единые правила и положения о присуждении ученых степеней и присвоении ученых званий.
Издание нового закона «О науке» от 18 января 1992 года закладывает основу для системной государственной поддержки науки.
Таким образом, в период обретения независимости на повестке дня стояла новая задача формирования интеллектуальной нации, которая касалась не только внешней политики, но и затрагивала целый комплекс внутренних вопросов.