Начальная школа – это особый этап в жизни ребёнка. Он формирует у школьника основу умения учиться. Читательские умения обеспечат младшему школьнику возможность самостоятельно приобретать новые знания, а в дальнейшем создадут основу для самообразования. Значение книг для ребенка очень велико. Книги служат для того, чтоб расширять представление о мире, знакомить его с природой, всем, что его окружает, через книгу ребенок воспринимает модели поведения. В соответствии с требованиями ФГОС НОО задача каждого учителя начальной школы – научить школьника самостоятельно добывать и использовать новые знания.
Почему кое-кто из учащихся, находчивый, сообразительный, любознательный в детстве, вдруг становится безразличным к знаниям, инертным. Потому, что он не умеет читать. Если ребёнок не научился схватывать логически завершённые части предложений и целые предложения, то он никогда уж этому не научится, и не овладеет главным в учении- умением читать.
Главной целью предмета «Литературное чтение»в 1-4 классах является развитие личности ребенка, его эмоциональных и нравственных представлений. Чтение является универсальным навыком: это то, чему учат, и то, посредством чего учатся. Нам необходимо воспитать грамотного читателя. Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению – одна из задач начального образования в нашей школе.
Многие годы большое внимание уделялось технической стороне чтения: способу чтения, темпу, правильности, выразительности, а осознанность чтения рассматривали на самом последнем месте. Образовательные стандарты нового поколения заставляют нас по-новому взглянуть на роль чтения.
Нынешние школьники читают хуже, чем их сверстники несколько лет тому назад. Умение читать отражается на знаниях, на эрудиции. Особую озабоченность вызывает уровень навыков чтения в начальных классах. Снижение интереса к чтению мы пытаемся объяснить серией массовых средств информации. И в этом основная помощь должна идти от родителей. Семейное чтение должно быть традицией. Чтением детей руководят в семье, в школе, в библиотеке. Родители покупают детям книги с 2-3 лет. Начинают им читать, рассматривать картинки. А в школьные годы это желание у родителей пропадает, они уверенны, что ребёнок научился читать. А именно теперь надо направлять интерес и понимание детей в нужное направление. Ребёнка интересует не рассуждение, описание природы, , а конкретный события. Хорошо читающие дети бывают чаще в семьях, где детей окружают книги. Дети видят, что книга- постоянный спутник их отца и матери.
Успешная самостоятельность в учении детей немыслима без беглого чтения. А навык этот формируется постоянной тренировкой чтением вслух. Тот, кто любит книгу, хорошо читает и рассказывает, грамотно пишет, легко усваивает программный материал. Поэтому чтением детей надо умело руководить.
В каждом классе найдутся дети, испытывающие большие трудности при самостоятельной работе с текстом учебника. Они с большим трудом или совсем не воспринимают информацию, которую несёт текст. Дети испытывают трудности в понимании текста, в формулировании основной мысли текста, в поиске ответов на вопросы. Многие трудности понимания и запоминания текста связаны с неразвитым воображением. Дети склонны фантазировать. Поэтому они очень любят сказки, фантастические рассказы. Для них характерно эмоциональное восприятие книги. Они очень переживают о том, что читают, слушают, поэтому не могут спокойно сидеть, громко смеются, очень любят юмор. В образном мышлении преобладают зрительные образы, поэтому у них появляется желание сделать рисунок о прочитанном, или прослушанном.
Отличительным свойством памяти является склонность к дословному пересказыванию книги, рассказа. Те дети, которые не освоили нормы техники чтения, предпочитают слушать, а не читать, так как, прочитав, сами не понимают смысла прочитанного. Трудности заключаются в том, что не умеют выделить главного в рассказе, их отвлекает описание деталей.
Многолетняя практика показывает, что при выполнении самостоятельной работы, тестов разного уровня обучающиеся допускают ошибки по причине непонимания формулировки задания. С такими проблемами мы сталкиваемся при формировании навыков смыслового чтения. Работа учителя направлена на развитие умения вчитываться в задание, выделять ключевые слова в его формулировке, на развитие понимания его смысла. Ребёнок должен иметь возможность самостоятельно работать с текстом.
Когда ребенок вдумчиво читает, он может активно взаимодействовать со своими внутренними образами. Он старается сам установить соотношение между собой, текстом и окружающим миром. Для преодоления проблем с чтением учитель на уроках использует различные приемы обучения детей смысловому чтению. В 1-4 классе мы учим медленному чтению художественного текста. Ребенок должен продумывать в ходе чтения смысл каждого слова, уметь задавать вопросы и находить ответы на них, а также он должен уметь делать анализ прочитанного. Учитель учит понимать чужие мысли, извлекать из текста смысл, который в него вложил автор, почувствовать то, что чувствовали герои произведения.
Ученик начальной школы должен уметь ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл, определять главную тему, выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию текста; предвидеть содержание текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт; объяснять порядок частей, содержащихся в тексте; находить в тексте требуемую информацию .
Проверочная работа по литературному чтению .
3 класс.
Прочитай текст и выполни задания.
Брат и сестра отправились в школу. На дороге было жарко и пыльно, а вроще прохладно и весело.
Брат сказал сестре:
- в школу мы ещё успеем. В школе душно и скучно, а вроще очень весело. Не пойти ли нам туда, сестра?
Дети бросили азбуки и скрылись между зелёными кустиками.
Увидели золотого жучка.
- Поиграй-ка с нами, сказали дети жуку.
- С удовольствием бы, - отвечал жук, - но я должен добыть себе обед.
-А ты поиграешь с нами? – спросили дети муравья.
Но муравью некогда было слушать: он тащил соломинку.
Дети обратились к белке, предлагая ей тоже поиграть с ними, но белка должна была запастись орехами на зиму.
Детям стало скучно, что все заняты своим делом и рикто не хочет играть с ними. Они подбежали к ручью.
-Тебе нечего делать? – сказали ему дети. – Поиграй же с нами!
Но и ручей был занят работой и тоже отказался.
Тут мальчик приметил на зелёной ветке малиновку. Она сидела и насвистывала превеселую песенку.
-Тебе нечего делать, поиграй с нами! – закричал малиновке мальчик.
-Как, - обиделась малиновка, - мне нечего делать? Да разве я целый день не ловила мошек, чтобы накормить моих малюток? Я так устала, что не могу поднять крыльев. Да и теперь убаюкиваю песенкой моих деток. А вы что сегодня делали, маленькие ленивцы? В школу не пошли, бегаете по роще, даещё мешаете другим дело делать. Идите-ка лучше, куда вас послали. Помните, что только тому приятно отдохнуть и поиграть, кто поработал и сделал всё, что обязан был сделать.
Детям стало стыдно: они пошли в школу и учились прилежно.
Задания.
- Определи что это :
А) рассказ в) сказка
Б) стихотворение г) быль
- Где происходили события, описанные в тексте?
А) в школе в) на дороге
Б) в поле г) в роще
- Какие качества в характере были у детей?
А) общительность в) ответственность;
Б) лень; г) любопытство.
4. Кто из героев произведения сказал эти слова?
« В школу не пошли, бегаете по роще да ещё мешаете другим дело делать. Идите-ка лучше, куда вас послали».
А) малиновка в) ручей;
Б) белка; г) муравей.
5. Какая пословица раскрывает главную мысль текста?
А) Семеро одного не ждут.
Б) Делу время, а потехе час.
В) За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.
6. Определи последовательность событий
___ Совет малиновки.
___ Приглашение брата.
___ Беседа с жителями рощи.
___ Детям стало стыдно.
7. Почему в роще все отказались играть с детьми?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Используя текст, восстанови предложение.
Детям ___________________, что все ________________, и никто ________________ с ними. Они ___________________ в школу.
9. Выпиши предложение, в котором заключена главная мысль произведения.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Начальная школа – это особый этап в жизни ребёнка. Он формирует у школьника основу умения учиться. Читательские умения обеспечат младшему школьнику возможность самостоятельно приобретать новые знания, а в дальнейшем создадут основу для самообразования. Значение книг для ребенка очень велико. Книги служат для того, чтоб расширять представление о мире, знакомить его с природой, всем, что его окружает, через книгу ребенок воспринимает модели поведения. В соответствии с требованиями ФГОС НОО задача каждого учителя начальной школы – научить школьника самостоятельно добывать и использовать новые знания.
Почему кое-кто из учащихся, находчивый, сообразительный, любознательный в детстве, вдруг становится безразличным к знаниям, инертным. Потому, что он не умеет читать. Если ребёнок не научился схватывать логически завершённые части предложений и целые предложения, то он никогда уж этому не научится, и не овладеет главным в учении- умением читать.
Главной целью предмета «Литературное чтение»в 1-4 классах является развитие личности ребенка, его эмоциональных и нравственных представлений. Чтение является универсальным навыком: это то, чему учат, и то, посредством чего учатся. Нам необходимо воспитать грамотного читателя. Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению – одна из задач начального образования в нашей школе.
Многие годы большое внимание уделялось технической стороне чтения: способу чтения, темпу, правильности, выразительности, а осознанность чтения рассматривали на самом последнем месте. Образовательные стандарты нового поколения заставляют нас по-новому взглянуть на роль чтения.
Нынешние школьники читают хуже, чем их сверстники несколько лет тому назад. Умение читать отражается на знаниях, на эрудиции. Особую озабоченность вызывает уровень навыков чтения в начальных классах. Снижение интереса к чтению мы пытаемся объяснить серией массовых средств информации. И в этом основная помощь должна идти от родителей. Семейное чтение должно быть традицией. Чтением детей руководят в семье, в школе, в библиотеке. Родители покупают детям книги с 2-3 лет. Начинают им читать, рассматривать картинки. А в школьные годы это желание у родителей пропадает, они уверенны, что ребёнок научился читать. А именно теперь надо направлять интерес и понимание детей в нужное направление. Ребёнка интересует не рассуждение, описание природы, , а конкретный события. Хорошо читающие дети бывают чаще в семьях, где детей окружают книги. Дети видят, что книга- постоянный спутник их отца и матери.
Успешная самостоятельность в учении детей немыслима без беглого чтения. А навык этот формируется постоянной тренировкой чтением вслух. Тот, кто любит книгу, хорошо читает и рассказывает, грамотно пишет, легко усваивает программный материал. Поэтому чтением детей надо умело руководить.
В каждом классе найдутся дети, испытывающие большие трудности при самостоятельной работе с текстом учебника. Они с большим трудом или совсем не воспринимают информацию, которую несёт текст. Дети испытывают трудности в понимании текста, в формулировании основной мысли текста, в поиске ответов на вопросы. Многие трудности понимания и запоминания текста связаны с неразвитым воображением. Дети склонны фантазировать. Поэтому они очень любят сказки, фантастические рассказы. Для них характерно эмоциональное восприятие книги. Они очень переживают о том, что читают, слушают, поэтому не могут спокойно сидеть, громко смеются, очень любят юмор. В образном мышлении преобладают зрительные образы, поэтому у них появляется желание сделать рисунок о прочитанном, или прослушанном.
Отличительным свойством памяти является склонность к дословному пересказыванию книги, рассказа. Те дети, которые не освоили нормы техники чтения, предпочитают слушать, а не читать, так как, прочитав, сами не понимают смысла прочитанного. Трудности заключаются в том, что не умеют выделить главного в рассказе, их отвлекает описание деталей.
Многолетняя практика показывает, что при выполнении самостоятельной работы, тестов разного уровня обучающиеся допускают ошибки по причине непонимания формулировки задания. С такими проблемами мы сталкиваемся при формировании навыков смыслового чтения. Работа учителя направлена на развитие умения вчитываться в задание, выделять ключевые слова в его формулировке, на развитие понимания его смысла. Ребёнок должен иметь возможность самостоятельно работать с текстом.
Когда ребенок вдумчиво читает, он может активно взаимодействовать со своими внутренними образами. Он старается сам установить соотношение между собой, текстом и окружающим миром. Для преодоления проблем с чтением учитель на уроках использует различные приемы обучения детей смысловому чтению. В 1-4 классе мы учим медленному чтению художественного текста. Ребенок должен продумывать в ходе чтения смысл каждого слова, уметь задавать вопросы и находить ответы на них, а также он должен уметь делать анализ прочитанного. Учитель учит понимать чужие мысли, извлекать из текста смысл, который в него вложил автор, почувствовать то, что чувствовали герои произведения.
Ученик начальной школы должен уметь ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл, определять главную тему, выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию текста; предвидеть содержание текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт; объяснять порядок частей, содержащихся в тексте; находить в тексте требуемую информацию .
Проверочная работа по литературному чтению .
3 класс.
Прочитай текст и выполни задания.
Брат и сестра отправились в школу. На дороге было жарко и пыльно, а вроще прохладно и весело.
Брат сказал сестре:
- в школу мы ещё успеем. В школе душно и скучно, а вроще очень весело. Не пойти ли нам туда, сестра?
Дети бросили азбуки и скрылись между зелёными кустиками.
Увидели золотого жучка.
- Поиграй-ка с нами, сказали дети жуку.
- С удовольствием бы, - отвечал жук, - но я должен добыть себе обед.
-А ты поиграешь с нами? – спросили дети муравья.
Но муравью некогда было слушать: он тащил соломинку.
Дети обратились к белке, предлагая ей тоже поиграть с ними, но белка должна была запастись орехами на зиму.
Детям стало скучно, что все заняты своим делом и рикто не хочет играть с ними. Они подбежали к ручью.
-Тебе нечего делать? – сказали ему дети. – Поиграй же с нами!
Но и ручей был занят работой и тоже отказался.
Тут мальчик приметил на зелёной ветке малиновку. Она сидела и насвистывала превеселую песенку.
-Тебе нечего делать, поиграй с нами! – закричал малиновке мальчик.
-Как, - обиделась малиновка, - мне нечего делать? Да разве я целый день не ловила мошек, чтобы накормить моих малюток? Я так устала, что не могу поднять крыльев. Да и теперь убаюкиваю песенкой моих деток. А вы что сегодня делали, маленькие ленивцы? В школу не пошли, бегаете по роще, даещё мешаете другим дело делать. Идите-ка лучше, куда вас послали. Помните, что только тому приятно отдохнуть и поиграть, кто поработал и сделал всё, что обязан был сделать.
Детям стало стыдно: они пошли в школу и учились прилежно.
Задания.
- Определи что это :
А) рассказ в) сказка
Б) стихотворение г) быль
- Где происходили события, описанные в тексте?
А) в школе в) на дороге
Б) в поле г) в роще
- Какие качества в характере были у детей?
А) общительность в) ответственность;
Б) лень; г) любопытство.
4. Кто из героев произведения сказал эти слова?
« В школу не пошли, бегаете по роще да ещё мешаете другим дело делать. Идите-ка лучше, куда вас послали».
А) малиновка в) ручей;
Б) белка; г) муравей.
5. Какая пословица раскрывает главную мысль текста?
А) Семеро одного не ждут.
Б) Делу время, а потехе час.
В) За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.
6. Определи последовательность событий
___ Совет малиновки.
___ Приглашение брата.
___ Беседа с жителями рощи.
___ Детям стало стыдно.
7. Почему в роще все отказались играть с детьми?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Используя текст, восстанови предложение.
Детям ___________________, что все ________________, и никто ________________ с ними. Они ___________________ в школу.
9. Выпиши предложение, в котором заключена главная мысль произведения.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Значение книг для ребенка очень велико. Книги служат для того, чтоб расширять представление о мире, знакомить его с природой, всем, что его окружает, через книгу ребенок воспринимает модели поведения. В соответствии с требованиями ФГОС НОО задача каждого учителя начальной школы – научить школьника самостоятельно добывать и использовать новые знания.
Просмотр содержимого документа
«Роль чтения как средства образования.»
Роль чтения как средства образования.
Начальная школа – это особый этап в жизни ребёнка. Он формирует у школьника основу умения учиться. Читательские умения обеспечат младшему школьнику возможность самостоятельно приобретать новые знания, а в дальнейшем создадут основу для самообразования. Значение книг для ребенка очень велико. Книги служат для того, чтоб расширять представление о мире, знакомить его с природой, всем, что его окружает, через книгу ребенок воспринимает модели поведения. В соответствии с требованиями ФГОС НОО задача каждого учителя начальной школы – научить школьника самостоятельно добывать и использовать новые знания.
Почему кое-кто из учащихся, находчивый, сообразительный, любознательный в детстве, вдруг становится безразличным к знаниям, инертным. Потому, что он не умеет читать. Если ребёнок не научился схватывать логически завершённые части предложений и целые предложения, то он никогда уж этому не научится, и не овладеет главным в учении- умением читать.
Главной целью предмета «Литературное чтение»в 1-4 классах является развитие личности ребенка, его эмоциональных и нравственных представлений. Чтение является универсальным навыком: это то, чему учат, и то, посредством чего учатся. Нам необходимо воспитать грамотного читателя. Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению – одна из задач начального образования в нашей школе.
Многие годы большое внимание уделялось технической стороне чтения: способу чтения, темпу, правильности, выразительности, а осознанность чтения рассматривали на самом последнем месте. Образовательные стандарты нового поколения заставляют нас по-новому взглянуть на роль чтения.
Нынешние школьники читают хуже, чем их сверстники несколько лет тому назад. Умение читать отражается на знаниях, на эрудиции. Особую озабоченность вызывает уровень навыков чтения в начальных классах. Снижение интереса к чтению мы пытаемся объяснить серией массовых средств информации. И в этом основная помощь должна идти от родителей. Семейное чтение должно быть традицией. Чтением детей руководят в семье, в школе, в библиотеке. Родители покупают детям книги с 2-3 лет. Начинают им читать, рассматривать картинки. А в школьные годы это желание у родителей пропадает, они уверенны, что ребёнок научился читать. А именно теперь надо направлять интерес и понимание детей в нужное направление. Ребёнка интересует не рассуждение, описание природы, , а конкретный события. Хорошо читающие дети бывают чаще в семьях, где детей окружают книги. Дети видят, что книга- постоянный спутник их отца и матери.
Успешная самостоятельность в учении детей немыслима без беглого чтения. А навык этот формируется постоянной тренировкой чтением вслух. Тот, кто любит книгу, хорошо читает и рассказывает, грамотно пишет, легко усваивает программный материал. Поэтому чтением детей надо умело руководить.
В каждом классе найдутся дети, испытывающие большие трудности при самостоятельной работе с текстом учебника. Они с большим трудом или совсем не воспринимают информацию, которую несёт текст. Дети испытывают трудности в понимании текста, в формулировании основной мысли текста, в поиске ответов на вопросы. Многие трудности понимания и запоминания текста связаны с неразвитым воображением. Дети склонны фантазировать. Поэтому они очень любят сказки, фантастические рассказы. Для них характерно эмоциональное восприятие книги. Они очень переживают о том, что читают, слушают, поэтому не могут спокойно сидеть, громко смеются, очень любят юмор. В образном мышлении преобладают зрительные образы, поэтому у них появляется желание сделать рисунок о прочитанном, или прослушанном.
Отличительным свойством памяти является склонность к дословному пересказыванию книги, рассказа. Те дети, которые не освоили нормы техники чтения, предпочитают слушать, а не читать, так как, прочитав, сами не понимают смысла прочитанного. Трудности заключаются в том, что не умеют выделить главного в рассказе, их отвлекает описание деталей.
Многолетняя практика показывает, что при выполнении самостоятельной работы, тестов разного уровня обучающиеся допускают ошибки по причине непонимания формулировки задания. С такими проблемами мы сталкиваемся при формировании навыков смыслового чтения. Работа учителя направлена на развитие умения вчитываться в задание, выделять ключевые слова в его формулировке, на развитие понимания его смысла. Ребёнок должен иметь возможность самостоятельно работать с текстом.
Когда ребенок вдумчиво читает, он может активно взаимодействовать со своими внутренними образами. Он старается сам установить соотношение между собой, текстом и окружающим миром. Для преодоления проблем с чтением учитель на уроках использует различные приемы обучения детей смысловому чтению. В 1-4 классе мы учим медленному чтению художественного текста. Ребенок должен продумывать в ходе чтения смысл каждого слова, уметь задавать вопросы и находить ответы на них, а также он должен уметь делать анализ прочитанного. Учитель учит понимать чужие мысли, извлекать из текста смысл, который в него вложил автор, почувствовать то, что чувствовали герои произведения.
Ученик начальной школы должен уметь ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл, определять главную тему, выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию текста; предвидеть содержание текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт; объяснять порядок частей, содержащихся в тексте; находить в тексте требуемую информацию .
Проверочная работа по литературному чтению .
3 класс.
Прочитай текст и выполни задания.
Брат и сестра отправились в школу. На дороге было жарко и пыльно, а вроще прохладно и весело.
Брат сказал сестре:
- в школу мы ещё успеем. В школе душно и скучно, а вроще очень весело. Не пойти ли нам туда, сестра?
Дети бросили азбуки и скрылись между зелёными кустиками.
Увидели золотого жучка.
- Поиграй-ка с нами, сказали дети жуку.
- С удовольствием бы, - отвечал жук, - но я должен добыть себе обед.
-А ты поиграешь с нами? – спросили дети муравья.
Но муравью некогда было слушать: он тащил соломинку.
Дети обратились к белке, предлагая ей тоже поиграть с ними, но белка должна была запастись орехами на зиму.
Детям стало скучно, что все заняты своим делом и рикто не хочет играть с ними. Они подбежали к ручью.
-Тебе нечего делать? – сказали ему дети. – Поиграй же с нами!
Но и ручей был занят работой и тоже отказался.
Тут мальчик приметил на зелёной ветке малиновку. Она сидела и насвистывала превеселую песенку.
-Тебе нечего делать, поиграй с нами! – закричал малиновке мальчик.
-Как, - обиделась малиновка, - мне нечего делать? Да разве я целый день не ловила мошек, чтобы накормить моих малюток? Я так устала, что не могу поднять крыльев. Да и теперь убаюкиваю песенкой моих деток. А вы что сегодня делали, маленькие ленивцы? В школу не пошли, бегаете по роще, даещё мешаете другим дело делать. Идите-ка лучше, куда вас послали. Помните, что только тому приятно отдохнуть и поиграть, кто поработал и сделал всё, что обязан был сделать.
Детям стало стыдно: они пошли в школу и учились прилежно.
Задания.
Определи что это :
А) рассказ в) сказка
Б) стихотворение г) быль
Где происходили события, описанные в тексте?
А) в школе в) на дороге
Б) в поле г) в роще
Какие качества в характере были у детей?
А) общительность в) ответственность;
Б) лень; г) любопытство.
4. Кто из героев произведения сказал эти слова?
« В школу не пошли, бегаете по роще да ещё мешаете другим дело делать. Идите-ка лучше, куда вас послали».
А) малиновка в) ручей;
Б) белка; г) муравей.
5. Какая пословица раскрывает главную мысль текста?
А) Семеро одного не ждут.
Б) Делу время, а потехе час.
В) За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.
6. Определи последовательность событий
___ Совет малиновки.
___ Приглашение брата.
___ Беседа с жителями рощи.
___ Детям стало стыдно.
7. Почему в роще все отказались играть с детьми?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Используя текст, восстанови предложение.
Детям ___________________, что все ________________, и никто ________________ с ними. Они ___________________ в школу.
9. Выпиши предложение, в котором заключена главная мысль произведения.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________