СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Роль чтения как средства образования.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Чтение, как средства умения учиться. Текст, который помогает ребенку понять прочитанное 

Просмотр содержимого документа
«Роль чтения как средства образования.»

Роль чтения как средства образования.

Начальная школа – это особый этап в жизни ребёнка. Он формирует у школьника основу умения учиться. Читательские умения обеспечат младшему школьнику возможность самостоятельно приобретать новые знания, а в дальнейшем создадут основу для самообразования. Значение книг для ребенка очень велико. Книги служат для того, чтоб расширять представление о мире, знакомить его с природой, всем, что его окружает, через книгу ребенок воспринимает модели поведения. В соответствии с требованиями ФГОС НОО задача каждого учителя начальной школы – научить школьника самостоятельно добывать и использовать новые знания.

Почему кое-кто из учащихся, находчивый, сообразительный, любознательный в детстве, вдруг становится безразличным к знаниям, инертным. Потому, что он не умеет читать. Если ребёнок не научился схватывать логически завершённые части предложений и целые предложения, то он никогда уж этому не научится, и не овладеет главным в учении- умением читать.

Главной целью предмета «Литературное чтение» в 1-4 классах является развитие личности ребенка, его эмоциональных и нравственных представлений. Чтение является универсальным навыком: это то, чему учат, и то, посредством чего учатся. Нам необходимо воспитать грамотного читателя. Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению – одна из задач начального образования в школе.

Многие годы большое внимание уделялось технической стороне чтения: способу чтения, темпу, правильности, выразительности, а осознанность чтения рассматривали на самом последнем месте. Образовательные стандарты нового поколения заставляют нас по-новому взглянуть на роль чтения.

Нынешние школьники читают хуже, чем их сверстники несколько лет тому назад. Умение читать отражается на знаниях, на эрудиции. Особую озабоченность вызывает уровень навыков чтения в начальных классах. Снижение интереса к чтению мы пытаемся объяснить серией массовых средств информации. И в этом основная помощь должна идти от родителей. Семейное чтение должно быть традицией. Чтением детей руководят в семье, в школе, в библиотеке. Родители покупают детям книги с 2-3 лет. Начинают им читать, рассматривать картинки. А в школьные годы это желание у родителей пропадает, они уверенны, что ребёнок научился читать. А именно теперь надо направлять интерес и понимание детей в нужное направление. Ребёнка интересует не рассуждение, описание природы, , а конкретный события. Хорошо читающие дети бывают чаще в семьях, где детей окружают книги. Дети видят, что книга- постоянный спутник их отца и матери.

Успешная самостоятельность в учении детей немыслима без беглого чтения. А навык этот формируется постоянной тренировкой чтением вслух. Тот, кто любит книгу, хорошо читает и рассказывает, грамотно пишет, легко усваивает программный материал. Поэтому чтением детей надо умело руководить.

В каждом классе найдутся дети, испытывающие большие трудности при самостоятельной работе с текстом учебника. Они с большим трудом или совсем не воспринимают информацию, которую несёт текст. Дети испытывают трудности в понимании текста, в формулировании основной мысли текста, в поиске ответов на вопросы. Многие трудности понимания и запоминания текста связаны с неразвитым воображением. Дети склонны фантазировать. Поэтому они очень любят сказки, фантастические рассказы. Для них характерно эмоциональное восприятие книги. Они очень переживают о том, что читают, слушают, поэтому не могут спокойно сидеть, громко смеются, очень любят юмор. В образном мышлении преобладают зрительные образы, поэтому у них появляется желание сделать рисунок о прочитанном, или прослушанном.

Отличительным свойством памяти ученика начальной школы является склонность к дословному пересказыванию книги, рассказа. Те дети, которые не освоили нормы техники чтения, предпочитают слушать, а не читать, так как, прочитав, сами не понимают смысла прочитанного. Трудности заключаются в том, что они не умеют выделить главного в рассказе, их отвлекает описание деталей.

  Многолетняя практика показывает, что при выполнении самостоятельной работы, тестов разного уровня обучающиеся допускают ошибки по причине непонимания формулировки задания. С такими проблемами мы сталкиваемся при формировании навыков смыслового чтенияРабота учителя направлена на развитие умения вчитываться в задание, выделять ключевые слова в его формулировке, на развитие понимания его смысла. Ребёнок должен иметь возможность самостоятельно работать с текстом.

Когда ребенок вдумчиво читает, он может активно взаимодействовать со своими внутренними образами. Он старается сам установить соотношение между собой, текстом и окружающим миром. Для преодоления проблем с чтением учитель на уроках использует различные приемы обучения детей смысловому чтению. В 1-4 классе мы учим медленному чтению художественного текста. Ребенок должен продумывать в ходе чтения смысл каждого слова, уметь задавать вопросы и находить ответы на них, а также он должен уметь делать анализ прочитанного. Учитель учит понимать чужие мысли, извлекать из текста смысл, который в него вложил автор, почувствовать то, что чувствовали герои произведения.

Ученик начальной школы должен уметь ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл, определять главную тему, выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию текста; предвидеть содержание текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт; объяснять порядок частей, содержащихся в тексте; находить в тексте требуемую информацию . При регулярной работе с текстом у ребят появляется желание расширить представление о мире, в котором он живет, искать ответ на вопросы в книгах.


Проверочная работа по литературному чтению .

3 класс.


Прочитай текст и выполни задания.

Брат и сестра отправились в школу. На дороге было жарко и пыльно, а вроще прохладно и весело.

Брат сказал сестре:

- в школу мы ещё успеем. В школе душно и скучно, а вроще очень весело. Не пойти ли нам туда, сестра?

Дети бросили азбуки и скрылись между зелёными кустиками.

Увидели золотого жучка.

- Поиграй-ка с нами, сказали дети жуку.

- С удовольствием бы, - отвечал жук, - но я должен добыть себе обед.

-А ты поиграешь с нами? – спросили дети муравья.

Но муравью некогда было слушать: он тащил соломинку.

Дети обратились к белке, предлагая ей тоже поиграть с ними, но белка должна была запастись орехами на зиму.

Детям стало скучно, что все заняты своим делом и рикто не хочет играть с ними. Они подбежали к ручью.

-Тебе нечего делать? – сказали ему дети. – Поиграй же с нами!

Но и ручей был занят работой и тоже отказался.

Тут мальчик приметил на зелёной ветке малиновку. Она сидела и насвистывала превеселую песенку.

-Тебе нечего делать, поиграй с нами! – закричал малиновке мальчик.

-Как, - обиделась малиновка, - мне нечего делать? Да разве я целый день не ловила мошек, чтобы накормить моих малюток? Я так устала, что не могу поднять крыльев. Да и теперь убаюкиваю песенкой моих деток. А вы что сегодня делали, маленькие ленивцы? В школу не пошли, бегаете по роще, даещё мешаете другим дело делать. Идите-ка лучше, куда вас послали. Помните, что только тому приятно отдохнуть и поиграть, кто поработал и сделал всё, что обязан был сделать.

Детям стало стыдно: они пошли в школу и учились прилежно.


Задания к тексту.

  1. Определи что это :

А) рассказ в) сказка

Б) стихотворение г) быль

  1. Где происходили события, описанные в тексте?

А) в школе в) на дороге

Б) в поле г) в роще

  1. Какие качества в характере были у детей?

А) общительность в) ответственность;

Б) лень; г) любопытство.

4. Кто из героев произведения сказал эти слова?

« В школу не пошли, бегаете по роще да ещё мешаете другим дело делать. Идите-ка лучше, куда вас послали».

А) малиновка в) ручей;

Б) белка; г) муравей.

5. Какая пословица раскрывает главную мысль текста?

А) Семеро одного не ждут.

Б) Делу время, а потехе час.

В) За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.

6. Определи последовательность событий

___ Совет малиновки.

___ Приглашение брата.

___ Беседа с жителями рощи.

___ Детям стало стыдно.

7. Почему в роще все отказались играть с детьми?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


8. Используя текст, восстанови предложение.

Детям ___________________, что все ________________, и никто ________________ с ними. Они ___________________ в школу.

9. Выпиши предложение, в котором заключена главная мысль произведения.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________