СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Роль декоративного искусства в жизни общества (на примере древнего Египта)

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: Урок – живая газета

Вид урока: комбинированный

по основной дидактической цели – урок проверки и коррекции знаний и умений

По способу проведения - самостоятельная работа учащихся

Педагогическая технология: традиционная модернизированная

Цель: Создать условия для изучения декоративно – прикладного искусства древнего Египта.

Просмотр содержимого документа
«Роль декоративного искусства в жизни общества (на примере древнего Египта)»

Тема урока: Роль декоративного искусства в жизни общества (на примере древнего Египта)

Класс: 5

Автор: Панова Оксана Николаевна, учитель изобразительного искусства МБОУ лицей №1 города Пролетарска Ростовской области.

Раздел, тема, класс: Декор – человек, общество, время. Роль декоративного искусства в жизни древнего общества.

УМК: Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс. Н. А. Горяева, О. В. Островская, под редакцией Б. М. Неменского. Москва, «Просвещение» 2014 год.

Количество часов на изучаемую тему: 1.

Тип урока: Урок – живая газета

Вид урока: комбинированный

по основной дидактической цели – урок проверки и коррекции знаний и умений

По способу проведения - самостоятельная работа учащихся

Педагогическая технология: традиционная модернизированная

Цель: Создать условия для изучения декоративно – прикладного искусства древнего Египта.

1. Образовательная – обобщить знания о видах изобразительного искусства. Организовать деятельность учеников по применению знаний при выполнения творческого задания. Сформировать представления о многообразии древнеегипетского искусства; знакомство с элементами одежды древних египтян, священными символами, с искусством древних ювелиров

2. Развивающая- развивать операции мышления: анализ, сравнение; содействовать развитию умения делать выводы; осуществлять самоконтроль, самооценку. Совершенствование навыков работы с инструментами при выполнении творческого задания.

3. Воспитательная - содействовать положительной мотивации учебной деятельности, осознанию обучающимися ценности изучаемого предмета, привитию у воспитанников чувства любви и интереса к художественной культуре, воспитывать толерантное отношение друг к другу, взаимное сотрудничество. Воспитание у учащихся познавательного интереса, стремления к самостоятельному поиску знаний, стимулирование творческой деятельности.

4. Здоровьесберегающая: обеспечить необходимые условия для продуктивной познавательной деятельности учащихся, снятию умственного и физического напряжения.

Оборудование для учителя:

Мультимедийный проектор, мультимедийная доска, учительский компьютер, программа OSM - модулей, раздаточный материал для учащихся, памятки поведения в группах, рефлексивный лист в виде синквейна, Макет Живой газеты, карточки для проведения рефлексии настроения и деления на группы, видеоряд для определения ключевого слова из темы урока, кроссворд для определения знаний о видах декоративно - прикладного искусства, мольберты.

Оборудование для учеников:

Лист формата А-2, графический материал (гуашь, акварельные краски, цветные карандаши, фломастеры), ножницы, клей карандаш, материал по теме: Искусство Древнего Египта

Особые методы художественно-эстетического обучения:

Метод сравнений: для развития творческого мышления (символическое отображение образа в рисунке; соединение частей в единый художественный образ)

Метод единства восприятия и созидания: любое эстетическое переживание по поводу воспринимаемого художественного образа можно выразить в собственной художественно-творческой деятельности.

Метод свободы в системе ограничений: направление ребенка на выполнение задания творчески, ведь творчество немыслимо без свободы.

Использование метода: «Хочу, нужно, могу».

Метод «Чистой доски» выбор основных вопросов, которые помогут решить данные вопросы.

Метода интриги

Основной метод обучения:

- наглядный; частично-поисковый, репродуктивный, эвристический, исследовательский.

Формы организации учебно-познавательной деятельности: - индивидуальная, групповая

УУД:

• Личностные УУД: понимать красоту окружающего мира, осознавать многообразие видов декоративно-прикладного искусства древних египтян, проявлять интерес к поставленной задаче, иметь мотивацию к учебной деятельности.

• Регулятивные УУД: определять и формулировать цель урока, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, выдвигать версии, решать проблему.

• Коммуникативные УУД: развивать у обучающихся умения работать самостоятельно над творческим заданием, излагать свое мнение, аргументируя его.

• Познавательные УУД: осмысливать услышанную информацию, выделять главное, представлять ее в материале (гуашь).

Планируемые результаты:

  • Научаться создавать эскизы костюмов древних египтян, познакомятся с декоративно-прикладным искусством древнего общества, его местом в истории искусства, увидят выдающиеся памятники древней культуры, получат навыки составления эскиза костюма и украшений в стиле древнеегипетского искусства;

  • Преобразовывать информацию;

  • Ставить вопросы к теме урока, находить ответы на них;

  • Формулировать выводы по теме урока.





Метапредметные:

  • Уметь самостоятельно определять цели и способы взаимодействия, планировать способы работы:

  • Уметь репродуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, принимать позиции других участников деятельности.

Личностные:

  • Формирование собственной мировоззренческой позиции

  • Формировать учебно-познавательный интерес к изучению изобразительного искусства и творчеству.

Приемы обучения: словесная и наглядная передача учебной информации, обмен информацией, индивидуальное выполнение творческого задания.

Технологии обучения: личностно – ориентированное обучение, технология развивающего обучения, ИКТ, здоровьесберегающие, технология проектного обучения.

Этапы урока.

Наименование этапов урока

Характеристика видов деятельности

1

этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности:



- цветовая рефлексия (определение психологического настроя на урок и деление на группы)

-эмоциональный настрой на урок рефлексия начала урока

- видеоряд (для плавного настроя на урок и определение одного из ключевых слов урока)

Цель: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.


настроить учащихся к восприятию материала (ребенок увлекается новым материалом, включается в творческий процесс).

Создание условий, благоприятно влияющих на развитие творческих способностей.

Использование видеоряда для актуализации внимания и мотивации к данной теме.


2

этап актуализации и пробного учебного действия:

- определение темы урока (отгадывание кроссворда с ключевым словом)

- поиск букв для определения темы урока

- использование метода «Хочу, могу, надо»

-воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.

Определение темы урока Использование метода:

«Хочу, нужно, могу»

1)  создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»);

2)  актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности («надо»);

3)  установить тематические рамки учебной деятельности («могу»).

- познавательные УУД: анализировать изучаемые объекты с учетом существенных признаков;

- коммуникативные УУД: договариваться, приходить к общему решению;

- регулятивные УУД: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

Учащиеся дают определение:

Цель: Основной целью этапа актуализации и пробного учебного действия является подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий.

3

этап выявления основных этапов составления Живой газеты «Роль декоративно- прикладного искусства в жизни Египтян).

- определяющие вопросы

- метод «Чистой доски»

Составление синквейна

Деление на группы

Распределение по ролям в группе, повторение правил поведения в группе.

Основной целью этапа выявления места и причины затруднения является осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей

регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу; анализировать объекты с выделением существенных признаков.

-личностные УУД: самооценка на основе заданных критериев успешности учебной деятельности, соблюдение основ композиции и принятия решения

4

этап построения проекта выхода из затруднения:

- разделение по группам

- выдача заданий и памяток

Для реализации этой цели необходимо, чтобы учащиеся:

(основные вопросы решения- метод чистой доски (белой доски) – выбор основных вопросов которые помогут решить данные вопросы. Работа с текстовым материалом в учебнике и других источников. Здесь учащиеся могут найти материал про ДПИ Египта, проанализировать и выделить главные аспекты, скопировать и вставить в чистое поле рубрики.

По методу читсой доски всё поля или в нашем случае рубрика "Что" останется не законченной. Работа по синквейну

5

Защита проекта

При защите своей работы группа показывает свой электронный вариант газеты. И устно капитан группы подводит итог проделанной работы в виде синквейна. Защита группы своей работы с оцениванием других учащихся по технологии – рефлексии «зарядка»

По ходу ответа каждой группы повторяется метод «Чистой доски»

Основной целью этапа самостоятельной работы с самопроверкой по эталону является интериоризация  нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная, индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия.


6

Подведение итогов. Оценивание:

- фронтальный опрос

- возврат к теме урока

- оценивание по методу Благодарю

Анализ по группам газеты

Оценивание группы капитаном группы с пояснением видов деятельности

Учитель предлагает оценивать друг друга по рефлексии « Метод благодарю»





Методические рекомендации к уроку ИЗО 5 класс

Тема урока: Роль декоративного искусства в жизни общества (на примере древнего Египта).

Этапы урока:

  1. Этап мотивации

Перед уроком учащимся на выбор выдаются символы древнего Египта. Начинается рефлексия настроя на урок Красный – положительный настрой, желтый - я хочу узнать, что же будет на этом уроке, синий – я спокоен, оранжевый – я чуть напряжен, зелёный - сегодня я готов к новому открытию.

Одновременно выбор символа и есть выбор творческой группы.

Ребята проходят в класс и садятся за парты с большим аналогичным символом древнего Египта. Готовятся к уроку.

Рефлексия начала урока:

- Здравствуйте ребята! Давайте взглянем друг на друга, и улыбнемся. Я вижу, что сегодня вы пришли на урок с хорошим настроением и будете - активные,

- дружные,

- аккуратные и внимательные.

А главное, сегодня вы все – творцы.

Начинаем наш урок.

Внимание на доску тема урока состоит из 4 слов и 1 союза

В



Для определения ключевого слова темы урока предлагаю посмотреть видеоряд.

Видеоряд.

-Как вы думаете, о какой стране идёт речь? (Египет) (заполняем квадраты с синим цветом).

- Какие ассоциации возникают у вас связанные с Египтом. (элементы мозгового штурма).

Прослушав ваши ответы, можно сделать вывод, что Египет, тесно связан с видами искусства, предлагаю вам повторить терминологию, разгадать кроссворд и найти второе ключевое слово темы урока.

И

1



6

5

3

2

О

В

Т

С

С

У

К

С



















После того, как ученики отгадали ключевое слово, его записываем в зелёные квадраты. Ребята посмотрите по сторонам для определение темы урока нужны ещё два слова в желтые и красные квадраты. Какие буквы желтого цвета вы видите? Попробуйте составить слово. А теперь красные буквы назовите их? Соедините в слово, что получилось?

Распределяем все слова в клетки аналогичного цвета. Прочтите тему урока.

РОЛЬ ДПИ В ЖИЗНИ ЕГИПТЯН.

  1. Этап актуализации и пробного учебного действия.

Давайте рассмотрим эту тему с позиции ХОЧУ МОГУ НАДО.

Итак, возвращаемся к теме урока: «Роль ДПИ в жизни Египтян»

Продолжите фразы:

Я ХОЧУ УЗНАТЬ О ____________________

Я МОГУ УЗНАТЬ О __________________________, только просмотрев материал, приготовленный дома, просмотрел информацию, проанализировав и проиллюстрировав данную тему.

Для работы над данной темой мне НАДО разработать этапы работы:

1.________________________

2._________________________

3._________________________

4._________________________

Сегодня я предлагаю вам, представить себя на месте редактора интересной газеты об искусстве и разработать макет одной из страниц по теме урока. Обратите внимание, что вы распределены по группам. Хочу вам напомнить правила поведения в группах. Определите капитана команды и придумайте название группы. Представьтесь, пожалуйста, расскажите о теме вашей страницы. Отлично.

3. этап выявления основных этапов составления Живой газеты «Роль декоративно - прикладного искусства в жизни Египтян».

- определяющие вопросы

1. Текстовый материал по выбранной теме

2. Иллюстративный материал

3. Название странички

4. Синквейн деятельности

5. Защита странички

4. этап построения проекта выхода из затруднения:

Творческая работа по группам, создание макета странички живой газеты.

- разделение по группам

- выдача заданий и памяток

5. Защита проекта

При защите своей работы группа показывает свой художественный вариант газеты. И устно капитан группы подводит итог проделанной работы в виде синквейна.

Правила написания синквейна

первая строка -  одно слово, обычно существительное, отражающее тему синквейна;

вторая строка -  два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;

третья строка -  три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;

четвёртая строка -  фраза из нескольких (обычно четырёх) слов, показывающая отношение к теме; таким предложением может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная самим учащимся фраза в контексте с темой.

пятая строка -  слово-резюме или словосочетание, связанное с первым, отражающее сущность темы, которое дает новую интерпретацию темы, выражает личное отношение пишущего к теме.

Защита группы своей работы с оцениванием других учащихся по технологии – рефлексии «зарядка»

Метод «Зарядка». 
Порядок реализации метода. 
1. Участникам педагогического взаимодействия, педагог предлагает через выполнение определенных движений дать оценку отдельным компонентам этого взаимодействия, выразить свое отношение к этим компонентам. Движения могут быть предложены следующие: 
*Присесть на корточки — очень низкая оценка, негативное отношение; 
*Присесть, немного согнув ноги в коленях, — невысокая оценка, безразличное отношение; 
*Обычная поза, стоя, руки по швам — удовлетворительная оценка, спокойное отношение; 
*Поднять руки в локтях — хорошая оценка, позитивное отношение; 
*Поднять руки вверх, хлопая в ладоши, подняться на цыпочки — очень высокая оценка, восторженное отношение. 
Осуществляется рефлексия состоявшегося взаимодействия. 

По ходу ответа каждой группы повторяется метод «Чистой доски»

Основной целью этапа самостоятельной работы с самопроверкой по эталону является интериоризация  нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная, индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия.

6. Подведение итогов. Оценивание:

- фронтальный опрос

- возврат к теме урока

- оценивание по методу «Благодарю»

В конце урока учитель предлагает каждому ученику выбрать только одного из ребят, кому хочется сказать спасибо за сотрудничество и пояснить, в чем именно это сотрудничество проявилось. Учителя из числа выбираемых следует исключить. Благодарственное слово педагога является завершающим. При этом он выбирает тех, кому досталось наименьшее количество комплиментов, стараясь найти убедительные слова признательности и этому участнику событий.

Итак, вернемся к теме урока «Роль ДПИ в жизни Египтян». Какую роль играет ДПИ в жизни древнего общества, назовите по одному прилагательному. Молодцы вы справились с задачей, у нас получилась газета, странички, которой доказывают, о важной роли ДПИ в жизни человека.

Урок окончен, до новых встреч.