СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Роль дидактических игр и упражнений в формировании грамматически правильной речи детей старшего дошкольного возраста.

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Роль дидактических игр и упражнений в формировании грамматически правильной речи детей старшего дошкольного возраста.

Просмотр содержимого документа
«Роль дидактических игр и упражнений в формировании грамматически правильной речи детей старшего дошкольного возраста.»

Роль дидактических игр и упражнений в формировании грамматически правильной речи детей старшего дошкольного возраста.


Работу по формированию грамматически правильной речи детей следует вести в двух направлениях: морфологическом и синтаксическом. В на­чале учебного года воспитатели выявляют, ка­кие грамматические ошибки допускают дети на занятиях, во внеучебное время. Таким образом, содержание работы определяется состоянием развития речи детей данной возрастной группы.

На наш взгляд, основным средством форми­рования правильной грамматической речи детей являются словесные дидактические игры и уп­ражнения с использованием наглядного мате­риала. Они непродолжительны (от 5 до 10 ми­нут), проводятся не­принужденно, живо, чаще всего в игровой фор­ме. Для того чтобы заинтересовать де­тей игрой, в предлагаемые фразы включаются из­вестные им имена. Например, при составлении предложений с противительным союзом а, воспитатель предлагает двум детям: «Лиза, сядь на стул, а ты, Маша, встань рядом». Затем, обращаясь ко всем, просит составить предложе­ние о том, что делают дети: «Лиза сидит, а Маша стоит».

На занятии работают только над одной грамматической формой. Например, средний род существительного, несклоняемые существительные, употребление глагола «хотеть» и т.д. Для того чтобы внимание детей не рассеивалось, используют несколько предметов или картинок с простым сюжетом. Одни и те же упражнения, но на разном словесном материале, повторяются на занятиях до полного исчезновения данной грамматической ошибки в речи детей.

Чтобы закрепить в речи правильное употреб­ление глагола хотеть, существует целый ряд дидактических игр и упражнений. Например, игра «Раз, два, три, четыре, пять - мы хотим играть!» (Дети стоят в кругу, воспитатель - в центре). Ребенок, ко­торому воспитатель бросает мяч, подходит к лю­бому из детей и говорит: «Я хочу играть с то­бой! А ты хочешь?» После чего дети, взявшись за руки, говорят: «Мы хотим играть».)

В упражнениях «Загадай желание», «Наши куклы» воспитатель ставит вопросы так, что­бы в ответе ребенок мог употребить глагол хотеть в разных формах.

Для активизации в речи детей относительных и притяжательных прилагательных типа лисий, березовый, липовый, бабушкин следует употреблять уп­ражнения только с использованием наглядного материала. Например: «С какого дерева лист?» (лист березы - березовый, ветка ели - ело­вая), «Чья вещь?» (бабушкина сумка, сестрина кукла, папина шляпа). Это способствует по­вышению интереса у детей и лучшему усвоению программной задачи.

Программой «Детство» предусмотрено научить детей строить предложения разных типов.

В старшей группе дети составляют предложения по образцу воспитателя, самостоятельно придумывают предложения по картинкам и де­монстрируемым действиям. Для составления предложений со значением противопоставления используются пары картинок, на которых изобра­жены противоположные сюжеты.

Придумывая предложения с разделительным союзом или, применяется дидактическое упражнение «Что буду делать». Воспитатель предлагает одному из детей взять со стола два предмета и начать ими действовать за ширмой, а ребятам задает вопрос: «Что он делает?» Дети отвечают:

- Юра рисует или лепит из пластилина.

- Лена играет в мяч или ловит бабочек.

Для знакомства детей с конструкцией сложноподчинённого предложения целесообразно использовать дидактическое упражнение «Где ошибка?». Воспитатель проговаривает два сложноподчиненных предложения: одно с правильным содержанием, другое - с искаженным. Дети думают и отвечают, какое из этих предложений правильное и почему. Напри­мер:

- Прилетели грачи, потому что наступила весна.

- Наступила весна, потому что прилетели грачи.

Интересно проходит игра «Телефон». Обяза­тельным правилом в ней является составление каж­дым ребенком сложного предложения:

- Петя сказал, что сегодня хорошая погода.

- Саша попросил, чтобы я принесла ему книгу.

Игра эта довольно сложная, поэтому дети смогут подобрать слова и правильно оформить предложение лишь после неоднократного по­вторения её на занятиях и в свободное время.

Обучение высказыванию одной мысли разными словами мы предлагаем проводить следующим образом. Воспитатель даёт несколько вариантов высказываний (по одной и той же картинке или ситуации), например:

- Дети веселятся.

- Дети рады.

- Дети запрыгали от радости.

- Дети запрыгали потому, что обрадовались.

Затем ребята пытаются самостоятельно соста­вить предложения, но уже по другой картинке. На занятиях такого типа дети упражняются в построе­нии предложений. Например, воспитатель дает фразу:

- Мы не пошли гулять из-за метели.

Дети в ответ придумывают свои предложения:

- Мы не пошли на прогулку, потому что на­чалась метель.

- Началась метель, и мы не пошли гулять.

- Мы не пошли гулять из-за того, что на­чалась метель.

При повторении подобных упражнений следует ши­роко использовать наглядный материал (сюжет­ные картинки, фланелеграф). Некоторые дидак­тические упражнения и игры проводятся в сочетании с пересказом коротких текстов или состав­лением рассказов.

Кроме занятий с детьми, необходимо систематиче­ски вести работу с родителями, напоминая им постоянно следить за своей речью и речью детей.

Систематическая работа по формированию грамматически правильной речи детей непременно даст результаты. Ребята станут грамотно говорить, исправлять ошибки в речи друг друга, исполь­зовать разные конструкции предложений, осо­бенно при составлении рассказов.




























Список литературы

  1. Выготский Л.С. Возрастная и педагогическая психология – М.: Академия, 1998.

  2. Венгер Л.А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста / Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко. - М.: Просвещение, 1989.

  3. Глушкова Г. Вижу, действую, познаю. – Дошкольное воспитание, 2008, № 9.

  4. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. - М.: Академия, 2000.