СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Роль дидактической игры для метапредметных и личностных результатов начального образования.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье показана роль дидактической игры для формирования уу у учащихся начальных классов.

Просмотр содержимого документа
«Роль дидактической игры для метапредметных и личностных результатов начального образования.»

Луценко Марина Евгеньевна,

Учитель начальных классов

высшей категории

МОУ СОШ 20 г.Твери


Выступление по теме:

Роль дидактической игры для метапредметных и личностных результатов начального образования.


Какова же роль дидактической игры для метапредметных и личностных результатов начального образования? На этот вопрос мы и попытаемся ответить в ходе моего выступления.

Цель: Использование дидактической игры в начальной школе для усвоения и выявления метапредметных и личностных результатов

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий» (УУД), обеспечивающих «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.

В составе основных видов универсальных учебных действий (УУД), диктуемом ключевыми целями общего образования, можно выделить четыре блока:

1)личностный;

2)регулятивный (включающий также действия саморегуляции);

3) познавательный;

4) коммуникативный.

Личностные УУД:

1)Самоопределение заключается во внутренней позиции школьника, самоидентификации, самоуважении и самооценки.

2)Смыслообразование – это мотивация ( учебная, социальная), границы собственного знания и «незнания»

3)Ценностная и морально-этическая ориентация – ориентир на выполенние морально-нравственных норм; способность к решению моральных проблем на основе децентрации; оценка своих поступков.

(Во всех предметах)

Регулятивные УУД

  • Целеполагание

  • Планирование

  • Прогнозирование

  • Контроль

  • Коррекция

  • Оценка

  • Саморегуляция ( Во всех предметах)

Познавательные УУД

  • Общеучебные

  • Логические

  • Действия постановки и решения проблем(

  • Особо в курсе «Математика», «Русский язык», «Окружающий мир» – во всех предметах)

Каким образом сформировать УУД у ребёнка?

Применение современных педагогических технологий в образовательном процессе

Игровые педагогические технологии

Дидактическая игра - это особая форма игрового обучения, когда у детей, чаще всего непреднамеренно, формируются необходимые метапредметные результаты.

Выделяют несколько функций дидактических игр:

  • Функция формирования психических новообразований (устойчивость и произвольность внимания, памяти, развитие мышления и т.д.);

  • Функция формирования устойчивого интереса к учению и снятия напряжения, связанного с процессом адаптации ребенка к школьному режиму и освоение им социальных ролей – личностные УУД;

  • Функция формирования собственно учебной деятельности – регулятивные УУД;

  • Функция формирования общеучебных и логических действий, действий постановки и решения проблем – познавательные УУД;

  • Функция формирования навыков самоконтроля и самооценки – личностные и регулятивные УУД;

  • Функция формирования адекватных взаимоотношений в классе, развитие навыков сотрудничества, совершенствование речевых навыков – коммуникативные УУД.

Виды дидактических игр: игры – путешествия;

  • игры – поручения;

  • игры – предположения;

  • игры – загадки;

  • игры – беседы..

Основные принципы использования игр на уроках:

Во время игры учитель должен создавать в классе атмосферу доверия, уверенности учащихся в собственных силах и достижимости поставленных целей. Залогом этого является доброжелательность, тактичность учителя, поощрение и одобрение действий учащихся;

Любая игра, предлагаемая учителем, должна быть хорошо продумана и подготовлена. Нельзя для упрощения игры отказываться от наглядности, если она требуется;

Учитель должен быть очень внимательным к тому, насколько учащиеся подготовлены к игре, особенно к творческим играм, где учащимся представляется большая самостоятельность;

Следует обратить внимание на состав команд для игры. Они подбираются так, чтобы в каждой были участники разного уровня и при этом в каждой группе должен быть лидер;

В процессе игр учитель должен постепенно воспитывать ведущих из числа лидеров, а в простых играх предлагать роль ведущего поочерёдно разным учащимся;

Не следует приучать детей к тому, чтобы на каждом уроке они ждали новых игр или сказочных героев. Необходим последовательный переход от уроков, насыщенных игровыми ситуациями, к урокам, где игра является поощрением за работу на уроке или используется для активизации внимания: весёлые шутки-минутки, игры-путешествия в страну чисел или страну знаний.

Дидактические игры кратковременны (10-15 мин.), и важно, чтобы всё это время не снижалась умственная активность играющих, не падал интерес к поставленной задаче.

По возможности надо стремиться, чтобы каждый ребёнок мог участвовать в игре. Поэтому, если игровую деятельность осуществляет часть детей, то остальные должны выполнять роль контролёров, судей, то есть тоже принимать участие в игре

Игра может быть проведена на любом этапе урока!

В начале урока цель игры – организовать и заинтересовать детей, стимулировать их активность.

В середине урока дидактическая игра должна решать задачу усвоения темы.

В конце урока игра может носить поисковый характер.

В системе уроков по теме важно подобрать игры на разные виды деятельности: исполнительскую, воспроизводительную, преобразующую, поисковую – это способствует более полному и быстрому овладению детьми метапредметными УУД.

Тема: «Письменная нумерация чисел в пределах 20». На этом этапе можно предложить игру “Математическая эстафета”

  • Дидактическая цель: ознакомление с образованием чисел из десятка и единиц.

  • Средства обучения: 10 кругов и 10 треугольников, числа на карточках.

  • Содержание игры: учитель делит класс на группы по 4 человека и проводит игру-соревнование. Дети распределяют между собой роли (после объяснения учителем правил игры) Первый ученик из первой группы иллюстрирует число с помощью кругов и треугольников, второй из этой же группы называет цифрой обозначенное число, третий - его состав, четвёртый показывает число на карточках.

  • Аналогичные упражнения выполняют учащиеся из других групп. Победит та группа, которая не допустит ни одной ошибки или допустит меньшее их число.

  • При изучении нумерации чисел в пределах 100 задача состоит в том, чтобы научить считать и записывать числа.

  • работа в группе - коммуникативное действие

распределение ролей и планирование своих действий - регулятивные действия

решение проблемы – познавательные действия

связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется – личностные действия

При умелом сочетании игровой и учебной деятельности учитель на уроках достигает хороших результатов формирования универсальных учебных действий.