Разработка открытого урока по изоискусству данного в 5 классе
Тема: Роль декоративного искусства в жизни древнего общества.
Цели:
Познакомить учащихся с понятием ювелирное искусство, с языком древнего декоративного искусства.
Особенностями искусства Древнего Египта.
Сформировать умение различать декоративное искусство разных времен по стилистическим особенностям.
Оборудование: Слайды, репродукции, журнал «Юный художник» №
Содержание урока
Сегодня мы отправимся в далекое прошлое на 5 тысяч лет назад. С тех времен берет свое начало одна из самых древних и загадочных цивилизаций – Египет.
Государство располагалось в долине реки Нил. Египет называли «страной незаходящего солнца». На протяжении 3х тысяч лет культура Древнего Египта практически не менялась, а его основой были религиозные представления египтян и особенно заупокойный культ.
Мифология
Пантеон египетских богов очень велик (около 2 тысяч). Их культ восходит к первобытным временам, когда поклонялись тотему – зверю, покровителю племени.
Божества египтян зверолики: покровитель умерших Анубис с головой шакала, павиан Тот – бог мудрости и письма. Львиноголовая богиня войны Сохмет. Животные считались священными, их содержали при храмах, оказывали им почести, а после смерти бальзамировали и погребали с саркофагах: сохранились кладбища священных быков, баранов, кошек, даже кроликов.
Высшим культом был культ солнечного божества, грозного, дающего жизнь и испепеляющего. В одной местности это был крылатый диск, летящий по небу, в другой огромный жук, катящий по небу солнечный диск, иногда в виде сокола или человека с соколиной головой. Имена их были разными: Ра, Атум, Атон, Хепри, Гор.
Хепри – утреннее солнце
Ра – дневное
Атум – вечернее
Особенно выделялся бог солнца Ра, воплощенный в образе сокола, увенчанный солнечным диском. Его считали создателем мира и людей, возникших из его слез, отцом богов, отцом моря.
Не менее великим был солнечный бог Амон. Он изображался с головой барана в короне с двумя высокими перьями и солнечным диском.
В гимнах посвященных Амону говорилось:
Вышли люди из его глаз. Стали боги из его уст;
Ты один обладаешь множеством рук,
Ты простираешь их к любящим тебя,
Владыка мира, ты владеешь всей землей…
Солнечная символика разнообразна: Солнце изображали в виде крылатого шара, в виде шара с множеством простертых рук-лучей, в виде тельца.
Круг – подобие солнечного диска – постоянно встречается в египетских орнаментах.
Ипостасию солнечного божества, побеждающего силы мрака, был бог Гор, светлый сокол – сын Осириса. Миф об Осирисе и Горе особенно важен для понимания египетского искусства.
Согласно мифу, бог плодородия Осирис некогда был царем Египта и научил египтян возделывать землю, сажать сады. Он был убит своим братом Сетом, олицетворением начала мрака и зла. Сын Осириса, Гор взывал Сета на поединок и победил его; после этого Гор воскресил Осириса дав ему проглотить свой глаз. Воскресший Осирис уже не вернулся на землю, он стал господином подземного царства – царем мертвых. Наследником его на земле – царем живых – стал Гор.
Древнейшее представление о вечном самообновлении природы, о разливах Нила и смене времен года, об умирающем и оживающем зерне, брошенном в землю.
Вера в вечную жизнь – жизнь после смерти – источник развития египетского искусства.
Фараоны считались богами уже при жизни, и поэтому их переход в мир иной обставляли с особой пышностью.
Как только фараон выступал на престол, его первейшей задачей было позаботиться о вечности – построить для себя вечный дом, в котором он будет пребывать после смерти. В этом доме должно быть все, что необходимо человеку: мебель, утварь, украшения, одежда, еда, вот только фигурки животных и слуг делали из дерева. Внутри гробницу украшали рельефами и росписями с изображением жизни египтян, сценами из жизни богов и фараонов, пиров, войны, труда рабов. В гробнице стояло несколько статуй с портретным сходством с фараоном.
Тело мумифицировали и помещали в золотой саркофаг. В 1922 г. ученые открыли гробницу фараона Тутанхамона и показали всему миру бесчисленные богатства фараонов.
Золотые и позолоченные статуи, золотой саркофаг, золотая маска фараона, богато украшенное оружие, алебастровые сосуды. Деревянный трон фараона, инкрустированы золотом, камнями. Вес золотых изделий, найденных в гробнице, превысил тонну.
Ювелирное искусство.
К ювелирным изделиям относятся предметы быта, культа, личные украшения, выполненные из драгоценных металлов в сочетании с драгоценными и поделочными камнями.
Вельможи, жрецы, фараоны окружали себя великолепными произведениями искусства. Личные украшения были одновременно и предметами культа. Это обереги, талисманы, выполненные в виде символов и композиций из них.
Лотос – олицетворял красоту, бессмертие, вечную жизнь.
Скарабей был богом утреннего солнца.
Сокол – дневного солнца.
Ладья – символ небо.
Глаз – уаджет – защищал от беды и символизировал воскрешение после смерти (правый – солнце, левый – луну).
Шар – солнечный диск. Эти символы использовались в нагрудных украшениях, браслетах, серьгах, украшавших не только знатных египтянок, но и мужчин.
Костюм
Пользовались косметикой; белили лицо, подводили глаза. Носили парики, воротники – ожерелья в виде солнца, а на ногах сандалиях из листьев папируса.
Мужской костюм – передник, поверх которого надевали прозрачные, тонкие одеяния и богато украшенный пояс. Жрецы одевали шкуры леопарда.
Фараон – голова полосатый платок – клафт – сплетенный на спине в виде косы.
Двойная корона – тиара символизировала власть над Верхним и Нижним Египтом.
Украшены головные уборы изображением урея (кобры-защитницы) и грифона.
Два скипетра – изогнутый жезл и треххвостый бич, а также искусственная борода были знаками царского достоинства, могущества.
Женщины носили узкое платье на лямках – калазирис. Платья царицы и рабыни отличались не только качеством материала, но также отделкой и украшениями. Женщины высших сословий носили пышный парик с бесчисленным количеством косичек, который украшали повязка или обруч. Руки унизаны браслетами.
Египтяне окружали себя предметами искусства, служившими им в повседневной жизни. Косметические ложечки, коробочки из слоновой кости, золотые вазы, чаши, блюда, сосуды.
Особенностью декоративного искусства Египта стали алебастровые вазы. Они вырезались из полупрозрачного камня в основном в виде цветка лотоса, украшались ажурными изображениями фигур людей, стеблей, цветков.
Декоративно прикладное искусство в Древнем Египте создавались во славу царей. Декор был средством выражения идеи могущества, силы, бессмертия царя, представлений египтян о вечной жизни.
Задание:
Выполнить эскиз ювелирного украшения в стиле древнеегипетского искусства: Солнечное ожерелье, подвески, нагрудного украшения – пекторали, браслета, знаки, символы.
Приложение
Каноны – сосуды с крышками в виде голов богов-защитников
Шакалоголовый Дуамутеф – охранял желудок усопшего
Печень помещали в сосуд бога Имсета (в облике человека)
Легкие находились в сосуде бога Хапи с головой бабуина.
Сокологоловый бог Кебехсенуэф – защитник кишечника.
Более 100 золотых предметов украшен. (золотые наконечники для пальцев)
Матрешка – мумия
Фигуры – колоссы более 20 метров в высоту.
Схенти – мужская повязка
Калазирис – женская рубаха
Боги
Анубис – голова волка
Гор – бог света
Тот – бог луны
голова птицы с гривой
Исида – богиня мудрости, плодородия
Ускх – воротник-ожерелье