СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Роль декоративного искусства в жизни древнего общества.

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

  1. Познакомить учащихся с понятием ювелирное искусство, с языком древнего декоративного искусства.
  2. Особенностями искусства Древнего Египта.

Сформировать умение различать декоративное искусство разных времен по стилистическим особенностям

Просмотр содержимого документа
«Роль декоративного искусства в жизни древнего общества.»

Разработка открытого урока по изоискусству данного в 5 классе

Тема: Роль декоративного искусства в жизни древнего общества.

Цели:

  1. Познакомить учащихся с понятием ювелирное искусство, с языком древнего декоративного искусства.

  2. Особенностями искусства Древнего Египта.

  3. Сформировать умение различать декоративное искусство разных времен по стилистическим особенностям.

Оборудование: Слайды, репродукции, журнал «Юный художник» №

Содержание урока

Сегодня мы отправимся в далекое прошлое на 5 тысяч лет назад. С тех времен берет свое начало одна из самых древних и загадочных цивилизаций – Египет.

Государство располагалось в долине реки Нил. Египет называли «страной незаходящего солнца». На протяжении 3х тысяч лет культура Древнего Египта практически не менялась, а его основой были религиозные представления египтян и особенно заупокойный культ.

Мифология

Пантеон египетских богов очень велик (около 2 тысяч). Их культ восходит к первобытным временам, когда поклонялись тотему – зверю, покровителю племени.

Божества египтян зверолики: покровитель умерших Анубис с головой шакала, павиан Тот – бог мудрости и письма. Львиноголовая богиня войны Сохмет. Животные считались священными, их содержали при храмах, оказывали им почести, а после смерти бальзамировали и погребали с саркофагах: сохранились кладбища священных быков, баранов, кошек, даже кроликов.

Высшим культом был культ солнечного божества, грозного, дающего жизнь и испепеляющего. В одной местности это был крылатый диск, летящий по небу, в другой огромный жук, катящий по небу солнечный диск, иногда в виде сокола или человека с соколиной головой. Имена их были разными: Ра, Атум, Атон, Хепри, Гор.

Хепри – утреннее солнце

Ра – дневное

Атум – вечернее

Особенно выделялся бог солнца Ра, воплощенный в образе сокола, увенчанный солнечным диском. Его считали создателем мира и людей, возникших из его слез, отцом богов, отцом моря.

Не менее великим был солнечный бог Амон. Он изображался с головой барана в короне с двумя высокими перьями и солнечным диском.

В гимнах посвященных Амону говорилось:

Вышли люди из его глаз. Стали боги из его уст;

Ты один обладаешь множеством рук,

Ты простираешь их к любящим тебя,

Владыка мира, ты владеешь всей землей…

Солнечная символика разнообразна: Солнце изображали в виде крылатого шара, в виде шара с множеством простертых рук-лучей, в виде тельца.

Круг – подобие солнечного диска – постоянно встречается в египетских орнаментах.

Ипостасию солнечного божества, побеждающего силы мрака, был бог Гор, светлый сокол – сын Осириса. Миф об Осирисе и Горе особенно важен для понимания египетского искусства.

Согласно мифу, бог плодородия Осирис некогда был царем Египта и научил египтян возделывать землю, сажать сады. Он был убит своим братом Сетом, олицетворением начала мрака и зла. Сын Осириса, Гор взывал Сета на поединок и победил его; после этого Гор воскресил Осириса дав ему проглотить свой глаз. Воскресший Осирис уже не вернулся на землю, он стал господином подземного царства – царем мертвых. Наследником его на земле – царем живых – стал Гор.

Древнейшее представление о вечном самообновлении природы, о разливах Нила и смене времен года, об умирающем и оживающем зерне, брошенном в землю.

Вера в вечную жизнь – жизнь после смерти – источник развития египетского искусства.

Фараоны считались богами уже при жизни, и поэтому их переход в мир иной обставляли с особой пышностью.

Как только фараон выступал на престол, его первейшей задачей было позаботиться о вечности – построить для себя вечный дом, в котором он будет пребывать после смерти. В этом доме должно быть все, что необходимо человеку: мебель, утварь, украшения, одежда, еда, вот только фигурки животных и слуг делали из дерева. Внутри гробницу украшали рельефами и росписями с изображением жизни египтян, сценами из жизни богов и фараонов, пиров, войны, труда рабов. В гробнице стояло несколько статуй с портретным сходством с фараоном.

Тело мумифицировали и помещали в золотой саркофаг. В 1922 г. ученые открыли гробницу фараона Тутанхамона и показали всему миру бесчисленные богатства фараонов.

Золотые и позолоченные статуи, золотой саркофаг, золотая маска фараона, богато украшенное оружие, алебастровые сосуды. Деревянный трон фараона, инкрустированы золотом, камнями. Вес золотых изделий, найденных в гробнице, превысил тонну.

Ювелирное искусство.

К ювелирным изделиям относятся предметы быта, культа, личные украшения, выполненные из драгоценных металлов в сочетании с драгоценными и поделочными камнями.

Вельможи, жрецы, фараоны окружали себя великолепными произведениями искусства. Личные украшения были одновременно и предметами культа. Это обереги, талисманы, выполненные в виде символов и композиций из них.

Лотос – олицетворял красоту, бессмертие, вечную жизнь.

Скарабей был богом утреннего солнца.

Сокол – дневного солнца.

Ладья – символ небо.

Глаз – уаджет – защищал от беды и символизировал воскрешение после смерти (правый – солнце, левый – луну).

Шар – солнечный диск. Эти символы использовались в нагрудных украшениях, браслетах, серьгах, украшавших не только знатных египтянок, но и мужчин.

Костюм

Пользовались косметикой; белили лицо, подводили глаза. Носили парики, воротники – ожерелья в виде солнца, а на ногах сандалиях из листьев папируса.

Мужской костюм – передник, поверх которого надевали прозрачные, тонкие одеяния и богато украшенный пояс. Жрецы одевали шкуры леопарда.

Фараон – голова полосатый платок – клафт – сплетенный на спине в виде косы.

Двойная корона – тиара символизировала власть над Верхним и Нижним Египтом.

Украшены головные уборы изображением урея (кобры-защитницы) и грифона.

Два скипетра – изогнутый жезл и треххвостый бич, а также искусственная борода были знаками царского достоинства, могущества.

Женщины носили узкое платье на лямках – калазирис. Платья царицы и рабыни отличались не только качеством материала, но также отделкой и украшениями. Женщины высших сословий носили пышный парик с бесчисленным количеством косичек, который украшали повязка или обруч. Руки унизаны браслетами.

Египтяне окружали себя предметами искусства, служившими им в повседневной жизни. Косметические ложечки, коробочки из слоновой кости, золотые вазы, чаши, блюда, сосуды.

Особенностью декоративного искусства Египта стали алебастровые вазы. Они вырезались из полупрозрачного камня в основном в виде цветка лотоса, украшались ажурными изображениями фигур людей, стеблей, цветков.

Декоративно прикладное искусство в Древнем Египте создавались во славу царей. Декор был средством выражения идеи могущества, силы, бессмертия царя, представлений египтян о вечной жизни.

Задание:

Выполнить эскиз ювелирного украшения в стиле древнеегипетского искусства: Солнечное ожерелье, подвески, нагрудного украшения – пекторали, браслета, знаки, символы.





Приложение

Каноны – сосуды с крышками в виде голов богов-защитников

  1. Шакалоголовый Дуамутеф – охранял желудок усопшего

  2. Печень помещали в сосуд бога Имсета (в облике человека)

  3. Легкие находились в сосуде бога Хапи с головой бабуина.

  4. Сокологоловый бог Кебехсенуэф – защитник кишечника.

Более 100 золотых предметов украшен. (золотые наконечники для пальцев)

Матрешка – мумия

Фигуры – колоссы более 20 метров в высоту.

Схенти – мужская повязка

Калазирис – женская рубаха

Боги

Анубис – голова волка

Гор – бог света

Тот – бог луны

голова птицы с гривой

Исида – богиня мудрости, плодородия

Ускх – воротник-ожерелье