Роль дисциплин гуманитарного цикла в формировании творческой личности
Волошина Татьяна Карповна
преподаватель,
ГБПОУ «Ставропольский колледж связи имени Героя Советского Союза В.А.Петрова» , г. Ставрополь.
«Кто хочет блаженствовать в этом
мире, пусть займётся торговлей, а
кто хочет блаженствовать в том
мире, тот пусть ищет воздержания и
благочестия. Кто хочет блаженства
обоих миров - пусть ищет его в
учении и знании.»
Мухаммед.
Слова Мухаммеда и сегодня остаются пророческими. Хочешь добиться успеха — учись и учись учиться.
В современных условиях инновационного развития возрастают требования к науке и образованию, особенно в области повышения конкурентоспособности научных достижений и качества подготовки молодых специалистов.
Важнейшая задача — активизация внедрения новых научных знаний и разработок в практику, совершенствование способности самостоятельного мышления, умения находить нестандартные, творческие решения проблем.
Я — преподаватель гуманитарных и социально — экономических дисциплин (истории, социальной психологии, философии).
Дисциплины гуманитарного цикла способствуют формированию личности студента критически анализирующего прошлое и современность, сознательно ориентированного на основе приобретенных знаний в современном социокультурном пространстве и способного к самореализации в условиях многомерных отношений и взаимодействия с другими людьми.
Полученные знания по философии позволят студентам не только реализовывать их стремление к личностному росту но и будут воспитывать уважительное отношение к наличию многообразия мировоззренческих позиций, использовать философские категории в профессиональной лексике.
Образовательный воспитательный потенциал преподавания философской дисциплины в современных СПО раскрывается через обучение философской методологии, овладение которой обеспечивает целостность мышления будущего специалиста, способность творчески решать сложные проблемы на практике, осмысливать и определять оптимальные альтернативы действий в условиях постоянных изменений.
Таким образом философия в СПО эффективна для повышения образовательного уровня и раскрытия творческого потенциала. Направлена на развитие индивидуальных интересов студента, обогащения их познаний как специалистов.
Это становится возможным посредством развития методологического мышления обучающихся как в целом, так и в рамках специализации.
Идет работа на перспективу, на будущее. От чего зависит наше будущее, что на него повлияет непосредственным образом?
Человек смертен, но род человеческий бессмертен. Бессмертие человеческого рода состоит не в воспроизводстве себе подобных, а, главным образом, в накоплении, осмыслении и передаче знаний. Еще великий английский философ Нового времени — Френсис Бэкон — утверждал: „Могуществен тот, кто может, а может тот, кто знает“. Его знаменитый девиз: «Знание - сила» Ответственным за трансляцию знаний и воспитания подрастающего поколения является преподаватель, учитель, педагог. От его работы зависит в первую очередь и благосостояние граждан, и процветание страны. Каким образом?
Есть такое понятие — „человеческий фактор, человеческий капитал“. Все блага создаются трудом людей. Насколько они заинтересованы в результатах своего труда как трудятся, насколько качественно и квалифицировано справляются со своими обязанностями — все это зависит от того, кто и как их воспитывает.
Успех обусловлен необходимостью непрерывного образования на протяжении всей жизни человека.
Как организовать учебно — познавательный процесс, чтобы добиться успеха?
Главное в работе преподавателя — правильно организовать учебно — воспитательный процесс, используя разнообразные методы и приёмы обучения, не забывая о современных технологиях обучения и воспитания в профессиональном образовании.
Ещё древние мудрецы говорили: «Увидеть и понять проблему — наполовину решить её, если же не видишь проблему, это значит, что она в тебе самом».
Актуальная проблема среднего профессионального образования — это воспитание человека — творца ( а не потребителя ), человека креативно мыслящего, с нестандартным мышлением высоким творческим потенциалом, талантливого.
Для этого мало одних знаний, расширенного объёма информации, следует думать о перспективах, прогнозировать, какой специалист, наш выпускник, будет востребован на рынке труда в современном обществе. Возникает вопрос, какие качества развития личности приоритетны? Кем и как они формируются?
В учебном заведении — преподавателем в первую очередь.
Преподавателю предъявляют самые разнообразные требования:
1)Постановка цели и ее выполнение
2)Теоретический уровень изложения (научность)
3)Отбор материала и раскрытие темы
4)Логичность, систематичность, обобщенность в изложении
5)Организация активной деятельности
6)Использование технических средств наглядности.
7)Индивидуальный подход и педагогический такт преподавателя
8)Правильность расчета времени
9)Объективность оценки знаний и т.д.
Среди многочисленных требований к деятельности преподавателя следует выделить организацию активной творческой деятельности студентов, то есть включить обучающихся в самостоятельную творческую исследовательскую деятельность.
Здесь уместно высказывание китайского политического деятеля и философа Конфуция:
«Скажи мне — и я забуду;
покажи мне — может быть, я запомню;
вовлеки меня — и я пойму!»
Из многолетнего опыта преподавательской деятельности следует, что всякая целесообразная деятельность обучающихся направлена и стимулируется интересом. Как нигде интерес к новому проявляется в таких активных формах деятельности, как деловая игра, конкурсы, брейн — ринги и т.д, где реализуются проблемно — поисковые и творчески -воспроизводящие методы.
В качестве примера организации творчества студента можно привести выполнение самостоятельной творческой работы «Самоанализ». Эта работа выполняется после изучения стержневой темы курса «Человек как главная философская проблема».
Философское учение о человеке зародилось в глубокой древности. Сократ и Конфуций в античные времена призывали человека: «Познай самого себя». Иммануил Кант перед смертью к трем основным вопросам философии добавил четвертый основополагающий: «Что такое человек?». Человечество перешло в XXI век, а проблема человека остается нерешенной. Современного человека и человечество волнует все, что составляет сущность этой вечной философской проблемы. На уроке философии эта проблема так же вызывает неподдельный интерес, чтобы направить его в нужное русло необходимо не только начитать материал о данной проблеме, но и актуализировать его путем постановки проблемных вопросов и выполнение итоговой творческой работы «Самоанализ».
Студентам заранее дается конкретный план, в котором задания рассчитаны на уяснение, систематизацию и закрепление полученных знаний по пройденной теме, акцентируя внимание на различия между человеком, личностью, индивидом и «Я — образом».
На уяснение самое важной сущностной характеристики личности — самости.
Суть данной работы не столько в понимании теоретического учебного материала, а в умении применить практически теорию, вырабатывая навык самоанализа, самооценки, самоопределения.
На это направлены такие задания работы, как определение уровня личностного развития, уровня притязания личности, аспекта самоутверждения (быть или казаться кем — то), темперамента и т.д.
На учебных занятиях эти все вопросы обговариваются, разъясняются, а в данной работе закрепляются.
Важными мировоззренческими компонентами развития личности являются жизненные принципы или кредо (во что человек верит, что является мотивацией и в конечном итоге определяет его деятельность, поступки, отношение к другим людям), а также иерархия личностных ценностей.
Насколько учащиеся осознают значимость тех или иных общечеловеческих ценностях и могут взять их за собственную основу личностного роста. Анализ студенческих работ по самоанализу за продолжительный период показал насколько меняются представления о ценностях. Сегодня в редких случаях (единицы) определяет патриотизм как ценность, заменяя его космополитизмом, коллективизм — индивидуализмом.
На первое место ставится еще семья, затем друзья, здоровье, но каждый из студентов не забывает о карьерном росте, финансовом благополучии и жизненном комфорте.
Работа по самоанализу дает возможность преподавателю лучше узнать проблему молодежи, конкретнее вести разговор с другими группами, заранее обговаривать трудные моменты. Студентам небесполезно узнать о себе многое из того, над чем они не задумываются в повседневной жизни, чему не придают значения. Например, какие у них читательские предпочтения, память, мышление, темперамент и даже цвет глаз…
Если какая — то информация в самоанализе носит слишком откровенный характер, студент на титульном листе ставит знак «конфиденциально», не для широкого прочтения или использования его материалов для обсуждения с другими студентами.
Зачастую, когда студенты не могут ответить на вопросы: «Кто я?», «Какой я?», они обращаются к друзьям, родителям, книгам, что тоже немаловажно в процессе самопознания. Такой вид работы наиболее ярко проявляет творческий потенциал студентов и развивает его.
Как по — другому можно организовать проявление творческого начала студентов? Одной из интереснейших тем в философии является «Основополагающие категории человеческого бытия».
Что к ним относят?
Любовь. Счастье. Свободу. Веру. Игру. Гений. Творчество и талант. Жизнь и смерть. Смысл жизни и тд.
Как организовывается работа со студентами по уяснению сути этих основополагающих категорий? Наиболее эффективным в этом случае является метод групповой работы [1]. Учебная группа делится на ряд творческих сообществ по числу категорий. Группы набирают «координаторы». Так называют наиболее активных студентов с организаторскими способностями, которые определяют состав группы, тему, координирует работу всех участников, определяя методы работы, подготавливая результаты. Раскрытие темы может быть в форме индивидуальных ответов, монтажа, резюмирования рефератов или презентации. Обязательным условием является предоставление символики, афоризмов, притч по данной категории. Занятия проводятся нестандартно, ярко, вызывают у студентов неподдельный интерес, активируя их творческую деятельность.
Естественно, что на одном уроке преподавателю проблематично использовать все методы, но обычно у преподавателя несколько групп, поэтому он имеет возможность определять ход и методы, применяемые на уроке, исходя из объективных условий.
Тех, кто не знает, можно научить. Нельзя помочь тем, кто не хочет знать.
Таких студентов немного, но их тоже можно научить, если удастся их заинтересовать, а это уже широкое поле деятельности самого преподавателя.
Таким образом, необходимость познания мира коренится в динамике социальной жизни и диктуется реальными потребностями в поиске новых мировоззренческих ориентиров, регулирующих человеческую деятельность. Молодым специалистом в будущем предстоит продемонстрировать свою профессиональную компетентность, обладание собственным мышлением и оценками по ряду вопросов, умение на основе анализа различной информации, порой противоречивой, принимать обоснованные решения и воплощать их на практике. Для чего следует знать принципы соотнесения теории и практики, законы логики, методологические установки и системы общения.
Безусловно, формирование социально — личностных компетенций не может быть ограничено только циклом социально — гуманитарных дисциплин, однако это их основная задача для негуманитарных специальностей.
Используемая литература:
1) Столяренко Л.Д.Психологи и педагогика для технических вузов / Л.Д. Столяренко, М.А. Гулиев, М.Х. Ганиева.-Изд.3.- Ростов н/Д: Феникс, 2007.-510 с.