26
Тема по самообразованию
Роль домашнего эксперимента в формировании познавательного интереса учащихся к предмету «Химия»
Учитель химии и биологии
ГУО «Средняя школа №1 имени
В.Н. Марцинкевича г. Крупки»
Александрович Владимир Васильевич
Крупки 2015-2016
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение………...…………………………………………………………………...3
Глава 1 Активизация познавательного интереса учащихся ………..…........ …...4
1.1. Активность учащихся и активизация их деятельности ……………..............4
1.2. Уровни познавательной активности ………………….. …………...…………4
1.3. Принципы активизации познавательного интереса учащихся ……………...5
1.4. Факторы, побуждающие учащихся к активности ……………….….………..8
1.5. Приемы активизации познавательного интереса ………..…………...............8
1.6. Методы активизации познавательного интереса ….……………..….............9
Глава 2 Место и роль домашнего эксперимента в системе практической деятельности учащихся……………………………………………….....................11
Заключение ………………………………………………………......…................17
Список использованных источников ………..….………………........... ……..20
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Вопросы формирования и активизации познавательного интереса учащихся к изучению химии относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Реализация принципа активности в обучении имеет большое значение, т.к. обучение и развитие носят деятельностный характер, и от качества учения как деятельности зависит результат обучения. Знания, полученные в готовом виде, как правило, вызывают затруднения учащихся в их применении к объяснению наблюдаемых явлений и решению конкретных задач. Одним из существенных недостатков знаний учащихся остается формализм, который проявляется в отрыве заученных учащимися теоретических положений от умения применить их на практике [9].
Актуальность вопросов формирования познавательного интереса к предмету состоит в том, что активные методы обучения позволяют использовать различные уровни усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности к главной - творческо-поисковой деятельности. Творческо-поисковая деятельность оказывается более эффективной, если ей предшествует воспроизводящая и преобразующая деятельность, в ходе которой учащиеся усваивают приемы учения[10].
Целью данной работы является изучение домашнего эксперимента как источника проявления познавательного интереса учащихся к предмету «Химия».
Задачи:
Охарактеризовать формы и методы активизации познавательного интереса учащихся
Выявить место и роль домашнего эксперимента в системе практической деятельности учащихся
Описать домашние эксперименты, используемые в моей практике.
ГЛАВА 1 АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У УЧАЩИХСЯ
Активность учащихся и активизация их деятельности
Использование форм и методов обучения, позволяющих активизировать познавательную деятельность учащихся на уроке, способствует формированию интереса учащихся к предмету химия.
Формы и методы активизации познавательного интереса учащихся, используемые на занятиях по химии, позволяют повысить интерес к предмету у многих учащихся, даже у тех, которые имели значительные пробелы в знаниях. Отношение учащихся к процессу обучения обычно характеризуется актив-ностью. Активность определяет степень «соприкосновения» обучаемого с предметом его деятельности[8].
Управление активностью учащихся традиционно называют активи-зацией. Активизацию можно определить как постоянно текущий процесс побуждения учащихся к энергичному, целенаправленному учению, прео-доление пассивной и стереотипной деятельности, спада и застоя в умственной работе. Главная цель активизации - формирование активности учащихся, повышение качества учебно-воспитательного процесса.
В педагогической практике используются различные пути активизации познавательного интереса, основные среди них - разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и самостоятельность учащихся. Отсюда можно сделать вывод, что успех обучения в конечном итоге определяется отношением учащихся к учению, их стремлению к познанию, осознанным и самостоятельным приобретение знаний, умений и навыков, их активностью[10].
Уровни познавательной активности
Выделяют несколько уровней познавательной активности. Воспроизводящая активность. Характеризуется стремлением учащегося понять, запомнить и воспроизвести знания, овладеть способом его применения по образцу. Этот уровень отличается неустойчивостью волевых усилий школьника, отсутствием у учащихся интереса к углублению знаний, отсутствие вопросов типа: «Почему?».
Интерпретирующая активность. Характеризуется стремлением учащегося к выявлению смысла изучаемого содержания, стремлением познать связи между явлениями и процессами, овладеть способами применения знаний в измененных условиях. Характерный показатель: большая устойчивость волевых усилий, которая проявляется в том, что учащийся стремится довести начатое дело до конца, при затруднении не отказывается от выполнения задания, а ищет пути решения.
Творческая активность. Характеризуется интересом и стремлением не только проникнуть глубоко в сущность явлений и их взаимосвязей, но и найти для этой цели новый способ. Характерная особенность - проявление высоких волевых качеств учащегося, упорство и настойчивость в достижении цели, широкие и стойкие познавательные интересы. Данный уровень активности обеспечивается возбуждением высокой степени рассогласования между тем, что учащийся знал, что уже встречалось в его опыте и новой информацией, новым явлением. Активность, как качество деятельности личности, является неотъемлемым условием и показателем реализации любого принципа обучения[5].
Принципы активизации познавательного интереса учащихся
При выборе тех или иных методов обучения необходимо, прежде всего, стремится к продуктивному результату. При этом от учащегося требуется не только понять, запомнить и воспроизвести полученные знания, но и уметь ими оперировать, применять их в практической деятельности, развивать, ведь степень продуктивности обучения во многом зависит от уровня активности учебно-познавательной деятельности учащегося. И чем активнее протекает мыслительный и практический учебно-познавательный процесс, тем продук-тивнее его результат. У учащегося начинают более устойчиво формироваться новые убеждения и конечно же пополняется профессиональный багаж учащегося.
Прежде всего, в качестве основополагающего принципа следует рас-сматривать принцип проблемности. Путем последовательно усложняющихся задач или вопросов создать в мышлении учащегося такую проблемную си-туацию, для выхода из которой ему не хватает имеющихся знаний, и он вы-нужден сам активно формировать новые знания с помощью преподавателя и с участием других слушателей, основываясь на своем или чужом опыте, логике. Большое значение имеют и домашние эксперименты. Например, «Правда ли, что яйцо в растворе кислоты всплывает?». А затем следуют вопросы: «Почему?», «Какой концентрации должен быть раствор уксусной кислоты, чтобы яйцо всплыло?»
Следующим принципом является обеспечение максимально возможной адекватности учебно-познавательной деятельности характеру практических задач. Суть данного принципа заключается в том, чтобы организация учебно-познавательной деятельности учащихся по своему характеру максимально приближалась к реальной деятельности. Это и должно обеспечить в сочетании с принципом проблемного обучения переход от теоретического осмысления новых знаний к их практическому осмыслению. Например, при изучении темы «Коррозия и способы защиты металлов от коррозии», можно предложить ученикам следующий домашний эксперимент: определить какие вещества, имеющиеся у нас в быту, способствуют защите металла от коррозии.
Не менее важным при организации познавательного интереса учащихся является принцип взаимообучения. Следует иметь в виду, что учащиеся в процессе обучения могут обучать друг друга, обмениваясь знаниями. Для успешного самообразования необходимы не только теоретическая база, но и умение анализировать и обобщать изучаемые явления, факты, информацию; умение творчески подходить к использованию этих знаний; способность делать выводы из своих и чужих ошибок; уметь актуализировать и развивать свои знания и умения. Где как не на отчетах по домашним экспериментам можно проследить использование данного принципа активизации познавательной деятельности учащихся.
Очень важно, чтобы познавательный интерес учащихся носил твор-ческий, поисковый характер и по возможности включал в себя элементы анализа и обобщения. Процесс изучения того или иного явления или проблемы должны по всем признакам носить исследовательский характер. Это является еще одним важным принципом активизации познавательного интереса: принцип исследования изучаемых проблем и явлений. Данный принцип напрямую связан с химическим экспериментированием и в частности с домашним экспериментом.
Для любого учебного процесса важным является принцип индивидуа-лизации - это организация познавательного интереса с учетом индивидуальных особенностей и возможностей учащегося. Для обучения этот принцип имеет исключительное значение, т.к. существует очень много психофизических особенностей: адаптация к учебному процессу, способность к восприятию нового и т.п. Все это требует применять такие формы и методы обучения, которые по возможности учитывали бы индивидуальные особенности каждого учащегося.
Активность возможна лишь при наличии стимулов. Поэтому в числе принципов активизации особое место отводится мотивации познавательного интереса. Главным в начале активной деятельности должна быть не вы-нужденность, а желание учащегося решить проблему, познать что-либо, доказать, оспорить.
Принципы активизации познавательного интереса учащихся, также как и выбор методов обучения, должны определятся с учетом особенностей учебного процесса. Помимо принципов и методов, существуют также и фак-торы, которые побуждают учащихся к активности, их можно назвать еще мотивы, стимулы[7].
Факторы, побуждающие учащихся к активности
В числе основных факторов, побуждающих учащихся к активности выделяют:
-творческий характер познавательного интереса сам по себе является мощным стимулом к познанию. Исследовательский характер позволяет пробудить у учащихся творческий интерес, а это в свою очередь побуждает их к активному самостоятельному и коллективному поиску новых знаний.
-состязательность является одним из главных побудителей к активной деятельности учащегося. Это может сводится не только к соревнованию за лучшие оценки, это могут быть и другие мотивы. Например, никому не хо-чется «ударить в грязь лицом» перед своими одноклассниками, каждый стремится показать себя с лучшей стороны, продемонстрировать глубину своих знаний и умений.
Особое значение для успешной реализации принципа активности в обучении имеют самостоятельные работы творческого характера, таких, как программированные задания, домашние химические эксперименты, моделирование и т.д.
Физиологической основой познавательной активности является рассогла-сование между наличной ситуацией и прошлым опытом. Особое значение на этапе включения учащегося в активную познавательную деятельность имеет ориентировочно-исследовательский рефлекс, представляющий собой реакцию организма на необычные изменения во внешней среде. Исследовательский рефлекс приводит кору больших полушарий в деятельное состояние. Возбуждение исследовательского рефлекса - необходимое условие познавательной деятельности[3].
Приемы активизации познавательного интереса
Можно выделить несколько приемов активизации познавательного интереса:
-Метод проблемного обучения составляет органическую часть системы проблемного обучения. Основой метода проблемного обучения является создание ситуаций, формировка проблем, подведение учащихся к проблеме.
-Метод алгоритмизированного обучения. Деятельность человека всегда можно рассматривать как определенную последовательность его действий и операций, т. е. она может быть представлена в виде некоторого алгоритма с начальными и конечными действиями.
-Метод эвристического обучения. Основной целью эвристики является поиск и сопровождение способов и правил, по которым человек приходит к открытию определенных законов, закономерностей решения проблем.
-Метод исследовательского обучения. Если эвристическое обучение рассматривает способы подхода к решению проблем, то исследовательский метод - правила правдоподобных истинных результатов, последующую их проверку, отыскание границ их применения.
В процессе творческой деятельности эти методы действуют в органическом единстве[7].
Методы активизации познавательного интереса учащихся
Активными методами обучения следует называть те, которые максимально повышают уровень познавательной активности школьников, побуждают их к старательному учению.
Традиционно принято делить методы обучения по источнику знаний: словесные, наглядные и практические. Каждый из них может быть и более активным и менее активным, пассивным.
Целесообразно остановиться в данной работе только на наглядных и практических методах
Наглядные методы. Одним из таких методов является частично-поисковый. При применении этого метода преподаватель руководит работой класса. Организуется работа учащихся таким образом, чтобы часть новых заданий они добыли сами. Для этого демонстрируется опыт до объяснения нового материала; сообщается лишь цель. А учащиеся путем наблюдения и обсуждения решают проблемный вопрос. Такие опыты можно проводить не только на уроке, но и в домашних условиях с последующим выступлением о ходе опыта и выводах, сделанных по его результату.
Практические методы, например, частично-поисковый лабораторный метод. Учащиеся решают проблемный вопрос и добывают часть новых знаний путем самостоятельного выполнения и обсуждения ученического эксперимента. До лабораторной работы учащимся известна лишь цель, но не ожидаемые результаты[7] .
ГЛАВА 2 МЕСТО И РОЛЬ ДОМАШНЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА В СИСТЕМЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Важную роль в формировании познавательного интереса к предмету «Химия» имеет химический эксперимент. Он является не только необходимым условием достижения осознанных опорных знаний по химии, но и облегчает понимание технологии химических производств, способствует развитию наблюдательности, умений объяснять наблюдаемые явления, используя для этого теоретические знания, устанавливать причинно-следственные связи.
На семинарах, химических практикумах широко используют самостоятельный учебный эксперимент, имеющий те же цели, что и демон-страционный эксперимент. Он формирует у учащихся практические умения и умения рационального использования учебного времени; развивает самостоя-тельность, дает возможность проведения работ исследовательского характера.
Учебный эксперимент в преподавании химии имеет целью способствовать решению основных образовательных задач:
- усвоение основ химической науки, знакомство с ее методами исследования и овладение специальными умениями и навыками;
- формирование и развитие способностей учащихся, их познавательной и мыслительной деятельности;
- формирование мировоззрения учащихся и естественнонаучной картины мира в их сознании;
- осуществление трудового, нравственного, экологического воспитания; всестороннее развитие личности и т.д.[2].
Учебный химический эксперимент можно подразделить на следующие виды экспериментальной деятельности: демонстрационный эксперимент, лабораторные опыты, практические работы, домашний эксперимент, полевой эксперимент, занимающие опыты, виртуальный эксперимент (см. Приложение1).
Основная цель демонстрационных опытов – это развитие наблюдательности, формирование новых знаний и понятий химии. Ключевые достоинства демонстрационных опытов – их наглядность, возможность своевременно направлять внимание учащихся на главное звено процесса, экономия времени и реактивов. Однако этот вид эксперимента не дает возможность формирования у учащихся специальных навыков.
Лабораторные опыты замечательны тем, что при включении их в объяснение нового материала, ученики воочию убеждаются в верности тех или иных высказываний учителя и одновременно приобретают некоторые навыки химического эксперимента, развивают наблюдательность. В то же время подготовка к проведению этих опытов требует большего времени, расходуются реактивы, учителю приходится уделять больше внимания на обеспечение безопасности на уроке. Основная цель лабораторных опытов – это обеспечение наглядности при изучении нового материала.
Практические работы, являясь важным источником познания нового материала, способствуют, кроме того, формированию и совершенствованию практических умений и навыков учащихся. Основными проблемами при их проведении являются обеспечение всех учащихся реактивами, посудой и оборудованием, а также выполнение всеми учащимися правил техники безопасности.
Умелая организация домашнего химического эксперимента способствует развитию интереса учащихся к химии, расширению их кругозора, более осознанному усвоению химических знаний. Оказывая помощь ученикам в организации домашних лабораторий, учителю необходимо поставить в известность родителей, чтобы избежать нежелательных последствий при проведении опытов в домашних условиях. Применение домашнего эксперимента способствует привлечению учащихся к самостоятельной работе с использованием не только учебников, но и дополнительной, справочной литературы.
Занимательные опыты можно изредка проводить на уроках, но чаще использовать на внеклассных занятиях с целью формирования и развития интереса учащихся к химии. Однако нельзя ни в коем случае превращать химические опыты в фокусы, даже при демонстрации их в младших классах. Поэтому, применяя учебный химический эксперимент во внеклассной работе, необходимо широко использовать все виды эксперимента, включая и полевые опыты.
В качестве полевых опытов можно рекомендовать качественные реакции на содержание отдельных элементов в объектах внешней среды. Необходимые для этого химические реактивы и посуду укладывают в специальные пеналы или коробочки, позволяющие переносить или транспортировать их без всякого риска и ущерба. В каждую укладку помещают инструкцию по технике анализа, карандаш и чистый лист бумаги для оформления работы.
Виртуальный эксперимент рекомендуется проводить в тех случаях, когда исходные вещества недоступны, реакции протекают длительно во времени, сопровождаются выделением опасных веществ, требуют сложного оборудования и т.д. Кроме того, виртуальные опыты полезны перед проведением реальных процессов, чтобы убедиться в том, что ученики полностью осознают ход предстоящего опыта. В любом случае, виртуальные опыты основаны на представлениях воображения, и, чтобы они были ближе к фактическим явлениям, необходимо предварительно формировать у учащихся соответствующие представления памяти[2].
Химический эксперимент представляет собой систему, в которой используется принцип постепенного повышения самостоятельности учащихся: от демонстрационных опытов к проведению лабораторных опытов под руководством преподавателя, а далее к самостоятельной работе при выполнении практических, и конечно, венцом самостоятельности является домашний эксперимент – работа над выдвинутой учителем гипотезой[6].
Химический эксперимент развивает мышление, умственную активность учащихся. Часто эксперимент становится источником формируемых представлений, без которых не может протекать продуктивная мыслительная деятельность. В умственном развитии ведущую роль играет теория, но в единстве с экспериментом, с практикой.
Задачи домашнего эксперимента: доводить изучение каждого химического понятия до осознанного и действенного восприятия его самим учащимся.
Задания для домашних экспериментов следует подбирать такие, которые являются ценными в деле изучения и понимания химии в детском возрасте, были бы интересными по содержанию, простыми по выполнению и оборудованию, не требовали бы от учащихся почти никаких материальных затрат и в то же время легко поддавались контролю преподавателя.
Работы учащихся не должны быть слепым подражанием установившимся шаблонам. Они должны заключать в себе широчайшее проявление собственной инициативы, творчества, исканий нового. Учащиеся должны не просто овладеть знаниями и умениями по химии, но и научиться решать проблемы, связанные с применением знаний предметной области в конкретных жизненных ситуациях. Домашний практикум обеспечивает последовательное повторение учебного материала, а также его целостное и более глубокое осмысление школьниками. Следует исключить технически сложные задания, а также нужно учесть необходимость использования только бытового оборудования и доступных реактивов. Уровень самостоятельности при выполнении домашнего практикума выше, чем фронтальных лабораторных работ. Любая самостоятельная работа выполняется по заданию, под руководством учителя, но без его непосредственного участия. Но учитель либо оказывает устную поддержку (комментарии, консультации и т. д.), либо сопровождает самостоятельную работу при помощи дидактических материалов[1].
На первый взгляд, кажется, что предлагаемые домашние опыты сложны в исполнении, но хочется убедить, что используя самые простые бытовые вещества и фантазию учителя и учащихся можно провести не только такие опыты, но и множество других. Для подтверждения сказанного предлагаются несколько описаний выполнения предложенных опытов.
Получение дистиллированной воды
Налейте в эмалированный чайник на 1/3 объёма воды и поставьте на газовую плиту так, чтобы носик чайника выступал за край плиты. Когда вода закипит, нацепите на носик чайника стеклянную банку-холодильник, под которую приспособьте вторую банку для сбора конденсата. Для того чтобы банка-холодильник не перегревалась, на неё можно класть смоченную холодной водой салфетку.
Растительный индикаторы или почему борщ красный?
В домашних условиях есть кислоты и щелочи, например, уксусная, лимонная кислота – это кислоты, а вот средство «Крот», раствор стирального порошка или мыла имеют щелочной характер. Приготовьте раствор кислоты и щелочи. Проверьте, как изменяются цвета растворов свеклы, вишни, черники (можно использовать растворы, приготовленные из варенья или замороженных ягод). Если предполагаемый раствор индикатора изменяет свой цвет в кислоте и в щелочи – то это действительно- индикатор.
Сравнение температуры кипения воды с температурой горения бумаги
Сделайте из листа бумаги чашечку, для этого положите лист бумаги на стакан и «вомните» его немного внутрь стакана. В полученную чашечку налейте воды и нагревайте воду на пламени свечи так, чтобы пламя не касалось свободных краев бумаги, а находилось только под «чашечкой». Что быстрее произойдет: загорание бумаги или закипание воды?
Адсорбционные свойства угля
В стакане приготовьте раствор гуаши (чернил, краски фломастеров) и положите 5-10 таблеток активированного угля.
Условия коррозии. Способы защиты от коррозии
А)Два очищенных от ржавчины железных гвоздя опустите с воду, но один должен быть полностью погружен в воду, а второй - на половину.
Б) Три очищенных от ржавчины гвоздя: к одному «примотайте» алюминиевую проволоку, к другому – медную, а третий – просто сам по себе. Опустите их в стакан с водой.
Определение непредельных углеводородов в бытовых веществах
В стаканчики с подсолнечным маслом, раствором витамина С и каким-либо другим веществом (можно использовать лекарственные средства) добавьте слабый раствор марганцовки или йода.
Физиологическая активность этанола
Налейте в стакан (чашечку) немного белка куриного яйца и добавьте спирт.
Катализаторы в органических реакциях
Попробуйте поджечь кусочек сахара (получалось и с кучкой сахара-песка). Оботрите кусочек пеплом от сигареты (посыпьте кучку пеплом) и вновь попробуйте поджечь.
Требования при выполнении: соблюдение правил безопасности (при каждой работе учитель оговаривает таковые). Требования к оформлению работы:
-название опыта;
-цель опыты;
-используемое оборудование и реактивы;
-правила безопасности;
-описание хода опыты, фотографии наблюдаемых явлений (фотографии делаются телефонами, распечатываются с помощью компьютеров);
-выводы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.1.Отношение учащихся к процессу обучения обычно характеризуется активностью. Активность определяет степень «соприкосновения» обучаемого с предметом его деятельности. Управление активностью учащихся традиционно называют активизацией.
Выделяют несколько уровней познавательной активности: воспроизводящая, интерпретирующая, творческая. Активность, как качество деятельности личности, является неотъемлемым условием и показателем реализации любого принципа обучения.
Принципы активизации познавательной деятельности: принцип проблемности возможность адекватности, принцип взаимообучения, принцип исследовании, принцип индивидуализации, принцип не вынужденности.
Можно выделить несколько приемов активизации познавательной деятельности: проблемного обучения, алгоритмизированного обучения, эвристического обучения, исследовательского обучения.
Активными методами обучения следует называть те, которые максимально повышают уровень познавательной активности школьников, побуждают их к старательному учению.
В данной работе рассматриваются только наглядные и практические методы.
2. Домашний химический эксперимент играет большую роль в успешном решении задач при обучении химии во многих направлениях в качестве исходного источника познания явлений, как необходимое, и часто единственное, средство доказательства правильности или ошибочности сделанного предположения, а также подтверждения (иллюстрации) бесспорных положений, сообщаемых учителем или почерпнутых учащимися из учебника; как единственное средство для формирования и совершенствования практических навыков в обращении с оборудованием, веществами, в получении и распознавании веществ; как важное средство для развития, совершенствования и закрепления теоретических знаний; как способ проверки знаний и умений учащихся; как средство формирования интереса учащихся к изучению химии, развития у них наблюдательности, любознательности, инициативы, стремления к самостоятельному поиску и совершенствованию знаний и применению их в практике[1].
Домашний химический эксперимент может с успехом применятся на всех ступенях учебного процесса. Он может, обеспечивает наглядное ознакомление учащихся с изучаемыми веществами (ознакомление с физическими свойствами веществ; ознакомление со свойствами простых и сложных веществ; легкоплавкие и тугоплавкие металлы; мягкие и твердые металлы и т.д.). С целью текущего контроля и учета знаний одним из средств также могут является домашние экспериментальные работы в виде оформления коллекций «Строительные материалы», «Стекло» (в данных коллекциях надо указать и сырье для получения этих веществ и образцы продукции), «Минеральные удобрения» ( в коллекции надо не только разделить используемые удобрения на группы: азотные, фосфорные и калийные, но и записать химические формулы этих веществ / по возможности/). С помощью эксперимента можно оценить многие качества учащихся, начиная от уровня знания теории до практических умений учеников.
Велика значимость применения химического эксперимента при использовании учителем метода проблемного изложения материала. Деятельность педагога здесь заключается в постановке проблемы и раскрытии доказательного пути её решения через постановку эксперимента. При этом важно, чтобы ученики сами пришли к выводу о необходимости постановки соответствующих опытов, приняли бы участие в их разработке и проведении. И эксперимент здесь может выступать как важнейший метод доказательства истинности или ложности выдвинутых гипотез[4].
Особо следует подчеркнуть роль домашнего химического эксперимента в формировании познавательного интереса у учеников как мотива познавательной деятельности, поскольку им определяются и направляются все психические процессы учения: восприятие, память, мышление, внимание и др. Немаловажная роль домашнего эксперимента в семейном воспитании. Как показал опыт использования домашних экспериментов в практике учителя, становится хорошей семейной традицией выполнять такие опыты вместе с родителями (опыты становятся интересны не только детям, но и их родителям, они также с нетерпением ждут новых заданий).
3. В работе приводятся примерный перечень предлагаемых домашних опытов и описание выполнения некоторых из них.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Балаев, И.И. Домашний эксперимент по химии. Пособие для учителей. Из опыта работы /И.И. Балаев – М.: Просвещение, 1977
2. Габриелян, О.С, Ватлина, Л.П. Химический эксперимент в школе / О.С. Габриелян, Л. П. Ватлина - Москва «Дрофа» 2005
3. Григорян, С.Т Формирование мотивации учения у школьников./ С.Т.Григорян — М.: Прометей, 1982
4. Ефстафьева, Е.И., Титова И.М. Развитие внутренней мотивации изучения химии // Химия в школе. 2002. №7. С.20-22.
5. Кочкарова, М.К. О способах формирования интереса к процессу познания //Химия в школе. 2002. №7. С.25-32.
6. Кошелева, Е.А. Советую применить // Химия в школе. 2004. №2. С.15-16.
7. Кругликов, В.Н., Платонов, Е.В. ,Шаранов, Ю.А.. Методы активизации познавательной деятельности. / В. Н. Кругликов, Е. В. Платонов, Ю. А. Шаранов.- С.-Петербург.: Знание, 2006
8. Смолкин, А.М. Активные методы обучения. /А.М. Смолкин - М.: Просвещение, 1991
9. Шамова, Т.И. Активизация учения школьников. / Т.И. Шамова - М.: Педагогика, 1982
10. Щукина, Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе./ Г.И. Щукина - М.: Просвещение, 1982
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 «Учебный химический эксперимент»
Демонстрационный эксперимент | Цель: формировать понятия химии, научить наблюдать | Натуральный опыт | Например: получение кислорода; окисление этанола оксидом меди. |
Имитационный опыт | Например: замена формальдегида на глюкозу в реакции серебряного зеркала |
Мультимедий-ный эксперимент | Например: получение алмазов из графита, опыты с фенолом |
Лабораторные опыты | Цель: изучение нового материала | Групповые | Например: изучение физических свойств различных веществ; ознакомление с образцами …; взаимодействие глицерина с гидроксидом меди |
Индивидуаль-ные |
Факультатив-ные |
Практические работы | Цель: совершенствование знаний, практических умений и навыков | Эксперимен-тальный проводимый | Получение углекислого газа и опыты с ним |
Эксперимен-тальная задача | Например: получите оксид меди тремя способами |
Домашний эксперимент | Цель: способствовать развитию интереса к предмету и более осознанному усвоению научных знаний | Получение веществ | Например: получение мыла, выращивание кристаллов медного купороса |
Изучение свойств веществ | Например: исследование подсолнечного масла, витамина С и др.веществ на наличие в них непредельных связей; содержание карбонатов в стиральных порошках и т.д. |
Химия в быту | Например: индикаторы в быту или почему борщ красный; |
Полевой эксперимент | Цель: способствовать развитию интереса к предмету и более осознанному усвоению научных знаний | Качественный анализ | Например: экспресс-анализ почвы, воды в полевых условиях |
Эксперимен-тально -расчетные задачи | Например: определение количества СО в выхлопных газах автомобилях и расчет количество СЩ за единицу времени на определенной площади |
Занимательные опыты | Цель: формирование и развитие интереса к химии | Урочные опыты | Получение бездымного пороха; извержение вулкана; самовозгорание свечи |
Внеурочные опыты |
Виртуальный эксперимент | Цель: сделать химические опыты безопаснее, дешевле и нагляднее; развивать мышление учащихс\ | | Разложение оксида ртути или бертолетовой соли; синтез органических соединений |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 «Домашние эксперименты»
класс | Тема урока | Предлагаемые домашние эксперименты |
7 класс | Методы разделения смесей | Получение дистиллированной воды |
Изучение физических свойств различных веществ | Физические свойства сахара, соли, воды, уксусной кислоты |
Ознакомление с образцами простых и сложных веществ | Физические свойства простых веществ: уголь (таблетка активированного угля), железа, алюминия. Физические свойства сложных веществ: сода, лимонная кислота, мел, ржавчина. |
Признаки и условия протекания химических реакций | Признаки химических реакций: сода и уксусная кислота; горение свечи; молоко и уксусная кислота. |
Реакции соединения, разложения, замещения | Реакция соединения (нагревание медной проволоки). Реакция замещения (алюминиевый или железный гвоздь с уксусной кислотой) |
Понятие об индикаторах | Растительные индикаторы или почему борщ красный? |
Понятие о кислотах | Какие бытовые вещества содержат кислоты? (в данной работе используются растительные индикаторы, которые были установлены в прошлой работе) |
Физические свойства воды | Сравнение температуры кипения воды с температурой горения бумаги |
Вода-растворитель | Какие вещества растворяются в воде и почему воду называют универсальным растворителем? |
Понятие об основаниях | Щелочи в быту. |
Реакция нейтрализации | Реакция нейтрализации. |
8 класс | Вода – универсальный растворитель | Что растворяет вода и что не растворяет или почему воду называют универсальным растворителем? |
Количественная характеристика растворов | Приготовьте раствор сахара с массовой долей 15%, сколько воды или сахара надо добавить, чтобы чай стал вам по вкусу? |
Выращивание кристаллов медного купороса |
Чем лучше мыть голову (стирать белье) в жесткой воде? |
Физические свойства металлов | Металлы бываю: легкоплавкие и тугоплавкие. |
Металлы бывают: мягкие и твердые |
Коррозия, защита металлов от коррозии | Условия коррозии. Способы защиты от коррозии |
Общие химические свойства металлов | Взаимодействие металлов с неметаллами. |
Взаимодействие металлов с растворами солей |
9 класс | Углерод и кремний | Сделать коллекции «Строительные материалы», «Стекло» |
Адсорбционные свойства угля |
Наличие карбонатов в различных бытовых веществах или минералах |
10 класс | Химические реакции | Зависимость скорости реакции от природы веществ (два гвоздя: алюминиевый и железный в растворе уксусной кислоты) |
Катализаторы |
Зависимость скорости реакции от концентрации (два одинаковых гвоздя в растворах уксусной кислоты, причем один из растворов сильно разбавлен) |
Химия растворов | Выращивание кристалла медного купороса и определение зависимости формы кристалла от скорости охлаждения насыщенного раствора (вынести концентрированный горячий раствор на улицу или поставить его возле горячей батареи) |
11 класс | Непредельные углеводороды | Определение непредельных углеводородов в бытовых веществах (подсолнечное масло, аскорбиновая кислота и др.) |
Спирты | Физиологическая активность этанола |
Волокна | Распознавание волокон |
Пластмассы | Распознавание пластмасс |
Жиры | Растворение жиров в различных растворителях |
Белки | Условия для денатурации белка(раствор белка куриного яйца нагревать, добавлять уксусную кислоту, добавлять раствор щелочи \средство «Крот»\) |
Мыла и СМС | Растворимость стиральных порошков воде. |
Действие мыла и СМС в жесткой воде. |
Способности СМС (пенообразование, отбеливающие свойства – действие на раствор зеленки и др.) |
Углеводы | Наличие крахмала в пищевых продуктах |