Духовно-нравственные ценности и формирование личности гражданина России
Роль духовно-нравственных ценностей в формировании личности гражданина России
А. В. Шаповалов
МОУ «Новохоперская Гимназия № 1»
В наши дни происходит постепенное изменение ориентиров – смещаются акценты от интересов государства к интересам отдельной личности. При этом меняются и цели и задачи современного образования. Пересматривается его содержание, задачи, технологии, формируются новые явления и процессы. К таким процессам и явлениям можно отнести и духовно-нравственное воспитание гражданина1.
К сожалению, сегодня морально-нравственный климат в нашем обществе претерпевает кризисные явления. У современных подростков не всегда сформированы нравственные ориентиры, жизненные ценности. Положение усугубляется и тем, что нам пытаются разными способами навязать ценности, чуждые нашей культуре. Все это не позволяет формировать духовно-нравственный компонент личности подростка на должном уровне. Это ставит, в свою очередь, перед государством и обществом серьезнейшую проблему: формирование личности с активной жизненной позицией, сознательным отношением к долгу перед обществом.
Духовно-нравственное воспитание школьников осуществляется в процессе обучения. Учебные и внеурочные занятия, на которых ставится цель формирования духовности и нравственности, позволяют дать детям более яркое и широкое представление о человеке и мире, о взаимосвязи предметов и событий. Здесь развивается творческий потенциал учащихся, осмысливаются причинно-следственные связи, развивается логика, коммуникативные способности.
Воспитание духовно-нравственных качеств личности — многоплановый и сложный процесс. Его нельзя отделить от жизни человека, культуры, общества, семьи, человечества в целом. Педагогическая ответственность при этом обозначается двумя положениями:
-
Личность должна рассматриваться в аспекте ее гражданственности, следовательно, программы социализации и воспитания должны обеспечивать духовно-нравственное развитие гражданина России.
-
Основным инструментом педагогической поддержки формирования личности гражданина России становится школа, которая выстраивает партнерские отношения с семьей, институтами гражданского общества, общественными и религиозными организациями.
В процессе духовно-нравственного развития в рамках основного общего образования у школьника должны быть сформированы следующие ценности:
Основы развития нравственных качеств личности закладываются в семье. Задача школы – сохранять преемственность, не нарушать существующий процесс формирования личности ребенка. В духовно-нравственном развитии школа должна тесно сотрудничать с семьей. Важно, чтобы было создано общее школьно-семейное пространство духовно-нравственного воспитания. Школа должна стать не просто учебным учреждением, но еще и своеобразной семьей ребенка, социальной ячейкой, позволяющей закладывать в ученике основы нравственности как фундамент развития личности. Лишь в этом случае складываются благоприятные условия для укрепления гражданственности.
Следующей ступенью развития гражданина является осознание школьником ценностей, традиций, особых форм духовной, культурной и социальной жизни его села, города, края. Здесь через семью, родственников, друзей, школу, социальное окружение формируются такие понятия как «Малая Родина», «Родная земля», «Отечество».
Принятие духовных традиций и культуры народа, среди которых он родился и живет является более высокой ступенью духовно-нравственного развития подростка. Российская идентичность и культура подобны стволу крепкого дерева, чьи корни образуют культуры народов нашей страны. Невозможно считать себя русским, не усвоив этнических традиций, к которым человек принадлежит как по факту своего рождения, так и по факту первичной социализации в определенной культурной среде.
Уровень российской гражданской идентичности достигается путем развития личности, ее духовно-нравственного, патриотического, гражданского развития. Полноценным гражданином России становится тот человек, который осваивает культурные богатства народов России, понимающий их значение, единство и особенности в жизни страны.
Важная ступень на пути становления гражданина России – толерантность к другим культурам, открытость миру.
Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников содержит систему базовых национальных ценностей. В основу их систематизации, деления на определенные группы положены источники нравственности и человечности, те области межличностных отношений, которые позволяют человеку противостоять разрушительным влияниям.
К традиционным источникам нравственности относятся:
Семья. Именно здесь в ребенке зарождается и крепнет осознание того, что он нужен в этом мире, что ему необходимы близкие и родные люди. Только так он может стать Человеком. Прежде всего, семья формирует такие ценности как:
-
Патриотизм. Это – чувство гордости за свою Родину, ее историю. Это – желание сделать свою страну сильнее, а сограждан счастливее. Патриотизм выражается в ценностях:
-
Гражданственность. Народы России объединены общей исторической судьбой, культурой, ментальностью, русским языком. Единство русской нации, прежде всего, воплощено в российском государстве, которое нужно рассматривать как исторически сложившийся способ взаимоотношений народов России в общих социокультурных традициях. В основе гражданственности лежат такие ценности как:
-
долг;
-
закон;
-
правопорядок;
-
гражданское общество;
-
правовое государство;
-
межэтнический мир.
-
Социальная солидарность. Коллективные формы жизнедеятельности в нашей стране всегда стояли выше индивидуальных. Социальная солидарность стала нашей национальной традицией и в то же время – важнейшим условием модернизации страны. Ее необходимо рассматривать как заботу личности об интересах общества, как поддержку, оказываемую обществом человеку, как возможность личности развиваться в благоприятной среде. В основе социальной солидарности лежат ценности:
-
Традиционные российские религии. К традиционным религиям России относят христианство (в основном, православие), ислам, буддизм и иудаизм. Духовно-нравственное формирование личности часто происходит под воздействием ценностей, лежащих в их основе. Образование в нашей стране является светским. В школе российские религии могут быть представлены лишь как духовные основы культуры России, в качестве традиционных жизненных ценностей. В таком контексте учащиеся могут усваивать такие системные понятия, как:
-
вера в Бога;
-
святость и благочестие;
-
религиозные организации.
-
Труд и творчество. Одним из важнейших средств стать Человеком, личностью, гражданином, сделать мир вокруг и себя лучше является каждодневный труд и свободное творчество. Это становится возможным лишь при условии того, что человек принимает ценности:
-
Природа и искусство. Жители России имеют полное право гордиться своей страной, ее великой историей, культурой, природой, духовностью. Школьники открывают для себя природу родной страны, ее красоту, приобщаясь к ценностям:
-
красота;
-
гармония;
-
жизнь;
-
родная земля.
-
Человечество. Российская идентичность неотделима от общечеловеческих ценностей. В каждом россиянине должна воспитываться способность к духовному развитию через обращение к иным национальным культурам и мировому культурному наследию. При этом он сам должен быть открыт, понятен и дружелюбен по отношению к представителям других культур. Это возможно через принятие ценностей:
Такая система нравственных понятий формирует самосознание народа России, определяет отношения между людьми, отношение к труду, обществу и государству. В воспитательном пространстве школы должны господствовать ценности общие для всех людей, живущих в нашей стране. Именно в них воплощена суть нашей национальной концепции: «Мы – российский народ». Эти слова объединяют всех граждан России и позволяют нам оставаться единым русским народом.
В современной школе вся полнота ответственности за формирование ценностных ориентиров у подростков ложится на плечи учителя. А это предъявляет к нему особые требования. Человек, работающий с детьми, должен быть духовным и высоконравственным человеком, любящим своего ученика и верящим в него. Учитель должен быть не просто педагогом, но и психологом, старшим товарищем и другом.
Духовно-нравственное воспитание является двусторонним процессом. Он включает в себя как воздействие педагога на подростка, так и ответные действия со стороны ученика, т.е. усвоение им нравственных понятий, переживание своего отношения к нравственному и безнравственному в поступках и поведении. Что делать, чтобы усилия педагога не пропадали напрасно и вели к развитию личности? Привычные подходы к нравственному образованию детей строились, в основном, на передаче готового нравственного опыта. В современных условиях развития общества актуальной становится проблема обогащения нравственного опыта ребенка с помощью внедрения более продуктивных педагогических методов, которые способствуют актуализации деятельности подростка при решении этических, эстетических и поведенческих проблем.
Наша страна обладает уникальным опытом воспитания духовных и нравственных качеств человека. Этот опыт базируется на традициях тысячелетней православной культуры. Именно она является прочным фундаментом взаимоотношений человека с миром, его эстетического и этического развития, мировоззрения и формирования гражданской позиции. Православная культура во многом определяет патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, общее физическое и психическое развитие и эмоциональное состояние. Сегодня, когда идет процесс духовного возрождения России, многие обращаются к опыту православной педагогики. Эта тема актуальна, так как государство и общество остро нуждаются в таких образовательных моделях, которые смогут обеспечить духовно-нравственные компоненты в содержании образования.
1 Петракова Т.И. Духовно-нравственное воспитание в условиях общеобразовательной школы: категории, содержание, критерии [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.verav.ru/common/mpublic.php?num=18.
2 Шунина М.М. Основные принципы организации духховно-нравственного развития и воспитания [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2015/10/17/osnovnye-printsipy-organizatsii-duhovno-nravstvennogo