ЗАПАДНЫЙ ФИЛИАЛ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРИЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕФЕРАТ
По дисциплине «Физическая культура»
На тему: «Роль физического воспитания в современном обществе»
Выполнила: Халько С.В.
Группа: 5ИСП-02/о
Калининград 2021
Плaн:
1.Введение
2.Функции физической культуры
3.Современнaя роль физической культуры
4.Оздоровительный и профилактический эффект физической культуры
5.Вывод
6.Список использованной литературы
Введение.
В современном мире все больше людей признают, что физическая культура становится частью общей культуры человека и общества, главной целью которой является формирование личности как высшей ценности современного общества.
Сегодня перед обществом стоит очень важная задача - не только подготовить ребенка к самостоятельной жизни, воспитать его нравственно и физически здоровым, но и научить его быть здоровым, способствовать формированию у него осознанной потребности в здоровье, как залога будущего благополучия и успешности в жизни.
Согласно исследованиям всемирной организации здравоохранения, физическое здоровье - это основа для общего развития и жизнедеятельности человека. Физическая активность имеет не последнюю роль для здоровья и способствует помимо всего прочего, профилактике неинфекционных заболеваний. По мнению всё той же Всемирной организации здравоохранения, недостаточная физическая активность является одним из основных факторов риска смерти в мире и одним из основных факторов риска развития таких заболеваний, как сердечно-сосудистые заболевания, рак и диабет; по статистике каждый четвертый взрослый человек в мире недостаточно aктивен и более 80% подростков во всем мире испытывают недостаток физической aктивности.
В детских садaх, общеобразовательных школах, в высших учебных заведениях физическая культура является базовой областью образования. Это подтверждает анализ учебных планов отечественной и зарубежной школ.
Согласно этому анализу физическая культура занимает одно из приоритетных мест. Такое положение этой области культуры объясняется тем, что она закладывает основы физического и духовного здоровья, только на основе которого возможно действительно рaзностороннее развитие личности. Это является основной ценность физической культуры для личности и общества, ее образовательное, воспитательное и общекультурное значение.
Новые федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования, включают в себя освоение базовой и элективной физической культуры, основной упор сделан на реализацию спортивной концепции физического воспитания, предполагающей удовлетворение потребностей студентов в двигательной активности.
В одном из высших учебных заведений был проведён эксперимент, в результате которого из 400 студентов, участвовавших в эксперименте, лишь 35 студентов, посчитали не удовлетворительными новые образовательные стандарты. Физическое воспитание -это способ формирования личности учащегося. Именно поэтому важно донести значимость физического развития до учащихся, многие из которых часто пропускают занятия, по болезни, или из-за простого отсутствия желания ходить на данные занятия.
До обучающихся, во всех учебных заведениях, необходимо четко донести цель самого предмета физической культуры, которую нужно достигнуть по окончании учебного года. Перед каждым занятием нужно озвучивать цель этого занятия, чтобы все понимали значимость проведения данного мероприятия, при таком подходе, большой процент учеников прислушивается к образовательным требованиям. При этом необходимо исходить из того факта, что предмет «Физическая культура» представляет собой одну из общеобразовательных дисциплин.
В период так называемой «перестройки» в нашей стране, внимание государства, к физическому воспитанию населения, было заметно снижено, уменьшилось финансирование спортивных проектов, была не развита спортивная инфраструктура, в учебных заведениях, в результате чего, ухудшилось состояние здоровья учащихся всех учебных заведений, снизилась их физическая подготовленность и заинтересованность в занятиях физической культуры и спортом.
Благо в настоящее время, государством были осознаны все эти проблемы, малой физической активности, и все вытекающие из неё неприятные последствия. В результате чего со стороны государства возрос интерес к физкультурному образованию как к инструменту способному воспитывать подрастающее поколение, и улучшать общее здоровье нации и моральные качества населения.
Функции физической культуры.
Как положительный результат занятия спортом, согласно данным государственных учреждений здравоохранения люди, которые занимаются физической активностью, в несколько раз меньше пропускают работу по состоянию здоровья.
Для исправления ситуации с нежеланием и не пониманием, населением всей важности спортивной деятельности, нужна результативная работа специалистов физического воспитания. Необходимо начинать прививать любовь к занятию спортом с самых ранних учебных заведений, с детских садов, необходимо уделять время занятиям физической культурой в каждодневном расписании занятий дошкольников.
Для увеличения доли населения, занимающегося спортом можно воспользоваться, одной из наиболее масштабных и успешных иностранных программ в этой области - Великобританской программой «Каждый активен каждый день». В её основе лежит дифференцированный подход по привлечению в спорт с акцентом на различные социальные группы. В рамках решения проблемы активного привлечения населения к занятиям физической активностью основное внимание уделяется тем группам населения, которые в настоящее время активны менее всего. В рамках программы отмечается, что важно заинтересовывать не те группы лиц, которые уже регулярно занимаются физической активностью и получают от этого ряд преимуществ и удовольствие от занятий, но важно привлекать к занятиям тех, кто все еще остается неактивным в данной сфере деятельности.
Современная роль физической культуры.
Моральное воспитание. Физическое воспитание органично связано с моральным. На учебно-тренировочных занятиях, особенно во время спортивных соревнований человек имеет большие физические нагрузки, которые способствуют формированию таких качеств характера, как сила воли, смелость, самообладание, решительность, уверенность в своих силах, выдержка, дисциплинированность. Занятия физическими упражнениями и спортом носят целенаправленный характер и проходят, как правило, в коллективе. Поэтому занятия спортом воспитывают чувство коллективизма, преданность своему коллективу. В спортивной борьбе раскрываются такие моральные качества как честность, уважение к сопернику, способность подчинить свое поведение нормам спортивной этики.
Умственное воспитание. Систематические занятия физической культурой и спортом играют важную роль в повышении умственной работоспособности. Освоение современных учебных программ, например, для студентов вуза связано со значительной нервно-психической нагрузкой. Высокий уровень физической подготовленности является одним из важных факторов, обеспечивающих стойкость умственной работоспособности на протяжении всего учебного года. Установлено, что в системе « состояние организма — оптимальная физическая нагрузка — умственная трудоспособность » последнее звено находится в прямой зависимости от двух первых. Замечено так же, что такие показатели, как объём внимания, памяти, количество умственных операций у недостаточно тренированных студентов к концу учебного года значительно снижаются. В этот период особенно важным для поддержания умственной трудоспособности является обеспечение беспрерывности занятий физическими упражнениями и спортом с учетом физического состояния каждого студента и регулированием в связи с этим тренировочных нагрузок, а также обеспечение на занятиях позитивного эмоционального фона.
Трудовое воспитание. Суть трудового воспитания заключается в последовательном и систематическом развитии качеств личности, которые определяют уровень ее подготовки к жизни и общественно полезной работе. Основными качествами при этом являются трудолюбие, сознательное отношение к работе, овладение культурой труда. Трудолюбие воспитывается непосредственно в процессе учебно-тренировочных занятий и спортивных соревнований, когда спортсмены для достижения результатов в физической или спортивной подготовке выполняют и многочисленно повторяют физические упражнения, то есть они систематически работают, преодолевая усталость. Целеустремленность, настойчивость в достижении поставленной цели и трудолюбие, которые воспитываются во время занятий физической культурой и спортом, переносятся в дальнейшем на трудовую деятельность.
Эстетическое воспитание. Человек, который занимается спортом постоянно знакомится с проявлениями прекрасного. Под влиянием физических упражнений формы тела развиваются гармонично, движения и действия становятся более утонченными, энергичными, красивыми. Многие занимаются спортом, руководствуясь не только определенными практическими целями — укрепить здоровье, установить рекорд и т.п. В значительной мере их привлекает возможность получить эстетическое удовольствие от занятий, от возможности постоянно наблюдать прекрасное и самим творить его в виде совершенных по красоте движений, грациозного до виртуозности владения собственным телом. Связь занятий физической культурой и спортом с эстетическим воспитанием имеет действенный характер, потому, что позволяет не только формировать внешне красивый вид, но и одновременно эффективно влиять на воспитание морально — волевых качеств, эстетики поступков и поведения в современном обществе.
Оздоровительный и профилактический эффект физической культуры.
В условиях современного мира с появлением устройств, облегчающих трудовую деятельность (компьютер, техническое оборудование) резко сократилась двигательная активность людей по сравнению с предыдущими десятилетиями. Это, в конечном итоге, приводит к снижению функциональных возможностей человека, а также к различного рода заболеваниям. Сегодня чисто физический труд не играет существенной роли, его заменяет умственный. Интеллектуальный труд резко снижает работоспособность организма.
Но и физический труд, характеризуясь повышенной физической нагрузкой, может в некоторых случаях рассматриваться с отрицательной стороны.
Вообще, недостаток необходимых человеку энергозатрат приводит к рассогласованию деятельности отдельных систем (мышечной, костной, дыхательной, сердечно-сосудистой) и организма в целом с окружающей средой, а также к снижению иммунитета и ухудшению обмена веществ.
В то же время вредны и перегрузки. Поэтому и при умственном, и при физическом труде необходимо заниматься оздоровительной физической культурой, укреплять организм.
Физическая культура оказывает оздоровительный и профилактический эффект, что является чрезвычайно важным, так как на сегодняшний день число людей с различными заболеваниями постоянно растёт.
Физическая культура должна входить в жизнь человека с раннего возраста и не покидать её до старости. При этом очень важным является момент выбора степени нагрузок на организм, здесь нужен индивидуальный подход. Ведь чрезмерные нагрузки на организм человека как здорового, так и с каким-либо заболеванием, могут причинить ему вред.
Таким образом, физическая культура, первостепенной задачей которой является сохранение и укрепление здоровья, должна быть неотъемлемой частью жизни каждого человека.
Научно-техническая революция внесла в образ жизни человека наряду с прогрессивными явлениями и ряд неблагоприятных факторов, в первую очередь гиподинамию и гипокинезию, нервные и физические перегрузки, стрессы профессионального и бытового характера. Все это приводит к нарушению обмена веществ в организме, предрасположению к сердечно-сосудистым заболеваниям, избыточной массе тела и т.п.
Влияние неблагоприятных факторов на состояние здоровья молодого организма настолько велико и объемно, что внутренние защитные функции организма не в состоянии с ними справиться. Опыт десятков тысяч людей, испытавших на себе воздействие такого рода неблагоприятных факторов, показывает, что лучшим противодействием им являются регулярные занятия физическими упражнениями, которые помогают восстановлению и укреплению здоровья, адаптации организма к условиям внешней среды.
Занятия физическими упражнениями имеют огромное воспитательное значение — способствуют укреплению дисциплины, повышению чувства ответственности, развитию настойчивости в достижении поставленной цели. Это в одинаковой степени касается всех занимающихся, независимо от их возраста, социального положения, профессии.
Совсем недавно миллионы людей ходили на работу и с работы пешком, на производстве от них требовалось применение большой физической силы, в быту. В настоящее время объем передвижений в течение дня сведен к минимуму. Автоматизация, электроника и робототехника на производстве, автомобили, лифт, стиральные машины в быту настолько повысили дефицит двигательной деятельности человека, что это уже стало тревожным. Адаптационные механизмы человеческого организма работают как в сторону повышения работоспособности различных его органов и систем (при наличии регулярных тренировок), так и в сторону дальнейшего ее снижения (при отсутствии необходимой двигательной активности). Следовательно, урбанизация и технологизация жизни и деятельности жизни и деятельности современного общества неизбежно влекут за собой гиподинамию, и совершенно очевидно, что кардинально решить задачу повышения режима двигательной деятельности людей, минуя средства физической
Отрицательное влияние гиподинамии сказывается на всех контингентах населения и требует использования в борьбе с ней всех средств, форм и методов физической культуры и спорта.
Занятия физической культурой необходимы человеку во все периоды его жизни. В детском и юношеском возрасте они способствуют слаженному развитию организма. У взрослых улучшают морфофункциональное состояние, увеличивают работоспособность и сохраняют здоровье. У пожилых, наряду с этим, задерживают неблагоприятные возрастные изменения.
Систематические занятия физической культурой и спортом помогают людям всех возрастов наиболее продуктивно использовать своё свободное время, а также способствуют отказу от таких социально и биологически вредных привычек, как употребление спиртных напитков и курение.
Злоупотребление физической нагрузкой может принести немалый вред, поэтому при выборе степени нагрузки на организм необходимо применять индивидуальный подход.
Одной из задач физического воспитания в нашей стране является всестороннее, последовательное развитие человеческого организма. Человек должен быть крепким, ловким, выносливым в работе, здоровым, закаленным.
Регулярные занятия физическими упражнениями или спортом повышают активность обменных процессов, поддерживают на высоком уровне механизмы, которые осуществляют в организме обмен веществ и энергии.
Недостаточное количество двигательной активности или нарушение функций организма при ограничении двигательной активности отрицательно влияют на организм в целом. Люди могут жить и при ограничении движений, но это приведёт к атрофии мышц, снижению прочности костей, ухудшению функционального состояния центральной нервной, дыхательной и других систем, снижению тонуса и жизнедеятельности организма.
У людей, систематически занимающихся физическими упражнениями, значительно повышается потенциал всех систем и органов человека.
Целенаправленная физическая тренировка совершенствует систему кровообращения, стимулирует деятельность сердечной мышцы, усиливает кровоснабжение мышц, улучшает регуляцию их деятельности нервной системой.
В процессе занятий физической культурой и спортом уменьшается количество сердечных сокращений, сердце становится крепче и начинает работать более экономно, нормализуется давление. Все это способствует улучшению обмена веществ в тканях. Учеными установлено, что вслед за интенсивными физиологическими тратами идут восстановительные процессы.
Гормоны надпочечников, которые вырабатываются в процессе физической нагрузки, благотворно действуют на сердце .
При физической нагрузке могут избирательно улучшиться функции организма как двигательные (повышение выносливости, силы мышц, гибкости, координации движений), так и вегетативные (совершенствование работы дыхательной и других систем организма, улучшение обмена веществ).
Занятия физкультурой и спортом способствуют расширению кровеносных сосудов, нормализации тонуса их стенок, улучшению питания и повышению обмена веществ в стенках кровеносных сосудов. Все это ведет к увеличению эластичности стенок кровеносных сосудов и нормальной работе сердечно-сосудистой системы, которая является важной составляющей организма человека. Также умеренная физическая нагрузка положительно влияет на почки: с них снимается нагрузка, что приводит к их лучшему функционированию.
Адекватная физическая тренировка, занятия оздоровительной физической культурой способны в значительной степени приостановить возрастные изменения различных функций. В любом возрасте с помощью тренировки можно повысить аэробные возможности и уровень выносливости – показателей биологического возраста организма и его жизнеспособности.
Например, у хорошо тренированных бегунов среднего возраста максимально возможная ЧСС примерно на 10 уд/мин больше, чем у неподготовленных. Так что физическая культура играет большую роль в развитии человека, а значит и в развитии общечеловеческой культуры.
Работоспособность в учебной деятельности в определенной степени зависит от свойств личности, типологической особенности нервной системы, темперамента. Наряду с этим, на нее влияют новизна выполняемой работы, интерес к ней, установка на выполнение определенного конкретного задания, информация и оценка результатов по ходу выполнения работы, усидчивость, аккуратность, уровень двигательной активности.
Велика значимость фактора здоровья для успешного учебного труда с наименьшими психоэмоциональными и энергетическими затратами. Формирование здоровья успешно может проходить лишь в условиях организации здорового образа жизни, что возможно лишь в случае, когда у человека сформирована грамотная физическая культура.
Результаты исследований свидетельствуют о том, что здоровье человека напрямую связано с его работоспособностью и утомляемостью.
От состояния здоровья во многом зависит успешность учебной и в будущем производственной деятельности.
Человеческая жизнь и здоровье тесно связаны с физической культурой. Именно она способствует излечению от многих болезней и продлевает жизнь. Физическая культура является неотъемлемой частью жизни человека. Каждый человек, уделяющий время физическим занятиям, улучшает свое здоровье. Улучшение здоровья каждого человека ведет к улучшению здоровья общества в целом, повышению уровня жизни и культуры.
Вывод.
Никто не может сравниться с преобразующей силой физической культуры и спорта. Эта сила делает неуклюжего ловким, медлительного – быстрым, слабого – сильным, всегда жалующегося на усталость – выносливым, болезненного – здоровым. Хорошая физическая подготовка позволяет быстрее осваивать новые сложные производственные профессии; она же стала одним из решающих факторов подготовки летчиков, космонавтов, военных.
Физическая культура и спорт способствуют развитию интеллектуальных процессов – внимания, точности восприятия, запоминания, воспроизведения, воображения, мышления, улучшают умственную работоспособность. Здоровые, закаленные, хорошо физически развитые юноши и девушки, как правило, успешно воспринимают учебный материал, меньше устают на уроках в школе, не пропускают занятий из-за простудных заболеваний.
Физическая воспитание – это и важнейшее средство формирования человека как личности. Занятия физическими упражнениями позволяют многогранно влиять на сознание, волю, на моральный облик, черты характера юношей и девушек. Они вызывают не только существенные биологические изменения в организме, но в значительной мере определяют выработку нравственных убеждений, привычек, вкусов и других сторон личности, характеризующих духовный мир человека.
В заключении можно сказать о том, что государство в последние годы пытается сделать всё возможное для приобщения населения к занятиям спортом, об этом говорит и особое отношение к спортивным предметам во всех учебных заведениях и выделение больших средств для вовлечения в среду спорта всё новых участников, и различные спортивные мероприятия, и соревнования, поддерживаемые государственными программами, а также строительство новых спортивных сооружений и площадок. Но в любом случае заниматься спортом или нет это выбор каждого, а, чтобы как можно больше людей отвечали спорту «да», нужно начинать приобщать население к физической активности и самое главное объяснять её необходимость, начиная с учебных заведений для самых маленьких и заканчивая высшими учебными заведениями. При этом можно применять уже разработанные иностранными специалистами программы по вовлечению населения в спортивную деятельность, которые уже хорошо показали свою эффективность, в ряде европейских стран.
Список использованной литературы.
1. “Популярная медицинская энциклопедия”. Главный редактор академик Б.В. Петровский. Москва. 1981.
2 . “Быт и культура”. Составитель Ф.А. Александров. Редактор Н. Султанова. Москва. 1978.
3. Коц Я. М. Спортивная физиология. М.: Физкультура и спорт, 1986
4. Рафин А. Я. Физическая культура. М., 1989