СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Роль гуманитарных дисциплин в подготовке конкурентоспособного выпускника в условиях развития рыночных отношений

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад на тему: Роль гуманитарных дисциплин в подготовке конкурентоспособного выпускника в условиях развития рыночных отношений

Просмотр содержимого документа
«Роль гуманитарных дисциплин в подготовке конкурентоспособного выпускника в условиях развития рыночных отношений»

Уважаемые слушатели!

Вашему вниманию предложен доклад на тему: Роль гуманитарных дисциплин в подготовке конкурентоспособного выпускника в условиях развития рыночных отношений

В настоящее время наблюдается тенденция к увеличению неграмотной молодёжи, которая не владеет элементарными правилами русского языка. Ни для кого не секрет, что абсолютное большинство студентов элементарно неграмотно.  Если в середине 90-х годов прошлого века эту ситуацию активно обсуждали, то сейчас про безграмотность уже не говорят, потому что к ней привыкли.

Мы привыкли, что мы не в состоянии научиться русскому языку, языку, на котором мы говорим, который формирует нашу культуру и историю.

Современная педагогика не видит в этом своей вины, объясняя сложившуюся ситуацию тем, что молодое поколение стало другим. На фоне всеобщей безграмотности грамотный студент сегодня — исключительная редкость, нарушение общей закономерности.

Ситуация сродни той, анализируя которую Лев Владимирович Щерба в 1927 году писал, что пробел в школьном деле, связанный со снижением грамотности под­растающего поколения, «дошёл до размеров общественного бедствия», и призывал срочно «изыскивать меры для его изживания». Делая такой вывод, Щерба, безусловно, и не подозревал, что данная им ха­рактеристика будет актуальна и спустя почти 90 лег, в начале XXI века.

Но если низкую грамотность молодёжи 20-х годов XX века ещё как-то можно оправдать, так как в 1920 году, согласно переписи, проведённой на территории Советской России, умение читать было зафиксировано всего у 42 % населения в возрасте от 8 лет. То сейчас слова оправдания найти трудно, когда написаны тома научных трудов, разработаны, апробированы сотни программ и методов обучения грамотному письму и правильной речи.

У современной молодёжи среднего профессионального образования может возникнуть вопрос: для чего нужно в ХХI веке гуманитарные дисциплины включать в процесс обучения? Каким образом они помогут адаптироваться в современных рыночных условиях?

Нужно понять, что наше общество нуждается в качественном образовании, соответствующем  условиям рыночных отношений, которые являются неотъемлемой частью всех сфер деятельности современного человека.

Рыночный подход сегодня актуален и при оценке качества профессиональной подготовки. В частности, применительно к выпускникам высшего и среднего профессионального образования  достаточно широко сегодня используется понятие «конкурентоспособности специалистов на рынке труда».

Исследователи выделяют различные требования к качествам конкурентоспособного специалиста. Так, многие психологи, характеризуя конкурентоспособного специалиста, выделяют компетентность и профессиональную мобильность, владение навыками самообразования и повышения квалификации, инициативность и самодисциплину, предприимчивость и деловитость, способность к самоанализу и принятию ответственных решений, достоинство и личную ответственность, способность к защите своих прав и свобод.

Другие говорят, что конкурентоспособный специалист — это профессионал, способный найти оптимальный способ достижения цели и метод выполнения профессиональной задачи в изменяющихся условиях.

Но абсолютно все исследователи  сходятся во мнении, что умение чётко и ясно выражать свои мысли, говорить грамотно, умение не только привлечь внимание своей речью, но и воздействовать на слушателей является одной из основных  характеристик профессиональной пригодности любого человека

Дисциплины гуманитарного цикла позволяют формировать такие компетенции специалиста, без которых немыслимо дальнейшее развитие общества. К примеру — письменная и устная коммуникация, способность к критике и самокритике, способность работать в команде, навыки межличностных отношений, способность общаться со специалистами из других областей, способность работать в международной среде, способность адаптироваться к новым ситуациям, лидерство, разработка и управление проектами, инициативность и предпринимательский дух, забота о качестве, стремление к успеху и так далее.

Во время рыночных отношений с партнёрами или клиентами, придерживаться сугубо узкой специализации просто не гуманно, так как сверхконцентрация на одном предмете заметно понижает способности к самореализации, а так же потенциал социальной и интеллектуальной мобильности. Умение свободно ориентироваться в актуальных проблемах современности способствуют не только самореализации человека, но и моральному удовлетворению, что отражается на продуктивности труда, а следовательно — и на эффективности работы предприятий государства в целом.

Гуманистическая концепция обучения создаёт оптимальные условия для раскрытия, коррекции и развития личности будущего специалиста. А коммуникативно-деятельный подход, как показала практика, даёт возможность использовать естественную потребность специалиста в самовыражении, опирается на реализацию стремления человека к общению с окружающим миром.

Социум — целостная система, человек — элемент этой системы, и взаимодействуя друг с другом, мы создаем условия для существования. Эти условия могут быть как положительными, так и негативными. Вот здесь и появляется вопрос о рассмотрении гуманитарного образования. Умение действовать не по инструкции, ориентироваться в незнакомой среде деятельности, быстро и аргументированно отстаивать свои позиции является своего рода результатом управляемой динамической системы «вход — выход», то есть «информационный поток дисциплин — результат, как целостная система».

 Безусловно, только такие специалисты могут быть конкурентоспособными в любой сфере деятельности.

Спасибо за внимание!

1