«Роль групповых форм работы в социальной адаптации школьников с ОВЗ».
Современная школа должна создавать условия для формирования личности выпускника, имеющего опыт самостоятельного изготовления учебного продукта, на основе предъявленного УМи личной ответственности, а это задача компетентностного подхода в образовании. Выпускник школы должен уметь самостоятельно ставить учебные цели и задачи, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, быть коммуникабельным и контактным при работе в группах, уметь адаптироваться в меняющихся ситуациях.
Новые подходы к развитию образования обусловлены тем, что в современном интегрированном сообществе школьники уже не могут учиться изолированно, ограничиваясь традиционным достаточно замкнутым социумом: учителя, друзья, семья. Учащиеся получают доступ к богатейшим информационным ресурсам социальных сетей, возможность подбора необходимого материала в дополнение к тому, что есть в учебнике. Знаний, которые учащиеся получают на уроках, бывает недостаточно для общего развития. Отсюда у них возникает необходимость в непрерывном самообразовании, самостоятельном добывании знаний. Однако, исходя из анализа результатов учебной деятельности учащихся, выявляется проблема: в процессе обучения формируется, прежде всего, эмпирическое мышление, понятия преподносятся в готовом для запоминания виде, процесс их формирования не является осознанным, учащиеся не овладевают способом действия, который позволил бы им самостоятельно применять знания на практике.
Многие из «сложных» ребят приходят с несформированными умениями учебной деятельности, узким кругозором, неразвитым логическим мышлением. Многим ребятам трудно обучаться в школе из-за того, что не могут построить взаимоотношения со сверстниками. Обучать таких школьников сложнее по ряду причин: они чаще болеют, чем ученики определенного класса, а значит, больше будут пропускать занятия, у многих из них не сформированы основные умения, которыми владеет выпускник общеобразовательной школы. Задача школы - не только обучить этих детей но, самое главное, научить их учиться, т. е. сформировать у них те способности и умения, которые необходимы для жизни молодого человека в современном обществе. Одной из основных задач общеобразовательной школы является адаптация и социализация личности выпускника к тем условиям, в которые он попадает после окончания школы. Поэтому обучение школьников должно быть направлено на формирование у них ключевых компетенций:
ценностно-смысловой компетенцией
общекультурной компетенцией
учебно-познавательной компетенцией
информационной компетенцией,
коммуникативной компетенцией
социально-трудовой компетенцией
компетенцией личностного самосовершенствования.
Формированию ключевых компетенций на уроках, в частности, биологии способствуют разные методы и приемы.
Например, ценностно-смысловую компетенцию можно формировать путем постоянного обращения к действительности. В рамках этой компетенции формируется способность человека видеть и понимать окружающий мир, осознавать роль биологических и химических явлений, прогнозировать направление научного использования знаний в практической деятельности человека. При проведении урока необходимо стремиться к тому, чтобы каждый ученик четко для себя представлял, что и как он будет изучать, что ему пригодится из изученного в последующей жизни. Для этого можно использовать следующие приемы:
- Перед изучением темы дать её аннотацию, а учащиеся должны сформулировать по этой теме вопросы «почему?», «зачем?», «как?», «о чем?», «как это сделать?». Данный прием позволяет учащимся осмыслить, зачем он изучает этот материал, увидеть значение данной темы для повседневной жизни, для своей будущей профессии и т. п.
Формированию ключевых компетенций на уроках, в частности, биологии и химии способствуют разные методы и приемы.
Например, ценностно-смысловую компетенцию можно формировать путем постоянного обращения к действительности. В рамках этой компетенции формируется способность человека видеть и понимать окружающий мир, осознавать роль биологических явлений, прогнозировать направление научного использования знаний в практической деятельности человека. При проведении урока необходимо стремиться к тому, чтобы каждый ученик четко для себя представлял, что и как он будет изучать, что ему пригодится из изученного в последующей жизни. Для этого можно использовать следующие приемы:
- Перед изучением темы дать её аннотацию, а учащиеся должны сформулировать по этой теме вопросы «почему?», «зачем?», «как?», «о чем?», «как это сделать?». Данный прием позволяет учащимся осмыслить, зачем он изучает этот материал, увидеть значение данной темы для повседневной жизни, для своей будущей профессии и т. п.
- Можно предложить учащимся самостоятельно изучить параграф учебника и составить развернутый план-конспект. В этом случае перед учениками ставиться задача – разбить параграф на части, в каждой части выделить главное, озаглавить каждую часть и выписать тезисами необходимый материал. В итоге у учащихся формируется умение выделять главное, конкретизировать материал, анализировать его, делать выводы.
- Можно использовать тестовые задания, содержащие упражнения с лишними или пропущенными данными или понятиями.
- Учебно-познавательной компетенции можно отвести главную роль, т. к. степень ее сформированности определяет качество результата обучения. У обучающихся должны сформироваться интеллектуальные умения – целеполагание, анализ, синтез, сравнение, классификацию, систематизацию, выдвижение гипотез, рефлексию и самооценку. Опыт учебно-познавательной деятельности формируется в условиях большой самостоятельности учащихся в процессе обучения. Значительно способствует формированию данной компетенции метод проектов. Подготовка проектов формирует умения самостоятельно ставить цель исследования, конкретизировать ее до задач, выбирать формы деятельности, прогнозировать результаты. Можно предлагать учащимся для решения нестандартные, занимательные, исторические задачи; проводить мини-исследования при проблемном способе изучения темы. Создание проблемных ситуаций, их решение приводит к развитию творческих способностей учащихся. Ученик, анализируя, сравнивая, синтезируя, обобщая, конкретизируя определенный материал, сам получает из него новую информацию.
Информационная компетенция - это владение современными средствами информации,поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование. Для развития данного вида компетентности можно использовать приемы:
- использование словарей, справочников при изучении новых понятий, терминов;
- подготовка презентаций, дальнейшее применение их в учебной деятельности;
- работа на уроке сразными УМК, чтобы ученики находили необходимую для себя информацию, изучая разные источники;
- использование Интернет-ресурсов, телевизора, СМИ при подготовке докладов, презентаций, сообщений, рефератов;
- использование заданий прикладного характера;
Привлекать учащихся самих составлять всевозможные задачи на производственные, бытовые темы. При этом у них не только будет формироваться информационная компетенция, но и накапливаться определенный жизненный опыт.
Коммуникативная компетенция – это умение работать в группах, овладение различными социальными ролями в коллективе. Она формируется через разные виды деятельности: игровую, интеллектуальную, исследовательскую. Это развитие способности правильно задать вопрос, вести опрос или дискуссию, организовать работу группы, анализировать результаты деятельности. Ученик должен уметь представить себя, написать анкету, письмо, заявление.
Для формирования этой компетенции можно использовать следующие приемы:
- решение биологических задач, с подробным объяснением всех происходящих процессов;
- устное рецензирование и обсуждение ответов других учащихся;
- сдача зачетов в устной форме;
- работа в группах, в парах подразумевает совместное изучение определенной темы или решение задач; возникшее обсуждение, спор приведёт к определенному мнению или результату, высказыванию своего суждения классу.
- использование тестовых заданий со свободным ответом и устное его обсуждение;
- различные ролевые игры;
- использование метода проектов, который подразумевает работу в группе, где у каждого ученика есть своя деятельность.
В старших классах школы формированию социально-трудовой компетенции необходимо уделять особое внимание, т. к. учащиеся 9-11 классов – это выпускники школы. Через определенное время им предстоит выполнять разные роли: гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя, покупателя, клиента, семьянина. В данную компетенцию входят умения анализировать ситуацию на рынке труда, владение этикой трудовых и гражданских взаимоотношений, а также знания и опыт в области профессионального самоопределения.