СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Роль игровых технологий в формировании коммуникативных УУД обучающихся на тренировочных занятиях по шахматам"

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

"Роль игровых технологий в формировании коммуникативных  УУД  обучающихся начальной школы"

Просмотр содержимого документа
«"Роль игровых технологий в формировании коммуникативных УУД обучающихся на тренировочных занятиях по шахматам"»

В детстве я прошёл всю цепочку шахматного образования России — от занятий в кружке детского сада, до школы олимпийского резерва в 18 лет. Последние четыре года я преподавал шахматы в первом классе школы, где они включены в сетку.



Начну, пожалуй, с главного тезиса: преподавание шахмат в школе — это хорошо. Если мы говорим о начальной школе. Освоение простых навыков игры в этом возрасте помогает и в других предметах. Здесь и развитие концентрации, и навыки счёта, и даже игровая практика коммуникаций. Исследования международной шахматной федерации (ФИДЕ) подтверждают это. Но одно дело знать, что зарядка полезна, а совсем другое — выполнять её каждое утро без выходных.



Идея возродить преподавание шахмат в школе родилась не случайно. Последнее десятилетие этот предмет активно вводится в программу в разных странах мира. Где-то усилиями наших чемпионов мира на привлечённые средства (пример — фонд Каспарова на западе), а где-то с помощью государства. Успехи Армении, где президент страны руководит федерацией шахмат, сложно не признавать.



У нас к этому всё шло давно. Катализатором активных действий в России стали успехи гроссмейстера Сергея Карякина, который едва не вернул титул чемпиона мира в нашу страну. Самым логичным этапом поддержки массовой популярности шахмат стало бы введение предмета в школу, хотя бы факультативно. Но не всё так просто.



Мои аргументы, почему шахматы в России не будут качественным школьным предметом



1. Отсутствие квалифицированных кадров



В России нет высшего образования по этой специальности. Единственный вуз, который хоть как-то способствует процессу, — РГСУ. Однако помним, что учить хотят в каждой школе страны.



Большая часть преподавателей шахмат (репетиторов, тренеров, как хотите) — бывшие спортсмены. Шахматы — далеко не футбол, и большинство спортсменов, бросивших обучение ради спорта, не попадают в элиту и не могут достойно зарабатывать. Перепрофилируются они с большим трудом. Хотя, конечно, есть и успешные примеры.



Вторая проблема: педагоги других предметов, которые имеют определённую квалификацию в шахматах. Собственно, ничего не мешает выполнить первый-второй разряд в 10-12 лет и спокойно выучиться на преподавателя химии. Взять дополнительный час нагрузки по интересному тебе предмету — почему бы и нет. Однако очевидно, что уровень знаний, кругозор и квалификация будут очень невысокими в этом случае.



Поэтому на выходе получаем не то, что хотели бы видеть. Начиная от незнания педагогики бывшими спортсменами, заканчивая вопросами качества к смежным преподавателям.



2. Отсутствие образовательной программы (если ты не написал её сам)



По разделу «Темы» в журнале занятий можно оценить полёт фантазии преподавателя. «Путешествие короля по доске» и «Плетение косички» (а это вообще-то техника постановки мата двумя слонами) вряд ли даёт возможность классному руководителю, завучу или родителю понять, что вообще происходит. Каждый преподаватель набирает свою собственную сборку учебников и заданий, к которым естественно не предлагается никаких методических материалов.



Почему так? Потому что репетиторство, тренерство, спортивная школа этого не требует. Там либо есть результат, либо его нет. Если ты не разобрался — меняй тренера или заканчивай. В школе такая модель не работает.



На выходе мы получаем бессистемный предмет, уровень освоения которого полностью определяется «честным словом» учителя и мнением дедушки, решившим сыграть с ребёнком дома.



В этом году издательство «Просвещение» выпустило целую линейку учебников с 1 по 4 класс, по которым и планируется обучение. Мнение об их качестве я оставлю при себе, но это хотя бы попытка решить проблему. Хорошо, что появились на это средства.



3. Отсутствие персонализации обучения



Инклюзивное образование — это здорово. Правда, каждый первый предметник вам скажет что именно его предмет давать таким путём невозможно.



Так и здесь. Шахматы — индивидуальный вид деятельности, как только у ребёнка появляется мотивация победить. Большая часть обучения строится на игровом процессе, где за 25 минут едва получится обратить внимание каждого хотя бы на одну его ошибку. А поскольку времени на отработку и домашнее задание нет, получается кто во что горазд.





4. Как и уроки физкультуры, шахматы подразумевают постоянную конкуренцию



Это очень хорошо для системного выявления талантов. В конце концов, благодаря школьным занятиям шахматам, в Баку появился Гарри Каспаров.



Однако шахматы в школе (для всех) активно будут влиять на самооценку неуспевающих (напомню, в первом-втором классе). Вспомните себя на скамейке в спортзале, когда другие подтягиваются 20 раз. Конкуренция — это здорово, но не в начальной школе. Уж слишком велики риски.



Обучать детей шахматам — это здорово и полезно. Спортивные школы, секции, кружки и платные тренеры отлично с этой функцией справляются и сейчас. Очевидно, что если государство хочет поддержать эту деятельность, есть много перспективных способов.



Но если мы говорим именно о шахматах в школе, сделать этот предмет повсеместно качественным — идея очень долгосрочная и дорогостоящая.

А главное, не очень понятно, зачем это надо. Если убрать весь популизм.



Фото: Wikimedia Commons (Kadel & Herbert)

Читайте также:

«Из-за ЕГЭ вузы оказались в положении бань или парикмахерских, которые обязаны обслужить любого клиента»

Кружки и студии для творческих детей

«Если вы считаете, что разговоры об оценках и критика успеваемости и есть воспитание, знайте — это не так»

К комментариям(12)

Вадим Пищиков

Подписаться

1665

Лучшие авторыЕщё авторы

Окончила журфак МГУ, работала редактором мужского глянца FHM. Мама двух детей, интересуюсь вопросами воспитания и образования

Инна Прибора

Окончила журфак МГУ, работала редактором мужского глянца FHM. Мама двух детей, интересуюсь вопросами воспитания и образования

Подписаться

Автор нескольких книг прозы, биографии Малевича и стихов. Переводчик, копирайтер, журналист, мама троих детей - двух кровных и приемной дочери

Ксения Букша

Автор нескольких книг прозы, биографии Малевича и стихов. Переводчик, копирайтер, журналист, мама троих детей - двух кровных и приемной дочери

Подписаться

Многодетная мать, учитель с четвертьвековым стажем. Детский и семейный психолог.

Катерина Дёмина

Многодетная мать, учитель с четвертьвековым стажем. Детский и семейный психолог.

Подписаться

Подпишитесь

на наш Твиттер

Интересное на «Меле»:

Почему не знать столицу Эстонии и не читать «Улисса» — не стыдно

ЛИЧНЫЙ ОПЫТ

Почему не знать столицу Эстонии и не читать «Улисса» — не стыдно

Ярослав Свиридов — о том, почему не нужно стесняться, если не помнишь какие-то даты и факты

Детские спортивные секции в Москве

КУРСЫ МЕЛА

Детские спортивные секции в Москве

От акробатики и танцев до детской йоги и боевых искусств