СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Роль игры при мотивации

Нажмите, чтобы узнать подробности

 «Роль игры в формировании мотивации к учебной деятельности учащихся начальных классов»

Корлыханова А.М.

Просмотр содержимого документа
«Роль игры при мотивации»

«Роль игры в формировании мотивации к учебной деятельности учащихся начальных классов»

Корлыханова А.М.


«Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и

любознательности»

В.А. Сухомлинский


Начальная школа закладывает основы всестороннего развития детей. Современные учебники, пособия для учителей позволяют при должной подготовке строить урок так, чтобы развивать у учащихся мышление, внимание и другие виды познавательной деятельности.

Хороший урок отличается многообразием учебных ситуаций, которые вызывают активную познавательную деятельность. Ее развитие не может происходить без эмоционального проявления познавательной потребности, проявлению которой в большей степени способствуют занимательные игры и упражнения. Еще К.Д.Ушинский, подчеркивая важность применения занимательных упражнений, писал: «Чем долее вы будите оберегать ребенка от серьезных занятий, тем труднее для него потом переход к ним. Сделать серьезное занятие для ребенка занимательным – вот задача первоначального обучения.

В жизни дошкольников игра занимает большое место. Через нее они познают окружающий мир, получают знания о различных предметах и явлениях, овладевают речью в общении с другими людьми. С поступлением в школу доминирующей становится учебная деятельность, но дети по-прежнему с большим интересом относятся к разным играм, головоломкам, кроссвордам. Их привлекает сам процесс игры, потому, что здесь они чаще могут проявлять активность, находчивость, сообразительность, инициативу и смекалку. Игра активизирует волю ребенка, приучает считаться с интересами товарищей, дисциплинирует. Увлеченные игрой, дети легче усваивают программный материал, закрепляют его, приобретают определенные знания, умения, навыки. В игре они добиваются порой самых высоких для себя результатов. «Хорошая игра похожа на хорошую работу. … В каждой игре есть прежде всего рабочее усилие мысли» – писал А.С.Макаренко. Вот поэтому игры и игровые упражнения должны занять программное место и в процессе обучения и в воспитательной работе.

Введение в урок игр, игровых упражнений и ситуаций позволяет свести до минимума утомляемость и напряжение ребенка в течение всего урока поддерживать его внимание. Недаром говорят: « Шутка – минутка, а заряжает на час».

Игры на уроках способствуют быстрому выполнению заданий, развивают и повышают интерес к предмету. Наличие различных по сложности, форме и содержанию игровых упражнений позволяет учитывать индивидуальные особенности учащихся, повышает уровень знаний отстающих.


В И Д Ы И Г Р


Существует несколько групп игр, развивающих интеллект, познавательную активность ребенка, которые применяют учителя начальных классов в своей работе.

ПРЕДМЕТНЫЕ ИГРЫ, как манипуляции с игрушками и предметами. Через игрушки – предметы дети познают форму, цвет, объем, материал, мир животных, мир людей.

ИГРЫ С ГОТОВЫМИ ПРАВИЛАМИ. Их используют как средство развития познавательной активности. Как правило, они требуют от школьника умения расшифровать, распутывать, разгадать, а главное – знать предмет. Чем искуснее составляется игра, тем наиболее умело, скрыта дидактическая цель. Оперировать вложенными в игру знаниями школьник учится непреднамеренно, непроизвольно, играя.

Мы, учителя начальных классов, часто используем на уроках игры, которые отражают профессиональную деятельность взрослых

  • Строительную

  • Техническую

  • Конструкторскую

В этих играх учащиеся осваивают процесс созидания. Они учатся планировать свою работу, подбирать необходимый материал, критически оценивать результаты своей и чужой деятельности, проявлять смекалку в решении творческих задач. Трудовая активность вызывает активность познавательную.

ТВОРЧЕСКИЕ

СЮЖЕТНО – РОЛЕВЫЕ ИГРЫ,

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ИГРЫ. (Счастливый случай, КВН, «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?» и другие) в обучении мы применяем не просто как развлекательный прием или способ организации познавательного материала. Эти игры обладают огромным эвристическим и убеждающим потенциалом.

ИГРА – ПУТЕШЕСТВИЕ носит характер географических, исследовательских «экспедиций», «волшебных путешествий», экскурсий. Отличительная черта этих игр – активность воображения, создающая своеобразие этой формы деятельности. Такие игры можно назвать практической деятельностью воображения, поскольку в них она осуществляется во внешнем действии и непосредственно включается в действие

Учителя очень часто используют ИГРЫ –УПРАЖНЕНИЯ,

ИГРЫ-ТРЕНИНГИ, воздействующие на психическую сферу. Основанные на соревновании, они путем сравнения показывают играющим школьникам уровень их подготовленности, тренированности, подсказывают пути самосовершенствования, а значит, побуждают их познавательную активность.

Таким образом: практика показала, что при регулярном проведении уроков с игрой дети лучше усвоили темы, в которых использовались игры, а также учащиеся лучше пишут сочинения, в которых используются приобретенные знания. Учатся отстаивать свои взгляды и убеждения. Происходит расширение кругозора, интеллектуальное взаимообогащение.



3