Роль игры в развитии сознания
Выполнила:
Скомороха Ирина Александровна
Педагог-психолог МАОУ СШ №5
Игра
Игра стимулирует исследовательское поведение, направленное на поиск и приобретение новой информации (Поддъяков, 2001).
Стимулируется развитие познавательных способностей, наблюдательности, сообразительности и любознательности.
Создавая воображаемые ситуации, ребенок имеет возможность двигаться по пространству и времени — следовательно, развиваются пространственно-временные функции.
Ключевые аспекты, которые подчеркивают роль игры в процессе формирования сознания:
1. Когнитивное развитие - игра способствует развитию мышления, памяти и внимания.
2. Социальные навыки - ролевые игры, в которых дети принимают на себя различные роли, способствуют развитию эмпатии и пониманию социальных норм и правил.
3. Эмоциональное развитие - игра позволяет детям выражать и регулировать свои эмоции.
4. Физическое развитие - многие игры, особенно подвижные, способствуют развитию моторики и координации.
5. Творческое развитие - игра стимулирует воображение и креативность.
6. Культурное и нравственное развитие - игра может быть средством передачи культурных норм и ценностей.
7. Самостоятельность и уверенность в себе - игра предоставляет детям возможность принимать решения и действовать самостоятельно.
Игры на развитие сознания
Упражнение “Зеркальное рисование”
Положить на стол чистый лист бумаги. Взять в обе руки по карандашу или фломастеру. Начать рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы, цифры. При выполнении этого упражнения расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий мозга синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.
Игра «Волшебный мешочек»
Цель: вызвать у ребенка интерес к действиям с предметами, учить способам выявления свойства этих предметов.
Возраст: ранний возраст.
Оборудование: мешочек, два шарика и два кубика одного размера и одного цвета.
Ход игры:
I вариант: взрослый показывает мешочек и на глазах у ребенка кладет в него шарик и кубик; показывает второй кубик и дает ребенку его потрогать, рассмотреть. Затем предлагает достать из мешочка такой же предмет. Сравнивает предметы и обобщает: «Ты достал такой же, кубик». Игра повторяется с шариком.
II вариант: взрослый показывает мешочек и на глазах у ребенка кладет в него шарик и кубик. Ребенок держит руки за спиной, взрослый кладет в них второй кубик, просит потрогать и запомнить, что у него в руке, затем предлагает достать из мешочка такой предмет. Сравнивает предметы и обобщает: «Ты достань такой кубик». Игра повторяется с шариком.
Игра "Волшебные кляксы"
Цель: Снятие агрессивности и страхов, развитие воображения.
Инструкция: Взять краски нескольких цветов,сделать кляксу и получить отпечаток на другом листе (можно путём сложения листа пополам). Затем посмотрев на кляксу, нужно представить на что или на кого она похожа.
Дети предрасположенные к гневу, выбирают чёрную или красную кляксу.
Дети с пониженным настроением выбирают лиловые и сиреневые цвета (цвета грусти).
Дети напряжённые, конфликтные выбирают серые и коричневые цвета (это говорит о том что ребёнок нуждается в успокоении).
Дети дорисовывают кляксу “оживляют” её. Таким образом избавляются от своих страхов, агрессивности, выплёскивают свои эмоции.
Слепой и поводырь – игра
Эта игра даст ребенку опыт доверия окружающим, а именно этого обычно сильно не хватает агрессивным детям. Для того чтобы начать игру, нужны два человека. Один из них будет слепым - ему завязывают глаза. Второй - его поводырем, старающимся аккуратно и бережно перевести слепого человека через дорогу с оживленным движением.
Это «движение» вы заранее создадите, расставив в комнате стулья и какие-то другие вещи таким образом, чтобы они мешали свободно перейти с одной стороны помещения на другую. Если есть еще желающие принять участие в игре, то они могут создавать «баррикады» из своих тел, расставив руки и ноги и замерев в любом месте комнаты.
Задача проводника - аккуратно перевести слепого на другую «сторону шоссе» (где это место, договоритесь заранее), оберегая его от столкновений с различными препятствиями. После того как задача будет выполнена, обсудите с ребенком, легко ли ему было в роли слепого, доверял ли он проводнику, его заботе и умению, какие чувства испытывал. В следующий раз пусть он попробует себя в роли проводника - это научит его заботе и вниманию к другому человеку.
Спасибо за внимание!