СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Роль изобразительной деятельности в адаптации первоклассника к школе

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Невозможно недооценивать вклад изобразительной деятельности в процессе адаптации первоклассников к школе.

Просмотр содержимого документа
«Роль изобразительной деятельности в адаптации первоклассника к школе»

Роль изобразительной деятельности в адаптации первоклассника к школе.

Адаптация к школе - многоплановый процесс. Его составляющими являются физиологическая адаптация и социально-психологическая адаптация (к учителям и их требованиям, к одноклассникам). Все составляющие взаимосвязаны, недостатки формирования любой из них сказываются на успешности обучения, самочувствии и состоянии здоровья первоклассника, его работоспособности, умении взаимодействовать с педагогом, одноклассниками и выполнять школьные правила.

Мышление первоклассников преимущественно наглядно-образное. Это значит, что для совершения мыслительных операций сравнения, обобщения, анализа, логического вывода детям необходимо опираться на наглядный материал. Действия «в уме» даются первоклассникам пока еще с трудом по причине недостаточно сформированного внутреннего плана действий.

Поведение первоклассников также нередко отличается неорганизованностью, несобранностью, недисциплинированностью. Первоклассники, уже перешагнувшие семилетний рубеж, являются более зрелыми в плане психофизиологического, психического и социального развития, чем шестилетние школьники. Поэтому семилетние дети, при прочих равных условиях, как правило, легче включаются в учебную деятельность. В первом классе для ребенка учитель становится самой значимой фигурой. Его похвала или порицание часто более важны, чем оценка родителей.

В период адаптации первоклассников к школе, педагогам необходимо использовать определенные технологии общения, создавая открытую, свободную, максимально доброжелательную среду, способную снять эмоциональную напряженность, активизировать познавательную и творческую деятельность первоклассников.

Особую роль на этапе вхождения ребенка в школьную жизнь играют предметы художественно-эстетического цикла, ведь в них самих уже заложены принципы социально-психологической адаптации, позволяющие раскрыться личности, обрести надежду на успех.

Рассмотрим некоторые особенности уроков изобразительного искусства, способствующие социально-психологической адаптации первоклассника к школе:

- благотворное влияние процесса рисования на эмоциональное состояние детей;

- яркая эмоциональная окраска изучаемых тем, близких и понятных учащимся;

- активное использование форм и методов обучения, специальных заданий, обеспечивающих не только эмоциональный отклик учащихся на педагогическое воздействие и нормальные (без перегрузок) условия обучения, но и включение первоклассников в учебную деятельность;

- характеристика для уроков изобразительной деятельности атмосфера увлеченности и творческой активности, помогающая первоклассникам освоить новую социальную роль;

- коллективная творческая деятельность, развивающая коммуникативные компетенции, гарантирующая общий положительный результат и тем самым исключающая возможность возникновения у ребенка некомфортного ощущения от неудавшейся работы. Участие в коллективной творческой деятельности дает каждому учащемуся уверенность в своих силах, способствует снятию эмоционального напряжения, повышению работоспособности, сплачивает коллектив класса;

- структура урока изобразительного искусства, предполагающая чередование видов деятельности, обеспечивающая смену психофизического состояния ребенка: от подвижного к спокойному, от интеллектуальной игры к релаксивной технике, от сложного к простому (с учетом фактора утомления детей).

Изобразительная деятельность в группе является одной из возможных форм организации повышения уровня адаптации. Инновационная сущность групповой изобразительной деятельности состоит в том, что через нее можно добиться непосредственного общения учеников друг с другом в знакомой и новой дидактической среде. Практика показывает, что групповая изобразительная деятельность применяется для решения почти всех дидактических задач - для усвоения новых знаний и приобретения навыков, для их закрепления и применения в практической деятельности. В групповой изобразительной деятельности формируются и развиваются новые отношения между членами группы.

Первоклассники часто испытывают серьезные трудности в овладении письма. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе. Поэтому, на уроках изобразительной деятельности и труда важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком практического двигательного опыта, развития навыков ручной умелости. Если уделять донное внимание упражнениям, играм на развитие мелкой моторики это влияет на общее интеллектуальное развитие ребенка, способствует готовности к овладению навыкам письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.

Таким образом, изобразительная деятельность вносит большой вклад в период адаптации первоклассника к школе, помогая контролировать свои потребности, действия и желания, сближая детей в групповой деятельности. А также: развивает мелкую моторику рук, что положительно сказывается на формировании коллиграфического навыка письма первоклассника; работа с цветовой гаммой развивает воображение, формирует правильное цветовое восприятие мира; способствует снятию напряжения. Благотворное влияние процесса рисования на эмоциональное состояние детей и не только это, позволяет им более успешно адаптироваться к новым школьным условиям.