Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3» с.п. Сармаково
Открытое внеклассное мероприятие
по химии для учащихся 9 классов
«Роль химии в Великой Отечественной войне»
Учитель химии: Пшукова З.С.
27.04.2014г.
Учитель: Все дальше в глубь истории уходят события Великой Отечественной войны. Уже давно встали из руин города и села, разрушенные фашистскими варварами, шумят густыми кронами деревья, выросшие на брустверах старых окопов и на могильных холмах. Но никогда не изгладятся эти волнующие события в памяти народов планеты. Пройдут годы и столетия, а благодарное человечество из поколения в поколение как легенды будет передавать рассказы о бессмертном подвиге советских воинов. Ценой неимоверных усилий и тяжелых жертв завоевана советским народом победа над фашизмом.
Учитель:В ознаменование подвига советского солдата, в память о тех, кто сложил головы в боях с врагом, повсеместно воздвигнуты монументы и обелиски. К ним не зарастет народная тропа. Не вянут цветы на могилах героев. Не гаснет вечный огонь у Кремлевской стены, где на граните высечены слова: «Имя твое не известно, подвиг твой бессмертен.»
В сердцах своих храним мы имена мужественных защитников Отчизны. Они не умерли. Они всегда с нами. Они встают в строй с каждым новым поколением молодых воинов, учат пламенно любить Родину, отдавать ей всего себя без остатка.
Звучит голос Левитана.
Песня «Священная война».
Ученик: Вспомним начало войны... 1941 год. Немецкие танки рвутся к Москве, Красная Армия буквально грудью сдерживает врага. Не хватает обмундирования, продовольствия и боеприпасов, но самое главное – катастрофически не хватает противотанковых средств. В этот критический период на помощь приходят ученые-энтузиасты: в два дня на одном из военных заводов налаживается выпуск бутылок КС (Качугина-Солодовникова) или просто бутылок с горючей смесью. Это незамысловатое химическое устройствоуничтожает немецкую технику не только в начале войны, но и в 1942-1943 гг.-под Сталинградом, в 1944 г. – у Ясс и даже весной 1945г. – В Берлине.
Учитель задает вопрос: А как выдумаете, что представляют собой эти бутылки КС?
Ученик: К обыкновенной бутылке прикреплялись резинкой ампулы, содержащие концентрированную H2SO4, бертолетову соль и сахарную пудру. В бутылки заливали бензин, керосин, лигроин или масло.
Как только такая бутылка при ударе разбивалась о броню, компоненты запала вступали в химическую реакцию, происходила сильная вспышка, и горючее воспламенялось.
(Учитель дает задание)
1. Уравняйте приведенные реакции, иллюстрирующие действие запала бутылок КС.
KClO3 + H2SO4- ClO2 + KClO4 +K2SO4 + H2O
ClO2 -Cl2 +O2
C12H22O11 + O2 - CO2 + H2O
Ответ: 3 КСlО3 + Н2SO4 = 2 ClО2 +КСlО4+ К2SO4+Н2О
2 СlО2= Сl2 + 2O2
С12Н22О11 + 12 О2 = 12 СО2 + 11 Н2О
(Учитель дает задание)
2. Почему все 3 компонента запала берутся по отдельности? Можно ли их заранее смешать?
а) бертолетову соль и сахарную пудру?
б)H2SO4 (конц.) и сахарную пудру?
Ответ:
А) Бертолетову соль и сахарную пудру заранее смешивать нельзя, т.к. получающаяся смесь чрезвычайно взрывоопасна.
8KClO3 + C12H22O11 - 8КCl + 12CO2 + 11H2O
Б) H2SO4 (конц) нельзя смешивать с сахарной пудрой. В этом случае произойдет обугливание сахарной пудры, т.к. H2SO4 (конц) является сильным водоотнимающим средством.
Учитель: Эту реакцию мы сейчас увидим.
Опыт: Взаимодействие концентрированной серной кислоты и сахарной пудры.(проводит ученик)
Оборудование: два химических стакана по 100-150 мл, мензурка, стеклянная палочка, весы, разновес.
Реактивы: сахарная пудра, концентрированная серная кислота. Мензуркой отмеряют 12 мл концентрированной серной кислоты ,
на весах взвешивают 30 г сахарной пудры.
Я насыпаю в стакан сахарную пудру, добавляю к ней несколько капель дистиллированной воды, тщательно перемешиваю эту смесь. А теперь я наливаю туда H2SO4 (конц.) – тяжелую маслянистую жидкость. Первые признаки реакции видны сразу. Сахарная пудра меняет свой цвет из белого в желтый, в коричневый, постепенно она становится черной.
Серная кислота обугливает сахарозу, а затем окисляет и полученный углерод, и мы хорошо видим продукты этой реакции: газообразные вещества, которые вспенивают эту массу, продукт окисления углерода – углекислый газ, продукт восстановления серы – сернистый газ, пары воды от этой экзотермической реакции. Мы получили пористую массу, состоящую из чистого углерода с большим количеством пор внутри.
Ученик: Большая ответственность в годы ВОВ легла на плечи ученых-химиков, которые «сражались с врагом» в своих лабораториях, создавая вещества, нашедшие широкое применение в оборонной промышленности. Свой вклад в Победу внесли многие ученые-химики.
Ученик: Особенно хочется остановиться на достижениях Эжена Гудри и Игоря Васильевича Петрянова-Соколова.
Игорь Васильевич Петрянов-Соколов всю жизнь занимался изучением аэрозолей. Еще работая в должности младшего химика в Физико-химическом институте им. Карпова, Петрянов-Соколов начал свою работу в лаборатории аэрозолей и разработал способ получения ультратонких полимерных волокон, которые позволили создать в военное время лучший в мире противогаз.
В военные годы лаборатория аэрозолей была эвакуирована на Урал. Под руководством Игоря Васильевича было организовано масштабное производство фильтрующих материалов из ультратонких волокон для противогазов.
Гудри́ Эжен (1892—1962), химик-технолог. Родился во Франции. Предложил (1922—27) способ каталитического крекинга нефти с использованием алюмосиликатов, внедрил его в США в 1936. Разработал метод производства бутадиена. Активный борец за охрану природы; предложил метод каталитического дожигания выхлопных газов автотранспорта.
Звучит песня «Темная ночь»
Учащиеся читают отрывок из стихотворения «Ленинградская поэма»
…Прожив декабрь, январь, февраль,
Я повторяю с дрожью счастья:
Мне ничего живым не жаль-
Ни слез, ни радости, ни страсти.
Перед лицом твоим, Война,
Я поднимаю клятву эту,
Как вечной жизни эстафету,
Что мне друзьями вручена.
Их множество – друзей моих,
Друзей родного Ленинграда,
О, мы задохлись бы без них
В мучительном кольце блокады…
Ученик: 3 июля 1941 года Сталин обратился к народу с призывом к беспощадной партизанской войне. Начало советского партизанского движения было трудным. Плохо подготовленные группы не доставляли немцам особых проблем. В первый год войны у партизан не было центрального руководства. Первые партизанские школы появились только в июле 1941 года. В эти отряды вступали пожилые люди, калеки, инвалиды- все те, кто не мог бороться с врагом на полях сражений, но хотели биться в глубоком тылу.
31 мая 1942 года был сформирован Центральный партизанский штаб. К ноябрю 1942 года численность партизан возросла до 94484 человек, к началу 1943 года – до 200000 человек. Вместе с численностью росла и ударная сила партизан. Они стали серьезной проблемой для Вермахта. Большие территории, особенно в Белоруссии, контролировались партизанами. Особенную угрозу они представляли для снабжения фронта. Немцы подавляли партизан с крайней жестокостью, делая ставку на запугивание и коллективную ответственность. В ходе борьбы с партизанами в Белоруссии погибло до 350000 немецких захватчиков.
Ученик: подвиг Зои Космодемьянской
Среди партизан было много молодых юношей и девушек,которые боролись с врагом в глубоком тылу. Одной из таких партизанок была Зоя Космодемьянская. На 86 километре Минского шоссе, где автостраду Москва - Минск пересекает шоссе, идущее из Дорохова на Верею и Рузу, воздвигнут памятник Герою Советского Союза Зое Космодемьянской (авторы - скульпторы О. Иконников и В. Федоров, архитектор А. Каминский). Он сооружен по инициативе комсомольцев Московской области к VI Всемирному фестивалю молодежи и студентов, проходившему в Москве в 1957 году. Памятник стоит у входа в молодой парк, посаженный руками комсомольцев и пионеров. На высоком пьедестале - стройная фигура девушки, которую враги ведут на казнь, со связанными за спиной руками.
На постаменте из серого полированного гранита надпись: "Зое - бессмертной героине советского народа. 1923-1941 гг.".
В 5 километрах от этого места - ныне известная всему миру деревня Петрищево. Здесь шагнула в бессмертие комсомолка Зоя Космодемьянская. В центре деревни, на том месте, где фашистские палачи казнили Зою, возвышается гранитный обелиск в память об отважной партизанке. Памятный знак из серого гранита установлен возле избы Василия Кулика, в которой Зоя провела последнюю ночь перед казнью.
Впервые страна узнала об отважной партизанке из очерка П. Лидова "Таня", напечатанного в "Правде" 27 января 1942 года. Рядом была опубликована фотография: изувеченное женское тело с веревкой на шее. "В первых числах декабря 1941 г. в Петрищево, близ города Вереи, - писал П. Лидов, - немцы казнили восемнадцатилетнюю комсомолку-москвичку, назвавшую себя Татьяной... Она умерла во вражеском плену на фашистской дыбе, ни единым звуком не выдав своих страданий, не выдав своих товарищей. Она приняла мученическую смерть, как героиня, как дочь великого народа, который никому и никогда не сломить! Память о ней да живет вечно!"
Тогда еще не было известно, кто эта девушка. Ни на допросе, ни в разговоре с петрищевской крестьянкой Прасковьей Кулик она не назвала своего имени и лишь при встрече в лесу с одним из верейских партизан сказала, что ее зовут Таня. Из предосторожности она скрыла свое настоящее имя.
Это была Зоя Анатольевна Космодемьянская, в недавнем прошлом ученица 10-го класса школы № 201 Октябрьского района Москвы. В октябре 1938 года Зоя вступила в ряды Ленинского комсомола.
Летом 1941 года она работала контролером ОТК на заводе "Борец" (ул. Складочная, 6; установлена мемориальная доска). Во время налетов фашистской авиации на Москву Зоя вместе с братом Александром несла вахту на крыше дома, где они жили. В октябре 1941-го Зоя по путевке городского комитета комсомола пошла добровольцем в отряд разведчиков.
23 ноября 1941 года с группой товарищей она перешла линию фронта у деревни Обухово (близ Наро-Фоминска). Партизаны жили в лесах, выполняя боевые задания. Через несколько дней Зоя пробралась в район деревни Петрищево, где находился штаб крупной гитлеровской части. Девушке удалось перерезать провода полевого телефона, поджечь конюшню.
На следующий день Зоя решила уничтожить другую конюшню. Но встревоженные немецкие часовые выследили девушку и схватили ее. Они привели Зою в дом Ворониных, где находился штаб полка. Ворониным было приказано выйти из избы. Но и с улицы они слышали, как гитлеровские офицеры избивали партизанку. Фашисты добивались, чтобы Зоя выдала своих боевых товарищей. Но на все вопросы она отвечала: "Нет!"
В штабе девушку раздели и в одной рубашке, босую, при сильном морозе, повели через всю деревню. В 10 часов вечера Зою втолкнули в дом колхозника Кулика. Тело ее было в кровоподтеках, на лице, губах запеклась кровь, ноги обморожены. В изнеможении девушка опустилась на табурет и попросила воды. Один из фашистских солдат, немного говоривший по-русски, схватил керосиновую лампу и подскочил к ней:
- Пей керосин, пей керосин!
Гитлеровские офицеры придумали новый вид пытки. Через каждый час выводили раздетую партизанку во двор и держали на морозе по 15-20 минут.
29 ноября после страшных пыток Зою под усиленным конвоем привели к виселице. Сюда же фашисты согнали и жителей деревни...
Как-то Зоя написала в своей школьной тетради об Илье Муромце: "Когда его одолевает злой нахвальщик, то сама земля русская вливает в него силы". И в те роковые минуты словно сама родная земля дала ей могучую, недевичью силу. Эту силу с изумлением вынужден был признать даже враг.
В плен к советским воинам попал унтер-офицер Карл Бейерлейн, присутствовавший при пытках Зои. В своих показаниях гитлеровский унтер написал: "Маленькая героиня вашего народа осталась тверда. Она не знала, что такое предательство... Она посинела от мороза, раны ее кровоточили, но она не сказала ничего".
В свой смертный час отважная партизанка презрительным взглядом окинула фашистов, толпившихся у виселицы, и поднялась на ящики, поставленные под петлей.
- Будьте смелее, боритесь, бейте фашистов, жгите, травите! Мне не страшно умирать, товарищи! - крикнула она, обращаясь к жителям деревни. - Это счастье - умереть за свой народ!
Колхозники не могли удержать слез.
Повернувшись в сторону немецких солдат, Зоя крикнула:
- Вы меня сейчас повесите, но я не одна! Нас двести миллионов, всех не перевешаете! Вам отомстят за меня. Солдаты! Пока не поздно, сдавайтесь в плен, все равно победа будет за нами!..
Около месяца на деревенской площади висело тело юной партизанки. Таню похоронили за деревней, под березой, вьюга укрыла снегом могильный холмик. А вскоре советские солдаты выбили отсюда фашистов, и о подвиге Тани - комсомолки-москвички узнал весь мир.
...Несколько минут ходьбы от Петрищево, и мы в торжественной тишине леса - на месте первоначального погребения Зои. В окружении молодых деревьев, за оградой - мраморная плита с высеченной на ней надписью.
В мае 1942 года прах Зои был с воинскими почестями перенесен из Петрищево на Новодевичье кладбище в Москву.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 февраля 1942 года З.А. Космодемьянской было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
1. Ниже приведены две точки зрения на основные причины победы СССР в Великой Отечественной войне:
1.Победа была достигнута лишь только за счет небержного отношения к человеческим жизням со стороны советского командования ("трупами завалили немцев"), а советская армия вплоть до конца войны стояла ниже по своим боевым качествам, чем немецкая.
2. Победа в войне достигнута за счет превосходства советской системы, патриотического подъема и высокого военного потенциала советской армии.
Укажите, какая из названных точек зрения вам представляется более предпочтительной. Приведите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими выбранную вами точку зрения.
Звучит песня алеша