Роль классного руководителя в системе духовно-нравственного воспитания учащихся
С.М. Кривуля
ГБОУ ЛНР «ССОШ №32», г. Стаханов
KriwuljaSergey@mail.ru
Аннотация. В данной статье рассмотрены вопросы, касающиеся духовно-нравственного воспитания учащихся. Выявлена и обоснована необходимость совместной работы классного руководителя с психологом школы в процессе духовно-нравственного формировании личности обучающихся.
Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, классный руководитель, приоритетное направление, воспитательный процесс, уровень воспитанности.
Актуальность проблемы. Проблема духовно-нравственного воспитания личности учащихся всегда была и остается актуальной. В современное время она приобретает особое значение. Ведь для нашей Республики нынешнее время – это переломный момент в ее развитии. И то, что мы воспитаем в душах детей, то и будет нашим будущим.
Цель статьи. В данной статье я хочу рассказать о роли классного руководителя в системе духовно-нравственного воспитания учащихся, поделиться опытом совместной работы со школьным психологом в данном направлении.
Изложение основного материала.
Без устойчивой системы нравственно-духовных ценностей
Не устоят ни село, ни город, ни Земля наша…
А. И. Солженицын
У педагога есть сложная, но очень важная миссия - быть классным руководителем. Каждый учитель знает, какой бы трудной ни была эта деятельность, она, без сомнения, нужна учащимся, ведь класс – главное звено школы. Классный руководитель является координатором и организатором жизни класса. Я молодой специалист. Классным руководителем работаю всего лишь 3 года. Опыт моей работы невелик, но я вижу его эффективность, я вижу, с каким интересом участвуют ребята в классных делах.
Работа классного руководителя многоранна, но приоритетным направлением в воспитательной работе считаю духовно-нравственное воспитание учащихся. Нравственность должна стоять впереди и вести за собой интеллект.
Формирование личности учащихся происходит в условиях постоянного реформирования и модернизации образовательного процесс. Да и само значение понятия «нравственность» претерпело значительную модернизацию. Рассмотрим это на таких примерах.
Мыслители разных веков трактовали понятие нравственности по-разному.
В кратком словаре по философии мы можем увидеть, что понятие нравственности приравнено к понятию мораль: «Мораль (латинское mores- нравы) – нормы, принципы, правила поведения людей, а также само человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности), чувства, суждения, в которых выражается нормативная регуляция отношений людей друг с другом и общественным целым (коллективом, классом, народом, обществом)» [5, с. 191-192].
В.И.Даль толковал слово мораль как «нравственное ученье, правила для воли, совести человека» [3, с. 345].
С годами понимание нравственности изменилось. У Ожегова С.И. мы видим: «Нравственность – это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами» [7, с. 414].
Ницше считал: «Быть моральным, нравственным, этичным – значит оказывать повиновение издревле установленному закону или обычаю» [6, с. 289].
Из выше изложенного возникает логический вопрос: каков тогда должен быть плод нашего воспитания? Каким мы должны видеть нашего выпускника? Ответ на этот вопрос нам дает Республиканская программа духовно-нравственного воспитания учащихся и студентов Луганской Народной Республики на 2016-2020 годы: «Данная Программа ориентирована на воспитание личности образованной, творческой, самостоятельной, гуманной, способной ценить себя и уважать других» [8, с. 2].
Для реализации данной Программы необходима система работы.
Первым этапом реализации Программы для меня стал диагностический. Начав работу с классом, я заметил, что уровень духовно-нравственных качеств и воспитанности был низкий. После своих наблюдений я решил обратиться за помощью к школьному психологу. После консультаций с ним я решал провести диагностику уровня воспитанности. Школьный психолог порекомендовала методику Капустина.
За основу были взяты отношения:
- к труду,
- к обществу,
- к себе,
- к людям,
- к культуре.
Уровень воспитанности классного коллектива 5 класса оказался очень низким.
![]()
Следующим - прогностический. Результаты анализа проведённой диагностики показали, что детям не свойственны такие качества характера как сострадание, милосердие, взаимопонимание, отзывчивость.
Следующий этап – планирование и целенаправленная воспитательная работа.
Главным признаком духовно-нравственного воспитания является его концентрическое построение: решение воспитательных задач начинается с самого простого уровня и заканчивается более высоким. Для достижения этих целей в своей практике я использую усложняющиеся виды деятельности. Этот принцип реализуется с учётом возрастных особенностей учащихся. Так, например, в 5 классе я использовал игровые формы проведения классных часов: турнир «Лесенка достижений», «Праздник вежливых ребят», мастерская общения «Заповеди нашего класса». В 6 классе мною уже были проведены внеклассные мероприятия духовно-нравственной направленности в несколько иной форме: «Первые ростки нашей дружбы» - мини-проект, ролевая игра «Поговорим об ответственности», беседа «Совесть – мерило нравственности». В этом учебном году планирую проводить такие мероприятия: классные часы в форме деловой игры, в диспутах по обсуждению актуальных вопросов: «Мы живём среди людей», «Вверх по лестнице жизни» и т.д.
Очень важную роль в формировании духовно-нравственных качеств играет семейное воспитание. Планируя воспитательную работу, я обязательно включаю мероприятия для совместного времяпровождения родителей с детьми. Для нашего класса стали традиционными совместные походы с на природу, участие родителей в школьных и внешкольных мероприятия.
Выводы.
Так, в процессе воспитательной работы в период с сентября 2014 по декабрь 2016 года были достигнуты следующие результаты:
1) Повысился уровень сплоченности коллектива.
2) Активизировалась работа органов самоуправления класса.
3) Дети стали социально активны, посещают кружки и секции.
4) Изменились ценностные ориентиры.
Результативность воспитательной системы класса отслеживаю на основе диагностики уровня воспитанности учащихся. Чётко прослеживается изменение ценностных ориентиров, на первом месте «отношение к людям».
![]()
Данные анкетирования, собеседования, наблюдения позволяют мне сделать вывод: системная работа по реализации Программы духовно –нравственного воспитания даёт позитивные результаты по формированию личности учащихся. Это и есть результат работы классного руководителя.
Список литературы:
Архангельский Н.В. Нравственное воспитание. – М.: Просвещение, 1979.
Бабанский Ю.К. Педагогика: Курс лекций.- М.: Просвещение, 1988.
Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка –М.: 1979.
Каирова И.А. Нравственное развитие школьников в процессе воспитания. – М.: Просвещение, 1979.
Краткий словарь по философии. – М.: 1982.
Ницше. Сочинение в 2-х томах. – М.:1990, т.1 НИИОП АПНСССР, 1988.
Ожегов С.И., Шведов Н.Ю. Толковый словарь русского языка, 2-е издание –М: 1995.
Программы духовно-нравственного воспитания учащихся и студентов Луганской Народной Республики на 2016-2020 годы.
Степанов Е.Н. Воспитательный процесс: изучение эффективности. М., 2001.
3