Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Камызинская средняя общеобразовательная школа»
Доклад
Тема: «Роль классного руководителя в становлении классного коллектива и его влияние на формирование личности каждого ученика в контексте стандарта второго поколения»
Выполнила:
Классный руководитель
Фарафонова О.В.
2017
"Учение - это один из лепестков того цветка, который называется воспитанием в широком смысле этого понятия. В воспитании нет главного и второстепенного, как нет главного лепестка среди множества лепестков, создающих красоту цветка"
В.А Сухомлинский
Если мысленно представить данный цветок, то, безусловно, чтобы он благоухал, необходим проводник питательных веществ от корня к стебелю. Именно таким проводником в жизни школьника является классный руководитель, который играет главную роль в формировании детского коллектива и в организации его воздействия на личность учащихся.
Развитие человека происходит на протяжении всей жизни. При введении стандартов второго поколения, особое внимание стало уделяться личности учащихся, их духовно – нравственному развитию. Личность является одним из тех феноменов, которые редко истолковываются одинаково двумя разными авторами. Каждый человек формируется и развивается в соответствии с врожденными качествами и способностями, а социальное окружение при этом играет весьма значительную роль.
Большое влияние на развитие ребенка, конечно же, оказывает его семья, ведь семья, можно сказать, программирует жизнь маленького человечка. Но сегодня хотелось бы поговорить не о роли семьи в воспитании личности, а о влияние классного руководителя, классного коллектива на развитие личности.
Человек постоянно входит в какую-нибудь группу, которая прямо или косвенно оказывает на него влияние и когда ребенок, после сада приходит в школу, такой группой становится классный коллектив.
Коллектив влияет на каждого ее члена путем установления определенных правил, традиций, стиля поведения и т.д. значительное влияние на развитие личности школьника оказывают его взаимоотношения со сверстниками, что отражается в статусном положении ребенка в классном коллективе.
Классный руководитель поддерживает, стимулирует и незаметно корректирует все виды отношений в классе, имея в виду их стержень – деловые связи учащихся. Актив стабилен, но классный руководитель создаёт условия для планомерной смены поручений в самоуправлении.
Чтобы ребёнку было комфортно в классном коллективе, я ставлю перед собой следующие задачи:
1. Создать условия для развития интеллектуальных, творческих, нравственных качеств учащихся.
2. Обеспечить педагогическую поддержку учащимся для развития их творческого потенциала.
3. Создать условия для формирования навыков здорового образа жизни.
4.Создать условия для социальной адаптации каждого ребенка к современному обществу.
5.Создать условия для укрепления внутрисемейных связей детей и их родителей.
Я считаю, что классный руководитель играет главную роль и в формировании коллектива, и в организации его воздействия на личность уч-ся. Для создания коллектива из группы ребят одного плана работы недостаточно. Нужна программа воспитательной деятельности или программа воспитания.
Работа по формированию коллектива проводиться мной последовательно, целенаправленно и не просто по схеме - плану, а комплексно в рамках целостной воспитательной программы деятельности. Именно она и стала фундаментом формирования коллектива и личности в работе классного руководителя.
В своей работе классного руководителя я выделила следующие направления по организации классного коллектива:
организация коллективной деятельности;
организация самоуправления;
организация перспективы развития коллектива;
организация традиций коллектива;
воздействие на межличностные отношения в классном коллективе.
Классный руководитель играет главную роль и в формировании коллектива, и в организации его воздействия на личность учащегося. Чтобы работа по формированию ученического коллектива была успешно решена, учителю необходимо учесть следующее:
1) Открытость деятельности классного руководителя:
«Планируем вместе, анализируем вместе, радуемся вместе»;
2 ) Осуществление обратной связи:
После каждого проведённого совместного дела учитель организует беседу, анализ, что благоприятствует неформальным отношениям между членами коллектива;
3)Сотворчество (сотрудничество в творчестве);
4)Успешность (с использованием инструмента оценки);
5) Свобода выбора;
6) Целевая направленность на конкретный результат дела;
7) Привлекательность деятельности.
В чем же состоит работа классного руководителя по развитию индивидуальности уч-ся? Прежде всего, разумеется, в изучении особенностей его личности, Надо знать уч-ся, чтобы, воспитывая, создавать условия для его максимального развития. Вот почему первейшей заботой классного руководителя должно стать установление дружеских контактов с уч-ся: через слово, жест, просьбу, взгляд, задание, совместные действия и т. д. Искусству инструментировать внимание к уч-ся надо учиться. Изучение уч-ся, всех вместе и каждого в отдельности. Должно осуществляться постоянно и непрерывно. Распознать их состояние, мотивы поступков, отношения, симпатии и антипатии для опытного воспитателя не так сложно, ведь дети не умеют " прятать" себя, они открыто и экспрессивно проявляют свои эмоции. Это, однако, возможно при одном непрерывном условии: " прочитать" можно, если читать постоянно, тренируясь в этом умении изо дня в день, в непосредственном общении с детьми.
Личность ученика по- настоящему не понять, если не знать положения, которое он занимает в системе межличностных отношений в групповом коллективе. Как известно, это положение бывает для него благоприятным или неблагоприятным: оно может стимулировать, тормозить или даже подавлять, глушить развитие индивидуальности.
Большую роль в социальном становлении учащихся играют отношения со сверстниками. То этих отношений зависит возможность адаптации и раскрытия потенциала каждого уч-ся, а различные отношения создают различные группы. Это могут быть сплоченные группы или несплоченные. Сплочение групп тоже происходит на разной основе, поэтому могут быть группы социальной или антисоциальной направленности.
Можно выделить следующие факторы сплочения:
- общие интересы;
- стремление приспособиться в специфических условиях;
- авторитет лидера;
- наличие социальных норм.
Принцип сотрудничества:
- безусловное принятие личности, её слабых и сильных сторон;
- беспристрастность в оценке поступков учащихся;
- терпение в достижении результатов воздействия и терпимость в отношении к членам коллектива;
- диалогичность в общении;
- отсутствие страха;
- использование чувства юмора;
- не бояться сделать ошибку и признать её.
Любая группа имеет доминирующий фактор сплочения (общие интересы группы, стремление приспособиться в специфических условиях, авторитет лидера. наличие социальных норм и т.д.) В зависимости от каждого фактора группа имеет свою траекторию развития и то качество, которое отличает ее от других групп,. Но всем нам понятно, что группа не может сложиться как коллектив в первый же момент своего сосуществования, это процесс длительный. Личность и коллектив взаимосвязаны друг с другом и жить полноценной жизнью друг без друга не могут.
Наблюдения за коллективной деятельностью, взаимообщением на уроках и переменах, выполнением поручений, а также создание ситуаций выбора («Кто хочет? С кем хочет? Кому поручим?") помогают педагогу обнаружить систему складывающихся отношений, И тогда только при их учете можно планировать воздействия на уч-ся. Не менее важно при этом знать и ту сферу общения, в которой находится учащийся в свободное время: те ли у него товарищи, что и училище; кто из них в числе близких друзей; каким видом деятельности занят ученик в свободное время, какое место в его жизни занимает эта дополнительная деятельность и эта сфера общения.
Так обучающиеся моего класса посещают кружки но интересам Бисероплетение», «Юные экологи»; секцию по волейболу, и ряд внеурочных занятий : Разговор о правильном питании, Занимательная математика, Православная культура и Палитра.
Иногда любое сплочение группы, даже на основе антигуманных отношений, рассматривается как позитивное явление, т.к. организаторские задачи считаются более значимыми, чем воспитательные, а манипулировать с сплоченной группой легче. Чтобы такого не допустить , при работе с группой нужно учитывать ее специфику ( например возраст),особенности ее сплочения, и , используя демократические принципы, гуманистические нормы отношений, создавать коллектив воспитанников.
Считаю, что деятельность классного руководителя по воспитанию личности уч-ся не будет результативна, если не удастся выработать единую позицию всех педагогов, работающих в данном коллективе. Единая педагогическая позиция - это общность требований, предъявляемых уч-ся, поддержка воспитательной линии классного руководителя другими педагогами, а значит, закрепление социально значимых норм поведения, развитие гражданских, нравственных качеств личности.
Классный руководитель играет главную роль и в формировании коллектива, и в организации его воздействия на личность уч-ся. Для создания коллектива из группы ребят одного плана работы (с фиксацией в нем выполненных пунктов) не достаточна. Нужна программа воспитательной деятельности или программа воспитания. Работа по формированию коллектива должна проводиться последовательно, целенаправленно и не просто по схеме - плану, а комплексно в рамках целостной воспитательной программы деятельности. Именно она и должна стать фундаментом формирования коллектива и личности в работе классного руководителя.
Поэтому неотъемлемой частью в моей практике классного руководителя является работа по реализации комплексной программы воспитания
«Страна Гармония », которая реализует следующие направления:
(Развитие духовно-нравственной культуры учащегося),(Развитие эстетической культуры учащегося)
(Развитие гражданской культуры учащегося.)
(Развитие культуры самоидентификации учащегося.)
(Развитие культуры учебной и трудовой деятельности учащегося.)
(Развитие культуры здорового образа жизни учащегося)
(Развитие культуры поведения учащегося )
( Развитие экологической культуры учащегося).
В ходе работы убедилась, что ученический коллектив оказывает серьезное влияние на создание и поведение учащихся, от каждого требует подчинения общественному мнению. Чем более сплочен коллектив, тем сильнее его воздействие на отдельных учащихся. В совместной деятельности легче обнаружить положительные и отрицательные стороны личности, выявить интересы и склонности учащихся, обеспечить развитие их положительных черт.
Опора на общественное мнение определяет ту атмосферу доверия и требовательности, которая характерна для каждого организованного коллектива. Общественное мнение в классе стараюсь формировать постепенно. В процессе общественно полезного труда и общественной работы приучаю ребят правильно оценивать поведение товарищей, анализировать достижения и недостатки в деятельности всего класс - коллектива.
Для преодоления недостатков в классе организую соревнования.
Н: Игра- эстафета «Тропа здоровья», Конкурс чтецов, Конкурс рисунков «Мы выбираем здоровье», Конкурс сочинений «Моя Родина» и другие
Борясь за высокие показатели в общественной работе и в труде, учащиеся более решительно выступают против всех, кто мешает им в этом. Требовательная товарищеская критика и самокритика помогают преодолеть недостатки в поведении учащихся и формировать у них высокие моральные качества. Если ученик, нарушивший дисциплину и порядок в классе, встречает осуждение со стороны товарищей, он старается в дальнейшем не допускать недостойных поступков. В нашем классном коллективе плохие поступки не остаются не замеченными.
Стараюсь следить чтобы в основу критики и самокритики в классном коллективе были положены не личные, а общественные, гражданские мотивы, забота об общих интересах коллектива. Недостойное поведение отдельных учащихся осуждается, прежде всего, потому, что оно мешает нормальной жизни и работе коллектива. Считаю, что при помощи критики воспитывается не только тот, кого критикуют, но и тот, кто выступает с критикой. Приучаю детей как на уроке, так и во внеурочное время оценивать свои поступки, так как самокритика, честное признание своих ошибок и недостатков помогают нравственному росту школьников. У них развиваются чувство человеческого достоинства, смелость и мужество.
Классное собрание – это массовая форма воспитания школьников в классном коллективе. На собрании каждый может участвовать в обсуждении поставленных вопросов, высказать свое мнение и выразить свое отношение к обсуждаемым событиям, к поступкам товарищей. Для того, чтобы повысить воспитательное значение ученических собраний, совместно с детьми тщательно готовимся к ним, продумываем все вопросы, подлежащие обсуждению. Темы собраний подбираю так , чтобы они были актуальными, волнующими классный коллектив. Так в этом году были проведены следующие собрания: «Дружба крепкая у нас», «Как мы помогаем друг другу в классе», «Что такое хорошо и что такое плохо?», «Школа- твоя вторая семья, береги её» «Друг в беде не бросит, лишнего не спросит», Практикум «Как поступить в данной ситуации: ты оказался в дурной компании», «О заботливом отношении к людям» и другие. Этим значительно повышается эффективность собрания.
Классный руководитель начальных классов является архитектором классного коллектива, в котором каждому ребёнку комфортно.
Важнейшей своей задачей как классного руководителя считаю обеспечение непрерывного роста коллектива, так как остановка в жизни коллектива ведет к его распаду. Движение же его вперед – закон развития и жизни всякого коллектива, который тем самым будет способствовать эффективному личностному развитию учащихся.
В заключении хочется отметить, что в дружном и сплоченном коллективе система отношений определяется разумным сочетанием личных и общественных интересов. Воспитание детей в коллективе и через коллектив, позволяет ребенку не только проявлять, развивать положительные качества характера, сполна реализовать свои наклонности, но и совершенствоваться как личность.
Так пусть же воспитания цветок
Благоухает нежным ароматом,
Ребёнок в нём - отдельный лепесток
Пусть станет личностью с душой богатой!