СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Роль классного руководителя выпускного класса в системе работы по подготовке обучающихся и их родителей к ЕГЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одним из вопросов, требующих осмысления, является вопрос о роли  классных руководителей выпускных классов в системе работы педагогического коллектива по подготовке обучающихся и их родителей к единому государственному экзамену. 

Безусловно, эта роль значительна, поскольку именно классный руководитель является главным связующим звеном цепочки: учителя-предметники – обучающиеся – родители выпускников. Именно перед классным руководителем стоят важные задачи:

         – свести воедино деятельность участников образовательного процесса, направленную на подготовку к такому серьезному для всех испытанию, как единый государственный экзамен;

– сделать все для создания у родителей положительной мотивации в качестве участников образовательного процесса;

– продумать социально-психологическое сопровождение ребенка;

– постараться выстроить и скоординировать такую систему взаимодействия семьи и школы, в которой каждый участник образовательного процесса чувствовал бы себя  защищенным.

Действия, направленные на подготовку обучающихся к ЕГЭ, должны быть согласованными, требования к детям - едиными.

Очень важно организовать равноправное, профессиональное сотрудничество с учителями-предметниками на основе индивидуального вклада каждого в общее трудное дело, каковым является система работы педагогического коллектива по подготовке обучающихся и их родителей к ЕГЭ.

Все педагоги, работающие в классе, решают общие образовательные задачи. Эффективность этой работы во многом зависит от согласованности действий всех участников образовательного процесса, от единства целей, задач и требований, предъявляемых ученикам конкретного класса.

Каждый педагог заинтересован в результате своей деятельности, в частности, в успешной сдаче обучающимися экзаменов, и достичь  этого можно только совместными усилиями, координируемыми классным руководителем.

Основу взаимодействия классного руководителя и учителей класса составляют:

– взаимная информированность об организации и результатах учебно-воспитательного процесса;

– взаимопомощь в решении сложных проблем;

– заинтересованность в успешности каждого ученика;

– согласованность в поиске путей преодоления возникающих сложностей;

– совместный анализ результатов деятельности;

– совместное определение перспектив в работе с классом, с отдельными учащимися  их родителями.

Классный руководитель организует изучение воспитанников, их образовательных возможностей, особенностей семейного воспитания и т. д. Полученной информацией классный делится с коллегами, предлагает им данные, которые не только помогут отрегулировать действия педагога, его методы работы с каждым конкретным учеником , но и будут способствовать повышению эффективности учебного процесса в целом.

Классный руководитель призван организовать совместно с учителями-предметниками поиск средств, способов, обеспечивающих успешность школьников  в учебной деятельности, их самореализацию.

В случае затруднений, связанных с обучением, классный руководитель совместно с коллегами ищет пути их преодоления, помогает скорректировать действия.

Кроме того, классный руководитель регулирует отношения учителей и родителей. ЕГЭ как новая форма проведения аттестации школьников пугает родителей, у них возникает много вопросов, их беспокоит то, как помочь собственному ребенку в период подготовки к ответственному испытанию.

Именно к классному руководителю они идут со своими вопросами, тревогами, опасениями, и задача классного руководителя – снять напряжение, вовремя информировать коллег о состоянии воспитанников, особенностях семей, организовать встречи родителей с учителями-предметниками, беседы, консультации и т.д.  Необходимо наладить  постоянный обмен информацией, оказывая помощь родителям в организации домашней самостоятельной работы школьников по подготовке к ЕГЭ.

Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешной лишь в том случае, если они станут союзниками. Классному руководителю важно установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать обстановку взаимоподдержки и общности интересов. Любой родитель в любое время должен быть встречен доброжелательно, с уважением и вниманием, получить ответы на все волнующие вопросы.

Создание классным руководителем атмосферы сотрудничества между взрослыми и детьми, формирование коллектива как единого целого, организация совместной деятельности педагогов, детей и родителей будет способствовать в конечном итоге не только подготовке выпускников к итоговой аттестации, но  и воспитанию жизнеспособной личности, готовой к самореализации в обществе.

Поскольку сегодня предусматриваются конкретные формы реализации прав родителей на соуправление образовательным процессом через деятельность школьных советов, родительских комитетов и т.д., как никогда необходима многоаспектность сотрудничества семьи и школы.

Каковы же конкретные механизмы вовлечения семьи в образовательное пространство школы?

Необходимо шире использовать возможности родительского  комитета, который планирует, готовит и проводит всю совместную работу по установлению контактов с родителями.

Одно из направлений совместной работы родительского комитета и педагогического коллектива – информационная деятельность.

Поскольку родители являются главными заказчиками на образовательные услуги, они получают информацию о новых учебниках, содержании новых учебных курсов, ЕГЭ как новой форме аттестации обучающихся, критериях оценивания и т.д.

Еще одно направление – просветительская деятельность. Оно предполагает обучение родителей психологическим основам воспитания, умению строить общение как диалог, дает знания возможностей семейного воспитания, основ конфликтологии, возрастных психологических особенностей детей, умение пользоваться этими знаниями и помогать детям в самоопределении.

Здесь не обойтись без сотрудничества со школьным психологом. Взаимодействие классного  руководителя и психолога имеет своей целью совместное выявление возникающих у ребенка проблем и проведение коррекционной работы для оказания помощи в преодолении проблемных ситуаций.

В период подготовки к экзаменам особенно важно оказать психологическую помощь обучающимся и их родителям.

Содержание психологической помощи может включать в себя психологическую профилактику (через сообщение ребенку и его родителям объективной психологической информации,  получив которую, они решают, как ее использовать), психологическую коррекцию (снятие тревожности), психологическое консультирование.

Формы работы с родителями разнообразны. Это не только  консультации (индивидуальные и групповые), но и «круглые столы», деловые игры, тренинги  и т. д.

Одна из главных забот родителей и педагогов – здоровье детей и здоровый образ жизни. С тем чтобы подготовить детей и их родителей к  достойному выходу из стрессовой ситуации, каковой является  экзамен, целесообразно провести родительское собрание, познакомить родителей с правилами проведения итоговой аттестации, в частности с новой формой - ЕГЭ, которая вызывает большую тревогу.

На собрании необходимо проанализировать подготовленность детей к предстоящим экзаменам (привлечь учителей-предметников, работающих в классе, школьного психолога, медицинского работника), дать конкретные рекомендации родителям по оказанию помощи детям в период подготовки  к итоговой аттестации.

Готовясь к этому собранию, классный руководитель совместно с психологом может провести анкетирование учащихся, тестирование по «Стресс-тесту». На основании полученных результатов целесообразно составить памятки: «О некоторых закономерностях запоминания», «Условия поддержки работоспособности», «Приемы психологической защиты» и т. д.Классный руководитель призван помочь родителям осмыслить задачи, стоящие перед ними в период подготовки к ЕГЭ:

–        сделать все возможное для создания благоприятной обстановки, веры в силы детей и вселяя эту веру в них;

–        обеспечить должный контроль за выполнением режима дня и режима питания.

Просмотр содержимого документа
«Роль классного руководителя выпускного класса в системе работы по подготовке обучающихся и их родителей к ЕГЭ»

Роль классного руководителя в повышении качества подготовки и сдачи итоговой аттестации выпускников

Роль классного руководителя в повышении качества подготовки и сдачи итоговой аттестации выпускников

 Участники образовательного процесса, задействованные  в итоговой аттестации   Учащиеся 11-х классов   Классные руководители 11-х классов   Родители   Администрация   Учителя- предметники   Средства информации  Психологическая служба школы

Участники образовательного процесса, задействованные в итоговой аттестации

  • Учащиеся 11-х классов
  • Классные руководители 11-х классов
  • Родители
  • Администрация
  • Учителя- предметники
  • Средства информации

  • Психологическая служба школы
   Алгоритм подготовки к ЕГЭ:      ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ ВЫПУСКНИКОМ   ОЦЕНКА УРОВНЯ ПОДГОТОВКИ  ВОСПОЛНЕНИЕ ПРОБЕЛОВ В ПОДГОТОВКЕ или УТОЧНЕНИЕ ВЫБОРА

Алгоритм подготовки к ЕГЭ:

  • ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ ВЫПУСКНИКОМ
  • ОЦЕНКА УРОВНЯ ПОДГОТОВКИ

  • ВОСПОЛНЕНИЕ ПРОБЕЛОВ В ПОДГОТОВКЕ или УТОЧНЕНИЕ ВЫБОРА
Алгоритм подготовки к ЕГЭ: ПРИ ПОДГОТОВКЕ ВСЕМ ВЫПУСКНИКАМ НЕОБХОДИМО НАУЧИТЬСЯ, В ТОЧНОМ СООТВЕТСТВИИ С ИНСТРУКЦИЕЙ ВЫПОЛНЯТЬ ЗАДАНИЯ ТРЕТЬЕЙ ЧАСТИ  ПРИОБРЕТЕНИЕ НАВЫКА ЗАПОЛНЕНИЯ БЛАНКОВ ОТВЕТОВ    ВЫРАБОТКА ОПТИМАЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ ВЫПОЛНЕНИЯ ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ РАБОТЫ    УЧАСТИЕ В ПРОБНОМ ЭКЗАМЕНЕ

Алгоритм подготовки к ЕГЭ:

  • ПРИ ПОДГОТОВКЕ ВСЕМ ВЫПУСКНИКАМ НЕОБХОДИМО НАУЧИТЬСЯ, В ТОЧНОМ СООТВЕТСТВИИ С ИНСТРУКЦИЕЙ ВЫПОЛНЯТЬ ЗАДАНИЯ ТРЕТЬЕЙ ЧАСТИ

  • ПРИОБРЕТЕНИЕ НАВЫКА ЗАПОЛНЕНИЯ БЛАНКОВ ОТВЕТОВ

  • ВЫРАБОТКА ОПТИМАЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ ВЫПОЛНЕНИЯ ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ РАБОТЫ

  • УЧАСТИЕ В ПРОБНОМ ЭКЗАМЕНЕ
 Обязанности  классного руководителя  11_х классов    Подготовка документов для формирования базы данных выпускников  Ознакомление учащихся, родителей (лиц, их заменяющих) с нормативными документами по итоговой аттестации в форме ЕГЭ  Мониторинг учащихся 11 класса по распределению предметов по итоговой аттестации

Обязанности классного руководителя 11_х классов

  • Подготовка документов для формирования базы данных выпускников

  • Ознакомление учащихся, родителей (лиц, их заменяющих) с нормативными документами по итоговой аттестации в форме ЕГЭ

  • Мониторинг учащихся 11 класса по распределению предметов по итоговой аттестации
 Обязанности  классного руководителя  11_х классов    Контроль за посещаемостью учащимися консультаций по подготовке к итоговой аттестации  Проведение индивидуальных консультаций с учащимися и их родителями (лицами, их заменяющими)  Взаимодействие с психологической службой школы

Обязанности классного руководителя 11_х классов

  • Контроль за посещаемостью учащимися консультаций по подготовке к итоговой аттестации

  • Проведение индивидуальных консультаций с учащимися и их родителями (лицами, их заменяющими)
  • Взаимодействие с психологической службой школы

 Вопросы ЕГЭ в тематике родительских собраний 11 класса   сентябрь   об участии выпускников ОУ в ЕГЭ;  знакомство с «Положением о проведении ЕГЭ»;  знакомство с «Инструкциями по проведению ЕГЭ»;  знакомство с перечнем предметов, проводимых в форме ЕГЭ;  информация о результатах ЕГЭ прошлого года

Вопросы ЕГЭ в тематике родительских собраний 11 класса сентябрь

  • об участии выпускников ОУ в ЕГЭ;

  • знакомство с «Положением о проведении ЕГЭ»;

  • знакомство с «Инструкциями по проведению ЕГЭ»;

  • знакомство с перечнем предметов, проводимых в форме ЕГЭ;

  • информация о результатах ЕГЭ прошлого года
 Вопросы ЕГЭ в тематике родительских собраний 11 класса   февраль о порядке проведения государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ;  списки вузов, участвующих в ЕГЭ;  сроки проведения пробного экзамена в форме ЕГЭ;  знакомство с «Инструкциями по подготовке и участию выпускников в ЕГЭ»

Вопросы ЕГЭ в тематике родительских собраний 11 класса февраль

  • о порядке проведения государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ;

  • списки вузов, участвующих в ЕГЭ;

  • сроки проведения пробного экзамена в форме ЕГЭ;

  • знакомство с «Инструкциями по подготовке и участию выпускников в ЕГЭ»
 Вопросы ЕГЭ в тематике родительских собраний 11 класса   апрель о порядке окончания учебного года;  об учете результатов ЕГЭ в выставлении итоговых отметок в аттестат;  об организации приема и рассмотрения аппеляций по результатам ЕГЭ;  о правилах приема в вузы и ссузы;  о системе единого конкурсного приема в вузы

Вопросы ЕГЭ в тематике родительских собраний 11 класса апрель

  • о порядке окончания учебного года;

  • об учете результатов ЕГЭ в выставлении итоговых отметок в аттестат;

  • об организации приема и рассмотрения аппеляций по результатам ЕГЭ;

  • о правилах приема в вузы и ссузы;

  • о системе единого конкурсного приема в вузы


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!