Роль классного руководителя в построении индивидуального образовательного маршрута
Что такое «индивидуальный образовательный маршрут», из каких составляющих он складывается, возможно ли предугадать его направление и результат? Наверно каждый классный руководитель задумывается над этим, начиная новый виток взаимодействия с детским коллективом. Для меня, как для классного руководителя индивидуальный образовательный маршрут представляется таким образом.
Тропинка 1. Ответственность. В настоящее время классный руководитель идет в ногу со временем, он методически и психологически подкован, владеет знаниями по теории и методике воспитательной работы, хорошо разбирается в трудовом законодательстве, а также умеет ориентироваться в основных нормативных документах. Классный руководитель регулярно повышает свою квалификацию, посещая и участвуя в тематических секциях, семинарах и конференциях. Он должен работать в тесном контакте с детьми, с семьей, со всеми социально-психологическими службами. Основная идея обновления образования состоит в том, что оно должно стать индивидуализированным, функциональным и эффективным. Одним из способов реализации задачи индивидуализации образовательного процесса является разработка и внедрение индивидуальных образовательных маршрутов учащихся - моделей и технологий обучения, которые позволили бы обеспечить каждому ученику собственную траекторию учения. Индивидуальный образовательный маршрут – это персональный путь реализации личностного потенциала ученика в образовании: интеллектуального, эмоционально-волевого, деятельностного, нравственно-духовного.
Тропинка 2. Доверие. Как правило, учитель начальной сельской школы заранее знает, кто придет к нему учиться в первый класс. Не секрет и для родителей, кто станет классным руководителем их первоклассника. Иуже здесь необходимо начать установление первого контакта, для формирования будущегодоверия между родителями и педагогом, ведь это залог успешной работы в дальнейшем. Знакомясь с семьей, классный руководитель намечает первые тропинки индивидуального образовательного маршрута, предполагает возможные трудности, планирует будущие удачи и достижения. При этом надо учесть многое: социальный статус семьи, взаимоотношения между членами семьи и соседями, материальное положение и т.д. Для чего это нужно учителю? Мы мало задумываемся над этим, но в последнее время все чаще становимся свидетелями того, что наши ещё совсем маленькие дети начинают обсуждать взрослые проблемы. Зачем, почему? Ответ прост. Мы, родители, не справляясь в жизни, сами перекладываем взрослые заботы на хрупкие плечи детей. И порой, становишься свидетелем взросло-детской ответственности ребенка за свою семью, где родители опустили пассивно руки, и плывут бездеятельно- тупо по жизни. Классный руководитель обязан увидеть эти нюансы, помочь ребенку, открыть для него мир детства, а может быть стать единственным спутником по индивидуальному образовательному маршруту. Таким образом, педагогическая поддержка со стороны классного руководителя выступает как необходимый элемент образовательной деятельности.
Тропинка 3. Творчество. Индивидуальный образовательный маршрут определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями учащегося (уровнем готовности к освоению программы), а также существующими стандартами содержания образования.
Все дети без исключения талантливы. Мир детства многогранен. Он ярок, увлекателен и заманчив. Именно здесь выступает главной в определении увлечений, поиска себя, роль классного руководителя. Вовремя подсказать, подбодрить, а может и пожурить, но не быть равнодушным, не пройти мимо, помочь раскрыться. Классный руководитель должен быть одним из первых, кто дает возможность ребенку увидеть красоту природы: осенний листок, первая травка, узоры Деда Мороза на зимнем стекле. Мы живем на высоте своего роста, не поднимая глаз, не замечая ничего вокруг – наши дети, копируя нас, живут также. Поднимите голову ребенку, откройте ему глаза, дайте ему в руки волшебную палочку – и мир для него засверкает! Откройте ему себя в мире и мир в себе!
Тропинка 4. Учение. Мне очень нравится, что слова «ученик» и «учение» - одного корня. Подскажите их ребенку, помогите сравнить. А ещё, поиграйте в слова: прибавьте к ним слово «сам». Задайте вопрос: «Кто ученик?». Дождитесь ответа: «Я, сам ученик!». «Зачем, для чего пришел в школу?». «Заниматься самоучением!». Только осознав взаимосвязь этих слов, у ученика появиться мотив обучения, он сможет для себя понять и сформулировать цели дальнейшего образовательного маршрута. Ценность индивидуального образовательного маршрута обучающегося в том, что он позволяет на основе самооценки, активного стремления к совершенствованию собственных знаний и умений, пополнить знания при проектировании своей учебной деятельности с целью отработки методов и техники самостоятельной работы в различных формах учебно-познавательной деятельности. При этом очень важно, чтобы у каждого ученика была сформулирована личностно-ориентированная задача по проектированию индивидуально-образовательной траектории, что способствует повышению личностного образовательного роста обучающегося.
Тропинка 5. Самостоятельность. Не водите все время ребенка за руку. Не бойтесь отпускать его. Давайте свободу. Заставьте ребенка задуматься: Что Я сделал сегодня хорошего? Чему Я научился? Кому Я сегодня помог? Может сначала результат не будет положительным, но он заставит ребенка правильно оценивать себя самому. Принцип индивидуализации - «каждый ребенок имеет право на самостоятельность» - предполагает широкое внедрение новых форм и методов воспитания и образования, обеспечивающих индивидуальный подход к каждому ребенку, утверждает признание самоценности каждого ребенка; диктует необходимость прогнозирования индивидуальной траектории развития школьника с опорой на его сильные стороны, природные склонности и способности. Индивидуальный образовательный маршрут представляет собой: целенаправленную образовательную программу, обеспечивающую ученику позиции субъекта выбора, разработки, реализации образовательного стандарта при осуществлении классным руководителем педагогической поддержки, самоопределения и самореализации.
Для каждого из учеников, конечно же, будет строиться свой маршрут. Не обязательно он будет состоять из всех тропинок, не обязательно у них будет такая последовательность. Возможно, даже появятся другие тропинки. Важно, что классный руководитель может быть рядом всегда.
И тогда роль классного руководителя при построении индивидуального образовательного маршрута может заключаться в следующем:
1. Признание самоценности каждого ребенка, его индивидуальности.
2. Создание эмоциональной атмосферы, способствующей раскрытию душевных качеств личности, раскрепощению ее духовно-нравственного потенциала.
3. Создание творческой среды, позволяющей раскрыть природные задатки и способности и реализовать учащимся свой потенциал.
4. Включение учащихся в развивающую деятельность, продумывание педагогом возможностей для самопроявления каждым ребенком, использование личного опыта каждого ребенка.
5. Проведение наблюдений за детьми, отслеживание их развития.
6. Стимулирование детей к активным действиям по усвоению знаний.
7. Стремление к созданию ситуаций успеха для каждого ребенка.
8. Привлечение детей к использованию различных путей поиска и добывания информации.
При этом индивидуальный образовательный маршрут станет условием, необходимым для наиболее полной творческой самореализации личности ученика, поможетему в самоопределении, раскрытии его неповторимой, уникальной индивидуальности.
. Романовская Вера Алексеевна
Учитель начальных классов
МБОУ «Русановская основная
общеобразовательная школа»
Нововаршавского муниципального района
Омской области