Роль классного часа в начальной школе.
Классный час - это возможность для учителя поговорить с детьми о важном и интересном. И разговор этот не ограничен ни рамками школьной программы, ни формой организации. А если собеседники учителя - учащиеся начальной школы, то каждый классный час может и должен быть интересным. Учителю непременно нужно использовать любую возможность для того, чтобы приоткрыть своему ученику новые знания, помочь испытать новые чувства, вызвать желание взглянуть на мир новым взглядом.
Возраст младшего школьника - очень важный для формирования правильных жизненных установок и ориентиров. Именно в этот период по-настоящему начинается процесс социализации. Ребенок учится жить в коллективе, выполнять свои обязанности, приобретает опыт общения.
Каждый учитель начальной школы имеет большой опыт в организации и проведении классных часов. Являясь традиционной, эта форма внеклассной работы педагога в последние годы вызывает у педагогов и учеников все меньший интерес. Все чаще классные часы проводятся формально: пришли – посидели и поговорили об успеваемости, дежурстве, предстоящем классном "огоньке" – разошлись.
В ходе опроса, проведенного студентами МПГУ в ряде школ Москвы и Подмосковья, было установлено, что более 40% учеников 3–4-х классов чувствуют себя на классном часе как на уроке: они слушают "объяснение" учителя, отвечают на вопросы.
Основные виды деятельности:- запись оценок в дневник;
- разговоры об успеваемости;
Обсуждение поведения отдельных учащихся.
Такой подход к использованию времени ученика после уроков ни в коей мере не способствует развитию младшего школьника как субъекта учебной деятельности и члена ученического сообщества.
Большой интерес вызывают классные часы у первоклассников и второклассников. Устный опрос школьников и беседы с учителями показали, что классный час для ученика 1-го класса – это возможность почувствовать себя школьником.
Отмечу, что во 2-м классе классные часы еще вызывают интерес у ребят, но в 3–4-м ситуация меняется, и к сожалению, в худшую сторону. Дефицит времени и внимания педагога, необходимость обсуждать после уроков проблемы дисциплины, успеваемости приводят к тому, что для многих школьников классный час становится формальным мероприятием. Если в 3-м классе дети готовы обсуждать проблемы дружбы, общения, взаимоотношений между мальчиками и девочками, культуру поведения, вопросы этикета, то к 4-му классу число учеников, готовых обсуждать "нешкольные" темы, снижается с 40% (в 3-м классе) до 25% (в 4-м).
Классный час для учителя можно рассматривать не только как дополнительное поручение, но и как способ активного взаимодействия с учениками в более комфортных, чем на уроке, условиях. Требования, предъявляемые учителем на уроке, жестко регламентированы временем, обстановкой и т.д. Планируя внеклассную работу, педагог имеет возможность учесть индивидуальные характеристики детей класса (медлительность, импульсивность, обидчивость, рассеянность и другие), особенности взаимоотношений, отношение к школе, включенность во внешкольную жизнь (кружки, секции).
Для того чтобы учитель мог с большим эффектом организовать, разработать и провести классные часы, ему необходимо учитывать и эти факторы, и то, что не всегда за одну встречу можно разносторонне осветить вопрос или проблему.
Из года в год в школе предлагают ученикам одни и те же очень важные и нужные проблемы для обсуждения: "Правила дорожного движения", "Правила поведения", "Мои любимые книги", "Подготовка к празднику", "Береги природу" и т.д. Но ведь и старая тема может зазвучать по-новому, если учесть особенности детей, обновить ход проведения, сделать проблему более актуальной, значимой для ребенка.
Пример
Привычная тема – "Режим дня". Если учитель предложит ученикам обсудить, кто определяет режимные моменты в их семье, какие из них соблюдают родители (бабушки и дедушки, братья и сестры), а какие они сами, то возникнет интересная с точки зрения детей (не только учителя) ситуация для обсуждения. В дальнейшем ученики будут невольно (или специально) обращать внимание на то, что и в какое время они делают, почему им трудно или легко выполнить дело (например, домашнюю работу по математике) в определенное время (до прогулки, после прогулки, поздно вечером), им будет проще следовать режиму дня.
Эта же проблема может быть рассмотрена предварительно на родительском собрании. Зная особенности организации свободного времени детей (факультативы, кружки, секции и пр.), мнение и отношение родителей к режиму дня, учитель может учесть полученную информацию в ходе проведения классного часа, например, задав вопрос: как вы думаете, почему ваши родители уверены, что необходимо соблюдать режим – или провокационный вопрос: почему родители считают, что режим дня вам уже не нужен?
Огромное значение имеют классные часы для воспитания школьников. (СЛАЙД)
Во-первых, собрания класса способствуют успешной адаптации ученика к школьному обучению. Первоклассник учится жить и работать в группе, высказывать свою точку зрения, прислушиваться к мнениям других людей.
Во-вторых, атмосфера внеурочного общения помогают ребенку увидеть себя, других детей, педагогов в другой, неформальной обстановке. Ведь на хорошем классном часе ученик в значительно большей степени, чем на уроке, расположен к общению, он понимает, что его мнение выслушают, не боится оценки своих высказываний и суждений.
В-третьих, классные часы способствуют формированию активной жизненной позиции младшего школьника. К примеру, анализируя с детьми различные модели поведения в обществе, позитивные и негативные ситуации, которые происходят со школьниками, педагог помогает ученикам определиться в отношении к тем или иным событиям, значимости норм и правил поведения и т.д.
Развивающие классные часы для учеников начальной школы исключают нотацию,(СЛАЙД ) должны быть интересны ученикам и необычны по форме, поэтому определение тематики классных часов и преобладающих форм их проведения – психолого-педагогическая проблема классного руководителя. Вот некоторые советы по ее решению:
• желательно продумать сразу всю систему классных часов, если не на все четыре года обучения детей, то хотя бы на один учебный год;
• для определения тематики классных часов в будущем плане воспитательной работы классный руководитель может провести классный час "Что мне интересно". В ходе такого классного часа учитель дает малышам возможность рассказать о своих увлечениях, хобби, интересах. Помимо удовольствия для ребят, такой классный час поможет сформировать план проведения тематических классных часов на несколько лет;
• школьникам 2–4-х классов целесообразно предложить выбрать интересные темы для обсуждения на классных часах из списка, предложенного учителем, например: "Любимые книжки", "Кем быть, каким быть?" и т.д.;
• еще один прием формирования плана тематических классных часов – организация циклов классных часов;
• выбрав любую тематику и форму классного часа, необходимо помнить о главных принципах их проведения в начальной школе, а именно: (СЛАЙД)
– открытости,
– привлекательности,
– деятельности,
– свободы участия,
– обратной связи,
– сотворчества,
– успешности.
Пример тематики классных часов в начальной школе
1-й класс.
1. "Что такое хорошо и что такое плохо?"
2. "О невежах и вежливости".
3. "Что значит быть ответственным?"
4. "Поговорим о том, как мы выглядим".
2-й класс.
1. "О лени и лентяях".
2. "Об аккуратности".
3. "Об обидах и причинах обид".
4. "Эгоисты. Кто они?"
3-й класс.
1. "Правда и ложь".
2. "О жадности и жадных".
3. "Что такое характер?"
4. "Что значит в жизни похвала?"
4-й класс.
1. "Мои мечты и желания".
2. "Друг в моей жизни".
3. "Душевность и бездушность".
4. "Что значит быть счастливым".
Формы классных часов (СЛАЙД)
Организационные классные часы.
Классный час – путешествие.
Классный час – концерт.
Классный час на природе.
Классный час – встреча (с вожатыми-старшеклассниками, профессионалами).
Классный час – интеллектуальные игры и конкурсы. Классный час – рефлексия.
Классный час, посвященный изучению творчества.
Классный час – рассказ о достижениях учеников.
Классный час, посвященный празднику.
Игровой классный час.
Спортивный классный час.
Классный час – веселые задания.
Семейный классный час.
Хозяйственный классный час.
Цикловое планирование классных часов в начальной школе
Один из способов более эффективной внеклассной работы – организация циклов классных часов. То есть педагог выбирает тему и планирует по ней несколько классных часов, формы проведения которых могут быть различными. Приступая к разработке цикла, учитель определяет те направления развития младшего школьника, которые будут обеспечены во внеучебное время, с их учетом отбирает и упорядочивает конкретные темы классных часов, формулирует их задачи, выбирает формы проведения.
Пример
К концу начального обучения у некоторых младших школьников могут появиться некоторые вредные привычки, которые могут создать серьезные трудности в средней школе: опоздания в школу, невыполнение домашних заданий (особенно устных), забывчивость (например, в отношении ручек, карандашей, линеек, тетрадей и т.д.). Помочь школьникам устранить такие привычки могут классные часы. На них можно предложить ученикам в игровой форме придумать сначала шуточные, а затем и более серьезные наказания. Например, третьеклассники одной московской школы предложили такие наказания: шуточное – в течение дня следить, чтобы все вовремя заходили в класс со звонком и ругать тех, кто опаздывает (нужно сказать хотя бы одно предложение каждому опоздавшему): серьезное наказание – целую неделю встречать (учительницу) около школы и провожать ее в класс. Итогом может быть выпуск листовок, выпуск газет.
Очевидно, что один единственный классный час не может обеспечить воспитательного эффекта. В этом случае будет целесообразным провести цикл классных часов, который предусматривает следующие классные часы.
приведен пример трех циклов классных часов, подчиненных цели развития коммуникативных и организационных способностей четвероклассников.
Тема | цикла Примерные темы классных часов | Основные вопросы для обсуждения |
Как мы умеем Дружить | "Что такое дружба?", "Как найти друга?", "Кто мои друзья?", "Познакомьтесь со мной, я – ... ", "Коллективное творческое дело" | • Как ты выбираешь друзей? • Как ты знакомишься? • Какие требования мы предъявляем к друзьям? • Почему со мной дружат? • Кому трудно дружить? • Как мы играем? • Как мы договариваемся? • Что такое "команда"? Как работать в команде? |
Вредные привычки и полезные советы | "О лени и лентяях", "О забывчивости и забывчивых", "Кто делает мои уроки?", "Как стать самостоятельным?", "Почему трудно учиться?" | • Откуда берутся лентяи? • Как я могу избавиться от лени? Как "лечить" мою лень? • Что я забываю и почему? • Почему я не люблю делать уроки? • Когда мне нужна помощь? Как я обращаюсь за помощью? • Можно ли считать меня самостоятельным человеком? • Чем отличается самостоятельный человек от несамостоятельного? • Какие тайны успешного учения мной еще не открыты? |
Это должен знать и уметь каждый | "Режим дня", "Правила дорожного движения", "Я – выпускник начальной школы", "Мои увлечения" | • Чего мои друзья не знают о дороге? • Какие правила я нарушаю? • Кто в нашем доме соблюдает режим дня? • Каким я стану пятиклассником? • Чему я могу научить других? • Почему я – человек-загадка? |
Типовая структура классного часа
Подготовительный этап. Учителю необходимо убедиться заранее, что тема, которую он предложит детям, актуальна. При этом актуальность определяется не только необходимостью для учителя обсудить тс или иные вопросы и проблемы, но и значимостью для ученика. Эта значимость должна быть осознана школьником.
Пример
Если учитель собирается проводить классный час по правилам дорожного движения, он может предложить детям заранее (хотя бы за 1–2 дня) приглядеться на улице (по дороге в школу и из школы), кто из пешеходов чаще нарушает правила движения – взрослые или дети. Уже со второго года обучения можно предлагать ученикам ответить предварительно (устно или письменно) на вопросы, которые помогут сделать обсуждение проблемы классного часа актуальным ("Какие правила движения для машин (автотранспорта) ты знаешь?").
На этапе подготовки классного часа учитель определяет также форму его проведения, место. Лучше для классного часа перейти в другую аудиторию (помещение). Если классный час планируется провести в классе, где проходят уроки, желательно как-то обновить обстановку: сдвинуть парты в центр или, наоборот, к стенам класса, освободив пространство для игр и разыгрывания сценок.
На этом этапе формулируются цели целого цикла классных часов и задачи отдельного классного часа.
Этап активизации интереса к проблеме. Если учесть, что классные часы проводятся во второй половине дня, то необходимо учитывать, что одни дети устали, другие спешат потом на дополнительные занятия, в кружки, в секции. Поэтому обычно на данном этапе учитель использует различные педагогические приемы для того, чтобы ученик чувствовал себя комфортно, "не так, как на уроке".
Игровая часть. Создание и проигрывание ситуаций, в которых ученик увидит, поймет и сможет рассмотреть проблему, предложенную для обсуждения. Очень важно, чтобы установилась обратная связь. Ученик ни в коем случае не должен чувствовать себя как на уроке. Лучше, если он поменяется ролью с учителем. Даже новую информацию (о профессии, о событиях и явлениях) целесообразнее всего предлагать в виде каких-то проблемных или конфликтных ситуаций, вопросов.
Деловая часть. На этом этапе ученики пытаются разрешить проблему, определить направления ее решения, высказать свое мнение, "проиграть" способ разрешения проблемы или конфликта. Школьник учится высказывать и доказывать свою точку зрения, слушать, что говорят и предлагают другие, выбирать более правильное и рациональное решение, делать выводы из узнанного.
Самооценка и самоконтроль. На этом этапе подводятся итоги обсуждения проблемы, делаются выводы не только по основному содержанию классного часа, но и о том, что ученики знали и с чем познакомились, как видели проблему до ее обсуждения и что изменилось теперь.
!!!!единственный классный час не может обеспечить воспитательного эффекта. будет целесообразным провести цикл классных часов, !!!!!