СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Роль концертмейстера в хореографическом образовательном процессе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Роль и значение работы концертмейстера в хореографическом процессе с детьми начальных классов

Просмотр содержимого документа
«Роль концертмейстера в хореографическом образовательном процессе»

РОЛЬ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА

В ХОРЕОГРАФИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Хореографическое образование предусматривает гармоническое развитие будущих танцовщиков и хореографов. Большую роль в этом играет музыка. Будущий руководитель хореографического любительского коллектива получает своё подлинное музыкальное образование не только на музыкальных дисциплинах («Анализ музыкально-танцевальных форм» и «Теория музыки»), но в основном на практических занятиях в балетном классе. От того, что слышит студент на уроках классического танца, какова его реакция на образный строй музыки, зависит очень многое. Развить музыкальность у будущего педагога–хореографа, научить его воспринимать музыку не как звуковой фон, а как образно–движенческий источник хореографической пластики, является неотъемлемой частью учебного процесса. Поэтому на уроке очень важен творческий союз педагога и концертмейстера.

Ежедневно аккомпанируя тренаж, концертмейстер тем самым принимает активное участие в воспитании музыкальности, актёрского мастерства, технического мастерства, выразительности исполнения. Для того чтобы успешно справиться с ними, пианист должен овладеть солидным объёмом специальных навыков. Прежде всего, от него требуется серьёзное ознакомление со спецификой предмета, глубокое проникновение в закономерности взаимосвязей выразительных средств музыки и движения, умение мгновенно анализировать заданную комбинацию, что даёт возможность подобрать максимально подходящий музыкальный материал. Из опыта работы, можно сказать, что правильно составленная учебная хореографическая комбинация логична и имеет законченную форму. Такая же чёткость и упорядоченность должна быть и у концертмейстера в музыкальном оформлении. Главным в структуре учебных заданий является принцип повторяемости составных элементов и принцип квадратности. Очень важно, чтобы концертмейстер при показе комбинации педагогом, запомнил последовательность хореографических движений, акценты, задачи, которые ставит преподаватель и определил необходимое количество тактов. «Только при полном соответствии музыки учебное задание запоминается учеником активно и прочно». [3]

В классическом тренаже преследуются в основном учебно-тренировочные задачи. Чёткость и академическая стройность структуры учебного хореографического материала требуют аналогичного содержания и в звуковом сопровождении. Поэтому чаще всего в музыкальном оформлении урока велика приверженность к графичности мелодического рисунка, чёткой метрике, к двух и четырёхдольной ритмической сетке, которая, в отличие от трёхдольной, обладает большей определённостью, хорошо организует и дисциплинирует волю и сознание.

Однако часто бывает, что всех перечисленных качеств недостаточно для удовлетворительного проведения учебных занятий. Всё дело в особенностях и многообразии форм взаимодействия музыки и танца. Музыкальный материал урока, помимо своей глубокой причастности специфике предмета, должен преподноситься при помощи особых исполнительских приёмов. Если воспроизведение музыки полностью лишено дансантности, то у учащихся возникают ощущения неудобства при исполнении тех или иных движений. Особенно часто такое происходит в последней части урока – в аллегро. Как будто бы всё налицо: и музыка по характеру подходит, и пианист играет хорошо, а прыгать очень тяжело. В манере подачи музыкального материала недостаёт лёгкости, не хватает воздуха. Хочется, чтобы все акценты в аккомпанементе были наполнены «полётностью», как бы поднимали вверх, а в музыкальном сопровождении всё тянет вниз, всё замедленно, всё приковано к полу. Аллегро является самой сложной частью в уроке. В комбинациях прыжков «отрывание» от земли происходит на «затакт», «приземление» на сильную долю. Но музыкальное сопровождение, прежде всего, должно помогать танцевать. Любая комбинация состоит из основных танцевальных движений, которые повторяются несколько раз и приходятся на сильную долю такта и второстепенных движений, которые являются связующими и исполняются на слабые доли. Это должно быть выделено и в музыкальном оформлении.

Для грамотного отбора музыкального материала концертмейстеру необходимы обширные знания в области музыкальной литературы, стилистики, выразительных средств и характерных особенностей языка того или иного композитора. От качества подобранного материала зависит развитие музыкальных способностей и музыкального вкуса будущих педагогов-хореографов. Прочная теоретическая база способствует профессионально приспосабливать разнообразную музыку к хореографическому образовательному процессу. Особое значение в работе концертмейстера является умение преподнести музыкальный материал. Но цель концертмейстера – это не абстрактная демонстрация своего исполнительского мастерства, а стремление вызвать живой отклик в учащихся, дать им творческий посыл. отмечает, что «музыка высоких образцов, звучащая на уроке классического танца, делает его одновременно уроком изучения классической музыки».[1] Для студентов, будущих преподавателей, это очень важно. Хороший пианист стремится исполнять произведения так, чтобы в процессе постижения основ хореографического искусства выработалась потребность в общении с музыкой. Опытный концертмейстер помогает педагогу трансформировать сложный учебный процесс в увлекательное творчество. Студенту необходимо знать и слышать музыку, музыканту – видеть и чувствовать пластическую структуру всех хореографических движений и комбинаций.

Задача концертмейстера и преподавателя объяснить и научить – отличать характер звучания (legatto, stacatto) от динамики (forte, piano, crecendo). Дать объяснение понятиям: темп (allegro, adagio); метр, музыкальный размер. Познакомить со структурой музыкального произведения (двухчастная, трёхчастная, куплетная). Объяснить: что такое мотив, фраза, предложение, период, что такое квадрат, что такое длительность, так как хореографические комбинации строятся исходя из музыки.

Основными проблемами в настоящее время являются:

1.Отсутствие грамотного концертмейстера;

2. Безграмотность преподавателей в музыкальном отношении.

Квалифицированный концертмейстер-редкость. Нехватка грамотных аккомпаниаторов объясняется тем, что лишь некоторые учебные заведения готовят таких специалистов.

В настоящее время многие преподаватели работают без концертмейстеров, используя музыку, записанную на диск. Но урок постоянно меняется в рамках его традиционного вида, и музыкант остаётся главным помощником в этих изменениях. Записанную музыку не очень удобно использовать, так как она идёт в более быстром темпе, чем необходимо в учебном процессе.

При работе с концертмейстером над учебными комбинациями можно использовать различные варианты:

Преподаватель сочиняет комбинацию, а концертмейстер подбирает к ней музыку; Преподаватель сочиняет задание на музыку, которую предлагает концертмейстер; Имровизационный.

В учебных формах танца требуется в основном аккомпаниатор, хорошо владеющий навыками импровизации, способный мгновенно воспроизвести музыкальное построение, по всем параметрам отвечающее определённому, в данный момент предложенному заданию педагога, который проводит урок. Многие хорошие пианисты, отлично владеющие инструментом, не умеют, как правило, импровизировать. Можно использовать музыку из балетов, но приспособить её полностью к уроку очень сложно и она очень часто ассоциируется с образами спектакля, что мешает созданию своего видения данной комбинации.

К сожалению, методических разработок по вопросу сопровождения уроков классического танца очень мало, и чаще всего, музыкант сам ведёт поиск. Личное восприятие концертмейстером хореографического языка является определяющим звеном в выборе тех или иных музыкальных фрагментов или в создании своих композиций. Музыкальное оформление уроков предполагает качественный подбор материала и его выразительное исполнение.

Недостатками концертмейстеров являются: небрежное исполнение в подаче материала, громкий звук, ускорение темпа, однообразное звучание.

Всё это не только не помогает студентам, но зачастую даже мешает. Концертмейстеру необходимо уметь, исполняя музыкальный материал, одновременно чувствовать пластику движений. «Концертмейстер балета, используя широкую палитру музыкальных средств, динамических оттенков и эмоциональных красок, призван создать необходимое творческое состояние у танцовщика». [2] Это так же необходимо и концертмейстеру в хореографическом образовательном процессе. Только задача его сложнее, так как он участвует в подготовке будущего педагога-хореографа. Студент должен не только исполнять грамотно движения под музыку, но и уметь анализировать предложенный музыкальный материал, овладеть навыками работы с концертмейстером.

Танец и музыка едины в своём существовании и поэтому слаженная работа преподавателя и концертмейстера благотворно влияет на учебный процесс.

----

1.Валукин движений в мужском классическом танце: Учебное пособие.

М.: Российская академия театрального искусства - ГИТИС, 2007-75с.

2. Валукин движений в мужском классическом танце: Учебное пособие.

М.,: Российская академия театрального искусства - ГИТИС, 2007-78с.

3.Классический танец. Школа мужского исполнительства. М.:Искусство, 1970-19с.