СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Роль коррекционно-развивающей работы в компенсации нарушений зрения и их последствий

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современными тифлологическими исследованиями доказано, что в условиях адекватного воспитания и обучения слепых и слабовидящих происходит процесс компенсации, под которой понимается возмещение, преодоление утраченных или нарушенных функций, обусловливающие процесс перестройки психики, ее адаптации к новым условиям жизни имеющихся нарушений

Просмотр содержимого документа
«Роль коррекционно-развивающей работы в компенсации нарушений зрения и их последствий»

Роль коррекционно-развивающей работы

в компенсации нарушений зрения и их последствий

Современными тифлологическими исследованиями доказано, что в условиях адекватного воспитания и обучения слепых и слабовидящих происходит процесс компенсации, под которой понимается возмещение, преодоление утраченных или нарушенных функций, обусловливающие процесс перестройки психики, ее адаптации к новым условиям жизни имеющихся нарушений (Л. С. Выготский, Б. И. Коваленко, М. И. Земцова, А. И. Зотов, А. Г. Литвак, Л. И. Солнцева, В. А. Феоктистова и др.). Исследования известных отечественных тифлологов М. И. Земцовой, Л. И. Солнцевой показали, что независимо от того, идет речь о возмещении, преодолении утраченных или нарушенных функций у тотального слепых или лиц с частичным поражением зрительного анализатора основной механизм компенсации остается неизменным: в сенсорный акт познания включаются высшие познавательные процессы, используется прошлый опыт, большая роль принадлежит предметно-практической деятельности.

В тоже время М. И. Земцова доказала наличие своеобразия протекания процессов компенсации слепоты в детском возрасте. Когда речь идет о компенсации тотальной слепоты у детей, то по утверждению М. И. Земцовой, она не проявляется посредством замещения одних функций другими (как это происходит у взрослых инвалидов по зрению), а представляет собой создание на каждом этапе развития ребенка новых сложных динамических систем связей и взаимоотношений сенсорных, моторных, логических структур, позволяющих воспринимать и адекватно использовать информацию, поступающую от внешнего мира. Понимание своеобразия протекания компенсаторных процессов в детском возрасте позволяет сделать весьма продуктивный для практики обучения слепых детей вывод: быстрота и качество создания у них в процессе компенсации динамических систем во многом зависит от организации и содержания коррекционной работы, под которой понимается система психолого-медико-педагогических мероприятий, направленных на преодоление или ослабление физических или психических отклонений посредством исправления или доразвития нарушенных функций. В то же время М. И. Земцова доказала, что в зависимости от глубины зрительных нарушений речь может идти:

  • о внутрисистемной компенсации, при которой перестройка функций осуществляется за счет использования механизмов зрительной функциональной системы;

  • о межсистемной компенсации, основанной на мобилизации резервных возможностей, находящихся за пределами нарушенной зрительной функциональной системы; на установлении и формировании новых анализаторных систем нервных связей с использованием обходных путей, включением сложных механизмов адаптации и восстановления вторично нарушенных функций. В условиях тотального зрительного дефекта компенсация осуществляется за счет использования деятельности сохранных анализаторов.

Когда же речь идет о компенсации частичного зрительного дефекта, то она характеризуется тем, что в процесс включается информация от нарушенного анализатора и значительную роль уже начинает играть коррекция первичного дефекта, т. е. преодоление и ослабление нарушений непосредственно зрительных функций. В этом случае коррекция первичного зрительного дефекта не только позволяет в значительной степени нивелировать возникающие у детей трудности в практической и учебно-познавательной деятельности, но и в соответствии с современными научными данными способна оказывать положительное воздействие на кору головного мозга и тем самым в значительной степени ослабить зависимость становления зрительных функций от зрительного дефекта. Это, в свою очередь, позволяет более эффективно компенсировать влияние частичного зрительного дефекта на общее психическое развитие детей с нарушениями зрения (М. И. Земцова). Не зависимо от того, о компенсации какого дефекта идет речь ее успешность в силу социальной природы, во многом определяется сознательной, целенаправленной социально обусловленной деятельностью личности (М. И. Земцова, А. Г. Литвак). В обозначенном контексте совершенно очевидным является тот факт, что формирование компенсаторных механизмов у лиц с нарушениями зрения должно быть сопряжено с целенаправленным формированием активной личности. Именно включение человека в деятельность приводит к функциональным изменениям, обеспечивающим возникновение компенсаторного приспособления (например, в процессе включения слепого в деятельность, связанную с ручным трудом, осуществляется развитие кожной чувствительности, происходит снижение ее порогов). С учетом вышесказанного особая роль в компенсации зрительных нарушений в детском возрасте принадлежит педагогической коррекции, которая представляет собой систему мероприятий, направленных на преодоление недостатков психического и физического развития лиц с нарушениями зрения. Именно в ходе коррекционной работы обеспечивается возникновение и закрепление в коре головного мозга слепых детей новых временных связей. Благодаря возникновению новых временных связей (обходных путей) информация от пораженных участков или от всей центральной зоны зрительного анализатора направляется в кору головного мозга, т. е. возникает компенсаторная перестройка, в результате которой информация поступает в мозг через сохранные анализаторы и осуществляется перестройка психики, ее адаптация к новым условиям жизни.

В обозначенном контексте стратегическая цель педагогической коррекции непосредственно связана с результатом, в роли которого выступает компенсация, обеспечивающая возмещение, преодоление утраченных или нарушенных функций. Например, в процессе выполнения детьми с нарушениями зрения практических действий в силу наличия у них особых образовательных потребностей внимание, прежде всего, должно уделяться, наряду с формированием позитивной мотивации детей, на их выполнение, на развитие точности, правильности выполнения предметных действий, умений свободно ориентироваться в микропространстве.

В процессе выработки у слепых перечисленных умений обеспечивается контроль за совместной работой зрительного (в случае наличия остроты зрения) и двигательного анализаторов, за подключением информации, полученной от всех сохранных сенсорных систем. В процессе выработки перечисленных умений у детей, имеющих глубокие нарушения зрения, необходимо обеспечивать контроль за рациональным использованием приемов зрительного

восприятия, за подключением информации, полученной от других сенсорных систем. В процессе активного участия детей в работе по формированию и закреплению перечисленных умений создаются условия для определенной перестройки структуры деятельности, в результате чего происходят изменения в соотношении систем анализаторов и их компонентов, которые контролируют

выполнение действия. Это, в свою очередь, обусловливает выработку обходных путей в коре головного мозга, нейродинамическую перестройку межанализаторных связей, т. е. компенсацию зрительного дефекта. Таким образом, степень компенсации зрительных нарушений во многом определяется качеством педагогической коррекционной работы (Б. К. Тупоногов). Вместе с тем современными тифлологическими исследованиями доказано, что качество педагогической коррекционной работы во многом определяется:

  • сочетанием педагогической коррекционной работы с медицинской и психологической коррекцией;

  • активным участием ребенка в процессе коррекционно-развивающей работы; связью педагогической коррекционной работы с результатами диагностики имеющихся у ребенка нарушений, вызванных зрительной недостаточностью;

  • включением коррекционно-развивающей работы в процессы обучения, воспитания и развития детей, находящихся в условиях зрительной депривации;

  • активным участием в коррекционно- развивающей работе всех субъектов образовательного процесса (в том числе и родителей или лиц их заменяющих);

  • наличием тесной взаимосвязи педагогической коррекционной работы со средой, с конкретными условиями окружающей действительности (Г. В. Никулина, Л. И. Плаксина, Л. В. Фомичева и др.).