СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Роль краеведения в преподавании истории и во внеаудиторной деятельности

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Научная статья с авторской разработкой программы преподавания краевдения на занятиях истории

Просмотр содержимого документа
«Роль краеведения в преподавании истории и во внеаудиторной деятельности»

РОЛЬ КРАЕВЕДЕНИЯ В ПРЕПОДАВАНИИ ИСТОРИИ И

ВО ВНЕАУДИТОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Русанова И.Ф.

Университетский колледж федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Оренбургский государственный университет»


Любовь к отчизне начинается с родной местности и расширяется до пределов всей страны. Любовь к родному краю питает любовь к Родине. [6, С. 22]. Академик Д.С. Лихачев, говоря о значении краеведения в воспитании граждан страны, справедливо отметил: «Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране – к ее истории, ее прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству, к человеческой культуре». [5, С. 18].

Поэтому краеведческая работа должна проводиться в каждом учебном учреждении. Ее творческий, созидательный характер послужит воспитанию гражданско-патриотических и духовно-нравственных качеств у молодых граждан России. [1, С. 30]. Краеведение как элемент исторического образования имеет цель способствовать практической ориентации обучающихся в их жизненном пространстве, а также социальной адаптации.

Нельзя не сказать, что подростков в реальной жизни окружает непривлекательная реальность: СМИ, фильмы и интернет пестрят такой информацией, которая негативно влияет на поведение людей, в частности подрастающего поколения. В этом возрасте психика находится в стадии развития и становления, и их трудно увлечь простым изучением истории. Многие не знают своих корней, своего происхождения, истории своей малой родины. Историческое краеведение - это один из методов расширения кругозора, средство формирования исторического мышления учащихся, их национальной идентичности, средство воспитания человека, уважающего своих предков, соблюдающего важнейшие нормы человеческой жизни. Он способен решать следующие задачи:

- формирование духовно-нравственных качеств, причастность к истории;

- знакомство с историей и традициями региона, страны, достижениями и подвигами людей;

- воспитание гражданской позиции, бережного отношения к памятникам истории, культуры региона;

- развитие познавательного интереса к историческому прошлому и настоящему страны и региона;

- формирование способности сопереживать;

- воспитание трудолюбия и гордости на примере трудовых подвигов земляков и соотечественниц;

- воспитание уважения к культуре и традициям других национальностей (в Оренбургской области проживает более 120 национальностей);

- развитие чувства национального достоинства, основанного на толерантном отношении к другим народам России;

- воспитание неприятия учащимися агрессии, насилия и войны;

- вовлечение студентов в поисково-исследовательскую и творческую деятельность.

Знакомство учащихся с историей малой Родины осуществляется на занятиях с использованием различных методик: рассказ учителя, сообщения учащихся, составление презентаций, красочных буклетов, создание исследовательских и творческих проектов, показ видеороликов, проведение обзорных и тематических экскурсий.

Предложена примерная программа, которая отражает темы календарно-тематического планирования занятий по истории России, также включает в учебный процесс важнейшие вопросы исторического прошлого и настоящего родного края и виды внеклассной работы.

Таблица 1- Примерная программа.

Тема учебного занятия

Краеведческий материал

Внеаудиторная деятельность

Возникновение Древнерусского государства

Источники: письменные, архивные, археологические (рассказ)

Экскурсия в Оренбургский губернаторский историко-краеведческий музей

Эпоха дворцовых переворотов. XVIII век

Основание Оренбурга (просмотр документального фильма «История Оренбуржья»)

Экскурсия в музей истории Оренбурга или по улице Советской от Пушкинского бульвара

Правление Екатерины II

Крестьянская война под предводительством Е.И. Пугачева (презентации)

Экскурсия в музей истории Оренбурга или в Берды

Отечественная война 1812 года и заграничные походы

Участие оренбургских воинских формирований (сообщения)

Экскурсия в музей истории Оренбурга

Общественное движение. Декабристы.


Оренбург – место ссылки декабристов, композиторов, писателей

(создание буклетов)

Посещение мемориального музея-гауптвахты Тараса Шевченко

Революция 1905 – 1907 гг. Февральская революция 1917г. От

Оренбургские революционеры (проект)


По революционным местам Оренбурга


Февраля к Октябрю

Гражданская война в России


Салмышский бой


Туристический поход

Образование СССР

Оренбург – столица Казахстана

Виртуальная экскурсия

Вторая мировая война: причины и военные события 1939 – 1945 гг.




Оренбург – фронту (презентации, рефераты).

Встреча с ветераном Великой Отечественной войны Юрьевым И.И.

Посещение выставочного комплекса-музея под открытым небом «Салют, Победа!», мемориального комплекса «Памяти павших в годы войны» с Вечным огнем на пр. Победы. Участие в проекте-конкурсе «История моей семьи в истории моей страны»

СССР в 1953-1985 годах


Орденоносное Оренбуржье. Промышленность края.

Наука и техника. Космические уроки

Исследовательские работы. Возложение цветов к памятнику Ю.А. Гагарина. Посещение дома-музея Гагариных

Формирование российской государственности

Чеченская война

Исследовательские работы. Участие в проекте «Герои России»

Россия в XXI веке


Земляки – герои России военных локальных конфликтов (проекты). Уроки Мужества. Минуты молчания

Участие в проекте «Герои России». Возложение цветов к памятнику Александра Прохоренко.

Духовная жизнь и культура России

Архитектура, музыка, скульптура, живопись, театральное искусство

Посещение музеев, театров города. Виртуальная экскурсия по городу

Изучение истории страны и истории родного края должно быть синхронизировано, потому что без истории Отечества история региона не изучается, а история родного края основывается на истории страны.

Поэтому буквально первый урок можно начать с изучения исторических источников, то есть с того, откуда мы узнаем о том, что происходило раньше. Это письменные, материальные, архивные, хроникальные и другие источники. Рассказ учителя основан на воспоминаниях о его собственном участии в археологических раскопках поселений бронзового века (в селе Покровка Новосергиевского района) и курганов на территории Оренбургской области, которые дают информацию о жизни сармато-савроматских племен.

История Оренбургского края очень уникальна. В процессе изучения истории России, а именно событий эпохи XVIII века нужно говорить об истории нашего края, так как именно в этом столетии происходит исследование и основание Оренбурга как крепости и Оренбургской губернии. Как точно и красиво прославил наш город русский писатель, этнограф и лексикограф Владимир Даль: «Здравствуй, трижды зачатая, единожды рожденная твердыня, русский город; век стоять тебе покровом и оплотом и ширить могучие крылья свои!». [2, С.105].

И в дальнейшем изучение истории страны необходимо осуществлять с привлечением краеведческого материала по составленной программе (Крестьянская война под предводительством Пугачева, Оренбург как место ссылки, революционное Оренбуржье, герои-фронтовики, тыл – второй фронт, дважды орденоносное Оренбуржье и др.), вплоть до наших дней. Можно предложить обучающимся подготовить индивидуальные сообщения или рефераты по темам «Рычков – первый историк Оренбургского края», «История оренбургского казачества», «Оренбургские губернаторы», «Оренбург – центр торговли», «Герои-земляки Великой Отечественной войны», «Истрия колледжа и ОГУ», «Оренбуржье сегодня» и т.п. С нашим краем связаны имена выдающихся личностей: братьями Аксаковыми, И.Крылова, А. Пушкина, В. Даля, Мстислава Растроповича, М. Джалиля, А. Родимцева, Ю. Гагарина и многих других.

Таким образом, местный материал раскрывает участие земляков в важнейших исторических событиях, показывает экономическое, хозяйственное и культурное значение региона в развитии нашего государства, в укреплении его мощи. Усвоение знаний происходит намного лучше, потому что исторический материал ложится на уже подготовленную базу знаний.

Систематизированная организация аудиторных и внеклассных мероприятий способствует более глубокому изучению истории, знанию и пониманию процессов, происходящих в обществе, их реальному проявлению в истории региона.

Знакомство обучающихся с историей и с традициями родного края можно продолжить на кураторских часах: «Гагаринский урок с экскурсией «Сын Земли и звезд» или «Космонавт №1», «Детям, пережившим ту войну», «Цену победы - знаем, подвиг героев – помним!», уроки Мужества, урок-реквием «Герои России и их подвиги», посвященный землякам-участникам афганской, чеченской, сирийской войн и погибшим на Украине).

Другим направлением краеведческой работы является внеаудиторная  деятельность: экскурсии в музеи, посещении выставок, театров, туристические походы, конкурсы, встречи с участниками и свидетелями исторических событий, выпуск стенгазет, участие в акциях и празднования значимых событий, связанных с нашим краем. По мнению Д. Лихачева, памятники старины воспитывают, как ухоженные леса воспитывают заботливое отношение к окружающей природе. Особенное воспитательное значение имеют мемориальные места — места боев, усадьбы писателей, художников, ученых, их квартиры, их любимые пейзажи. [4, С.164].

Экскурсии и экспедиции к историческим памятникам и памятным местам предполагают изучение местных объектов в их естественной обстановке. Интересной формой работы является создание исследовательского проекта "Мое генеалогическое древо" - изучается семейный архив, происхождение их фамилии, составляется генеалогическое древо и, таким образом, учащиеся узнают больше о своих предках, а преемственность поколений помогает сохранить семейные ценности и традиции.

Традиционными мероприятиями являются участие в Параде Победы, в День Героев Отечества "Мы помним!", в акциях "Георгиевская ленточка", "Бессмертный полк", возложение цветов к вечному огню в День Победы и к памятным местам в день памяти и скорби " и люди встали как щиты", участие в проекте "История моей семьи в истории моей страны", в конкурсе "Боевые листы".

Очень эффективны экскурсии по музеям: выставочный комплекс-музей под открытым небом "Салют, Победа!", Оренбургский губернаторский краеведческий музей, Музей истории Оренбурга, Мемориальный музей гауптвахты имени Тараса Шевченко, Оренбургский национальный музей защитников Отечества. Генерала М.Г. Черняева, Музей Министерства внутренних дел Оренбургской области, музей-квартира Юрия и Валентины Гагариных, Дом-музей Ростроповича, Дом памяти, Областной музей изобразительных искусств, Национальная деревня и другие. Там ребята погружаются в атмосферу реальности, становятся как бы очевидцами далеких событий.

А театр не только способствует нравственному воспитанию личности, но и учит чувствовать и сопереживать, оказывая огромное эмоциональное воздействие. Достойно ли нынешнее поколение подвига и жертвы, принесенных отцами и дедами? Спектакль драматического театра "Позови меня в прошлое", посвященный подвигам героев-земляков Великой Отечественной войны Мусы Джалиля, Александра Шмореля, Александра Родимцева и других, предлагает поразмыслить над этим. Оренбургский театр музыкальной комедии представляет музыкальный проект "ЗА ЖИЗНЬ", посвященный Великой Победе. Исторический театр теней предлагает просмотр спектакля "Сказка об оренбургской паутине". Когда подростки осознают, что его родная земля играла и играет свою особую роль в истории России, они, безусловно, испытывают гордость как за свою землю, так и за самих себя.

Любой регион является неотъемлемой частью нашей страны, а его история - частью истории нашей Родины. Краеведение играет существенную роль в патриотическом и нравственном воспитании, стимулирует умственную активность, влияет на формирование мышления учащихся, их гражданской идентичности и активной жизненной позиции. И когда звучат имена их соотечественников, названия мест, где они родились, у них возникает чувство причастности к истории. Они начинают осознавать роль и вклад своих предков в развитие исторического процесса и то, что их "малая" родина является частью огромной России.

Список литературы

1. Головня, Е. В. Использование краеведческого материала на уроках и во

внеурочное время / Е. В. Головня .- Текст : электронный // Молодой ученый .- Казань: Молодой ученый, 2016 .- № 5.6 (109.6) .- С. 29-31 .- URL: https://moluch.ru/archive/109/26981/ (дата обращения: 20.12.2022)

2. Даль, В. И. Серенькая // Даль В.И. Оренбургский край в художественных произведениях писателя / сост. А. Г. Прокофьева [и др.] .- Оренбург : Оренб. кн. изд-во, 2001 .- С. 92-111 .- ISBN 588788-103-8 .- Текст : непосредственный

3. Ковпак, Л. А. Использование краеведческого материала на уроках истории и литературы / Л. А. Ковпак, Т. В. Шолохова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Самара, сентябрь 2016 г.). — Самара : ООО "Издательство АСГАРД", 2016. — С. 37-39. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/206/10988/ (дата обращения: 21.12.2022)

4. Лихачёв, Д.С. Краеведение как наука и как деятельность / Д.С. Лихачев. - Русская культура .– Москва: Искусство, 2000 .- 438 с.- ISBN 5-210-01377-4 .- Текст : непосредственный

5. Лихачёв, Д.С. Заметки о русском (сборник) / Д.С. Лихачев. - Колибри .– Москва: Азбука-Аттикус, 2014 .- 26 с.- ISBN 978-5-389-09027-9 .- Текст : непосредственный

6. Роль краеведения в современной системе образования и формировании региональной идентичности: сборник научных трудов / Под ред. Д.Ю. Семенова . – Ульяновск: Издатель Качалин Александр Васильевич, 2021. – 32 с. ISBN 978-5-6045838-3-8 .- Текст : непосредственный