УДК 379.8.093
РОЛЬ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В МУЗЫКАЛЬНОМ РАЗВИТИИ ПОДРОСТКОВ
Грин Александр Владимирович,
студент 2 курса магистра,
ФГБОУ ВО «Курский государственный университет»,
г. Курск, Россия
Науч. руководитель: Космовская Марина Львовна
доктор искусствоведения, главный научный сотрудник НИЛ МКТ,
профессор кафедры музыкального образования и исполнительства
ФГБОУ ВО «Курский государственный университет»,
г. Курск, Россия
Аннотация. Цель исследования – определить роль культурно-досуговой деятельности в музыкальном развитии подростков. Вопросы, актуальные для преподавателей системы дополнительного образования. Тематическая новизна заключается в том, что, опираясь на научные исследования современной и классической педагогики, музыкальное развитие подростков рассматривается с точки зрения пользы как пассивного, так и активного участия в музыкальном процессе, а также в выявлении специфики, плюсов и преимуществ культурно-досуговой деятельности. В результате определено, что, в соответствии с требованиями времени, музыка является необходимой и желательной частью педагогического процесса, а культурно-досуговая деятельность, хоть и считается развлекательной сферой, в то же время несет на себе большую педагогическую и воспитательную нагрузку.
Ключевые слова: культура, досуг, музыка, дополнительное образование, влияние досуга на социум
Annotation. The purpose of the study is to determine the role of cultural and leisure activities in the musical development of adolescents. Issues relevant to teachers of the supplementary education system. The thematic novelty lies in the fact that, based on scientific research of modern and classical pedagogy, the musical development of adolescents is considered from the point of view of the benefits of both passive and active participation in the musical process, as well as in identifying the specifics, advantages and advantages of cultural and leisure activities. As a result, it was determined that, in accordance with the requirements of the time, music is a necessary and desirable part of the pedagogical process, and cultural and leisure activities, although considered an entertainment sphere, at the same time carries a great pedagogical and educational burden.
Keywords: culture, leisure, music, additional education, the impact of leisure on society/
Культурный досуг… Это понятие означает специфическую активность людей во время отдыха. Досуг – это время, которое человек посвящает своему развитию, поддержанию здоровья, которое готов потратить на свои хобби и увлечения без ущерба для работы, учебы или домашних дел. Формы активности человек выбирает, исходя из своих увлечений, предпочтений, возможностей и уровня культурного развития. Уточним, почему эта деятельность одновременно обозначена как культурная.
Понятие «культура» пришло в Россию из европейских языков и не сразу обрело строгий научный статус. В XIX веке оно ассоциировалось с разносторонним развитием человека, высокой степенью его владения определенными формами деятельности, совершенствованием каких-либо навыков и знаний. Не случайно в повседневной жизни закреплена именно такая трактовка культуры, что отражено в выражениях «культурный человек», «культурное поведение», «дом культуры». Если более полно раскрыть смысловое многообразие понятия «культура», оно также означает целостный, устойчивый способ жизнедеятельности многих поколений конкретного сообщества (этнического, национального, цивилизационного).
К культуре относят интеллектуально-образовательные, художественные, религиозно-нравственные достижения общества, т. е. все то, что ученые считают высокой культурой. Эти значения термина «культура» не противоречат друг другу, они определенным образом дополняют друг друга.
В понятии «культурно-досуговая деятельность» отображено, что она развивается в рамках культуры конкретного сообщества (народа или граждан определенной страны). Она организуется на основе общественно значимых норм ради тех задач и целей, которые закреплены в данной культуре.
Дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности. Дополнительные общеобразовательные программы для детей должны учитывать их возрастные и индивидуальные особенности.
Любая человеческая деятельность включает в себя два необходимых элемента: «усилие – расслабление», «работа – отдых», «утомляющий вид активности – расслабляющий вид активности».
Досуг – это единство трех мотивационных устремлений, которые играют важную роль в развитии человека: это релаксация, увеличение объема знаний и эмоционального разнообразия, а также социальная и коммуникативная функция.
Музыка, пожалуй, является одной из самых популярных форм проведения досуга. Творческому развитию учащихся, как показывают научные работы ученых и педагогов разных эпох, всегда уделялось огромное внимание в образовательном процессе. Если в XVIII-XIX веках музыкальное образование являлось важным звеном социального статуса, в XX веке несло просветительскую функцию, то в XXI веке, с его технологиями и стремительным ритмом жизни, музыка стала еще и источником информации, отдыха, релаксации, одним из способов психотерапии и досуга. Культурно-досуговая деятельность является самостоятельным специфическим компонентом социально-педагогической деятельности и воспитательно-образовательной работы в общеобразовательной организации, так как творческая активность учащихся повышает не только эффективность развития музыкально-творческих способностей, но и влияет на способность обучаться в целом, на поведенческие особенности коллектива и учеников индивидуально, на формирование личности и ее взглядов и убеждений, дает возможность каждому ребенку удовлетворить свои индивидуальные познавательные, эстетические, творческие запросы.
Итак, музыка в культурно-досуговой деятельности может присутствовать в двух видах: пассивно – это слушание музыки, посещение концертов, и активно – это непосредственное участие в музыкальном процессе в качестве исполнителя. В чем же плюсы каждого из них? И в чем преимущество культурно-досуговой деятельности для музыкального развития подростков?
Прослушивание музыки, знакомство с различными музыкальными стилями, посещение концертов – не только расширяют кругозор и делают подростка более эрудированным. Это возможность формирования собственных вкусов и мнений, возможность расширить свою эмоциональную сферу в безопасных условиях, «проживая» музыкальное произведение вместе с исполнителем. Следует помнить, что одна из главных функций музыки – это эмоциональное воздействие на слушателя.
Об обязательности музыкального воспитания в массовой школе писал А.Г. Рубинштейн [Рубинштейн]. Музыкальное искусство автор предлагал включать в обязательную школьную программу в виде специального предмета, содержание которого составляют основы музыкальной теории, церковные, светские, классические и народные музыкальные произведения, основы музицирования и т.д. В таком музыкальном обучении А.Г. Рубинштейн видел лишь мощное средство воспитания и развития человека, с помощью которого формируется его мировоззрение, окрашенная собственными оценками картина мира.
Что касается активного (исполнительского) культурного досуга – здесь возможности гораздо шире. Опыт сольных выступлений на сцене, как способ проявить личную ответственность и инициативу, планомерная кропотливая работа над музыкальным произведением, игра в оркестре или ансамбле, которая учит подростка функциональной работе в коллективе – все это элементы будущей взрослой жизни. Однако эти элементы проигрываются на творческом подъеме, на интересе и увлеченности, практически в игровой форме, и не несут явного педагогического воздействия, что очень важно в работе с подростками.
Музыка оказывает свое воздействие и в повседневной жизни, казалось бы, не имеющей никакого отношения к творчеству. Человеку, имеющему опыт сценических выступлений, будет легче выйти отвечать на экзамене, навык анализа музыки поможет в восприятии литературных произведений. И не стоит забывать, что музыка – это прежде всего эмоциональное воздействие. Умение с детства проживать и принимать различные эмоции в музыке поможет подростку при столкновении с эмоциями в реальной жизни.
Также надо отметить, что досуг закладывает в молодом человеке такие привычки и умения, которые затем будут всецело определять его отношение к свободному времени. Именно на этом этапе жизни человека вырабатывается индивидуальный стиль досуга и отдыха, появляется опыт организации свободного времени, возникает привязанность к тем или иным занятиям. То есть, наличие полноценной досуговой деятельности является одним из основных критериев формирования всесторонне, гармонически развитой личности.
Не секрет, что подростки, профессионально занимающиеся музыкой, зачастую пренебрегают другими дисциплинами в пользу своей основной специальности. Они сделали свой выбор и взяли на себя ответственность за него. Однако не каждый подросток станет профессиональным музыкантом, это очень узкая специализация. Наличие музыкальных занятий в сфере культурного досуга позволяет как обнаружить тех самых будущих профессионалов, так и дать возможность самовыразиться тем, для кого музыка останется приятным хобби и досугом. Разумеется, в работе с подростками следует учитывать их вкусы и увлечения. Педагогу надо тщательно подбирать репертуар, удерживая интерес учащегося тем, что ему близко и знакомо и постепенно расширяя круг его интересов. В каком-то смысле музыка в качестве культурного досуга требует от преподавателя больше терпения и деликатности, больше индивидуального подхода.
В настоящее время существует огромное количество жанров и музыкальных направлений, которые с ходом времени появляются и уходят в прошлое. Следом появляются новые жанры, порой кардинально отличающиеся от предшествующих. Этому способствует и развитие технологий – электронные инструменты и всё новые и новые средства воспроизведения.
Границы музыкального мира расширяются. Средства массовой информации осуществляют творческий обмен между всеми странами и континентами. Проходят международные фестивали и мировые турне наиболее популярных исполнителей. Идет непрерывный процесс обмена опытом между музыкантами разных стран и направлений, музыкальные элементы совершенно противоположных стилей пересекаются и дополняют друг друга.
Молодежь, а в частности подростки – как раз та социально-возрастная группа, которая относится с большим пристрастием к любому новаторству, особенно музыкальному. Задача педагога, осуществляющего культурно-досуговую работу с подростками – идти в ногу со временем и одновременно заложить музыкальную базу, позволяющую понять и оценить музыкальное произведение, иметь свое мнение о нем, а при желании – даже исполнить его.
Еще один положительный момент – для подростка важной частью жизни является общение со сверстниками и поиск своего места в социуме. Культурно-досуговая деятельность как нельзя лучше отвечает этим требованиям.
В заключение стоит отметить, что культурно-досуговая деятельность давно уже стала предметом научных изысканий: этот вид работы с новыми поколениями включается в активный поиск ученых: от разработки концепций воспитания [Опыт] до создания специальных учебников [Воловик].
Музыкальный досуг несомненно имеет большое влияние как на музыкальное, так и на общее развитие подростков, что учитывается при доработке государственных документов [Федеральный]. Общение через музыку закладывает привычку иметь развивающее сознание увлечение, дающее расширение кругозора и общую эрудированность – закладывается в детстве и особенно оно существенно для подростков.
Однако только навык методической работы – как самостоятельной, так и коллективной, приходящий с годами, дает возможность организации интересной и полезной досуговой деятельности.
В отличие от профессионального музицирования, музыка в роли досуга имеет большую свободу и маневренность, что, возможно, и создает некоторые сложности для преподавателей сферы дополнительного образования, однако не уменьшает ее ценности. Ведь главное в работе музыкального педагога – научить ученика видеть и замечать красоту в искусстве.
Литература:
Опыт разработки концепций воспитания / Под ред. Е.В. Бондаревской. Ростов-на-Дону: Ростов. гос. пед. ун-т, 1993. Ч.1.
Воловик А.Ф., Воловик В.А. Педагогика досуга: учебник. М.: Флинта, 1998. 232 с.
Рубинштейн А.Г. Музыка и ее представители. Разговор о музыке. СПб.: Союз художников, 2005. 156 с.
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 04.08.2023) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2023).