Роль курса «Основы православной культуры» в формировании духовных и нравственных ценностей личности учащегося
"Лучше зажечь одну свечу,
чем сто раз проклясть темноту"
Добрый день, уважаемые участники чтений!
Сегодня мы с тревогой следим за теми негативными процессами духовного и нравственного характера, которые происходят в нашем обществе. Такое быстротечное падение нравственности, культуры, распространение насилия, агрессии ведет к деградации общества. Как передать детям то ценное, что создавалось нашими предками в течение столетий? Актуальность этих вопросов очевидна (слайды 2,3,4,5,6,7)
Наверняка, Вы заметили, что в написании темы своего доклада я не поставила тире между словами духовный и нравственный, так как это принято. И это не случайно.
Есть ли различия между понятиями «духовный» и «нравственный», «духовное воспитание» и «нравственное воспитание»?
Безусловно. И если в понятиях «нравственный» речь идёт о внешних проявлениях человека, то есть о его поведении, то с понятием «духовность» дело обстоит хуже. Давайте не будем «духовности» придавать никакого оккультного, эзотерического содержания, находясь в лоне православной традиции, утверждающей: «не всё, что сверху, от Бога». Просто для наглядности приведем несколько примеров.
Персонаж №1. Он не поступает плохо и занимается благотворительностью только потому, что по-другому не умеет. Для него быть нравственным — естественное состояние. Его помыслы чисты, а поведение нравственно (слайд 8)
Персонаж №2. Совершает добрые дела искренне, но склонен соблазниться дурным. Удерживается от плохих поступков, но не по причине внутренней духовной работы, а по причине банальной трусости, о которой окружающие и не догадываются. Его помыслы то искренни, то трусливы, но поступки нравственны (слайд 9)
Персонаж № 3. При всей его внешней положительности он совершает добрые дела из корыстных побуждений — чтобы его, к примеру, избрали депутатом. Его помыслы корыстны и расчётливы, хотя поведение нравственно (слайд 10)
Внешне три персонажа схожи, так как их поступки нравственны. А вот что происходит у них в головах? Итак, нравственность человека определяется внешними проявлениями его поведения, а не степенью чистоты его помыслов.
Рассмотрим ещё три персонажа. На этот раз речь пойдёт о людях безнравственных, аморальных.
Персонаж № 4. Украл, но потому, что не удержался от соблазна или по причине жизненной нужды. При этом он всячески страдает и мучается содеянным.Его помыслы устремлены к покаянию за безнравственное поведение (слайд 11)
Персонаж № 5. Украл, но мог удержаться от воровства, но… не захотел. Он осознаёт всю мерзость своего поведения, но начало «новой» жизни откладывает на завтра, а ещё лучше до понедельника. В помыслах он осознаёт безнравственность своего поведения (и это плюс), но не спешит его изменить (и это минус) (слайд 12)
Персонаж №6. Украл, и ему доставляет удовольствие делать другим неприятности. Он совершает грех намеренно. Его поступки безнравственны, а помыслы грязны (слайд 13)
Вот такие крайности! Но помыслы всех троих укравших персонажей нам не видны. Для нас их поступки однозначно безнравственны, но…
Давайте расположим характеристики всех персонажей в единой сводной таблице и сравним (слайд 14)
поведение помыслы
Персонаж 1 + нравственное + чисты
Персонаж 2 + нравственное ± иногда искренны иногда трусливы
Персонаж 3 + нравственное – корыстны
Персонаж 4 – безнравственное + покаянные
Персонаж 5 – безнравственное ± осознаёт безнравственное, но не спешит измениться
Персонаж 6 – безнравственное - грязные
Первый — «тихий праведник», второй — «трусоватый исполнитель», третий — «правильный и самодовольный гордец», четвёртый — «случайно сорвавшийся, но кающийся», пятый — «ещё чуток погрешим, шестой — «хулитель Святаго Духа» (в православной традиции так называют тех, кто намеренно совершает грех, не помышляя о покаянии).
Какой из них вам симпатичнее?
Таким образом, нравственность определяется качеством поведения человека, а духовность — качеством помыслов. Духовное воспитание — это воспитание помыслов, а нравственное — поступков. Добиться нравственного поведения по большому счёту не очень сложно.
К чему я все это веду? Наша задача состоит не только в том, чтобы ребенок не делал дурного ,но и в том, чтобы ему это не приходило в голову. Надо, чтобы добро становилось естественным проявлением человеческой природы, а не средством выгоды. Именно этим и отличается воспитание духовное от воспитания нравственного. Но они связаны между собой. И связаны иерархически — духовное определяет нравственное, духовное в человеке связано с присутствием в нём Божественного.
Теперь, надеюсь, вы понимаете мою мысль, что можно воспитать человека нравственным и без Бога, а вот духовным - нельзя? Нравственность связана с определенными действиями человека. А духовность? Знаете, кто вошел первым в рай? Разбойник, негодяй. За что? За какие нравственные поступки?
Духовность – это целомудрие, милосердие, любовь, стремление к совершенству, покаяние. Это мера приближения человека к Богу (слайд 15)
Невозможно рассматривать нравственность в отрыве от Бога. Да, можно рассказать, дать сведения о каких-то правилах и принципах поведения, но все усилия сведутся к банальному морализаторству, которое может побудить ребенка лишь к формальному, внешнему следованию установленным в обществе правилам.
Святой праведный Иоанн Кронштадский писал: «При образовании чрезвычайно вредно развивать только рассудок и ум, оставляя без внимания сердце…» Оскудение любви – болезнь нашего времени. И ее не восполнит никакой педагог.
У нас государственное образование чисто светское, но школа родилась благодаря усилиям Церкви, чтобы просвещать людей, учить их грамоте и распространять слово Божие через письмо и чтение. Понятие «светское», возникшее в Росси в 17 веке, приобретает особый смысл спустя 2 столетия, и понимается как высвобождение от религиозного влияния всех сфер жизни деятельности общества и личности. «Светское» принято рассматривать в смысле - «безрелигиозное». Образование светское, но понимание данных сочетаний слов следующее: образование — от образа Божия .Слово «светскость» исходит от корня «свет». Свет, восходящий от Бога. Не дать погаснуть этой божественной искре в ребенке, еще более разжечь ее – вот какой должна быть задача школы.
Поэтому, в условиях духовного кризиса, охватившего все сферы общественной жизни, важно вернуться к первоисточнику, к привлечению детей в православное воспитательное пространство через факультативы, объединения по интересам, через церковно-приходские воскресные школы.
13 февраля 2015 года была торжественно подписана Программа сотрудничества между Министерством образования Республики Беларусь и Белорусской Православной Церковью на 2015–2020 годы. Документ подписали митрополит Минский и Заславский Павел, Патриарший Экзарх всея Беларуси, и Михаил Анатольевич Журавков, Министр образования Республики Беларусь(слайд 16)
23 сентября 2015 года была подписана Программа сотрудничества между управлением образования Гомельского областного исполнительного комитета и Гомельской и Туровской епархиями Белорусской Православной Церкви в сфере образования на 2015-2020 годы. Программу подписали начальник управления образования Гомельского облисполкома Сергей Иванович Порошин, епископ Гомельский и Жлобинский Стефан, епископ Туровский и Мозырский Леонид (слайд 17)
Вышла в этом году и учебная программа по «Основам православной культуры» для 5-9 классов под редакцией А. В. Бройко.
В каком же виде сегодня внедряется курс ОПК в школе?
Здесь уместно будет напомнить о характере ОПК как учебной дисциплины: ее предмет - православная культура. Православная культура – это культура Евангелия, культура, связанная с именами преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского, преподобного Андрея Рублева и Дионисия, Александра Невского и Дмитрия Донского, это культура Пушкина и Достоевского (слайд 18)
(Слайд 19) Православная культура позволяет воспитать в детях чувство подлинного патриотизма, любви к своему Отечеству. Она учит уважению к родителям и старшим, чувству ответственности и трудолюбия. Важным является и то, что именно причастность православной отечественной традиции прививает детям иммунитет против угроз нашего времени – наркомании, алкоголизма, воздействия со стороны деструктивных сект. Но, говоря о культуре с детьми, нельзя обойти тему святости. Святость – это главное, это – центр всей жизни. Сначала бывает духовный подвиг, а только потом он обрастает культурой. О святости надо говорить, чтобы сформировать уважение, чтобы ребенок понимал – нельзя разрушать то, что он не создавал. Из чего нам воспитать уважение? Не из толерантности же, которая себя дискредитировала. Мы можем опереться только на религиозные основы, другого у нас нет.
Программы по духовно-нравственному воспитанию, такие как ОПК и другие, к сожалению, необязательны, их можно выбрать администрацией школы, а можно и нет.
Решающую роль играет позиция директора. При понимающем и благосклонном отношении его к ОПК, как правило, создаются должные условия для проведения факультатива или кружка( слайд 20)
С преподавательским составом сложнее. Не все относятся одинаково к вере, следовательно, и к ОПК отношение бывает крайне разное - от всяческой поддержки до, в лучшем случае, равнодушия. Здесь важна не только работа с детьми и родителями, но и с преподавательским составом. Если все держится только на инициативе одного-двух педагогов, а все остальные коллеги индифферентны, то толку, разумеется, будет мало, с уходом данных людей уйдет и факультатив. Пока мы все не осознаем необходимость присутствия Христа в нашей жизни и жизнях наших детей, трудно говорить о полноценной реализации потенциала "Основ православной культуры".
В государственной школе подход к преподаванию ОПК культурологический, на факультативных занятиях учитель не учит детей, например, молиться, но объясняет текст молитвы. Лично я не ставлю вероучительных задач, думаю, что надо оставлять ребенку и его семье возможность выбора. Но к традициям своего народа, безусловно, нужно относиться с уважением. И тем не менее два моих воспитанника( братья), посещавшие объединение по интересам на протяжении двух лет, летом приняли крещение вместе с младшими сестренками.
Дело с преподаванием ОПК в объединениях по интересам и воскресных школах обстоит иначе, чем на факультативных занятиях. Педагог на основе стандартной учебной программы по ОПК создает свою авторскую программу с учетом возрастного состава, степени воцерковленности воспитанников и т.д. Дети посещают церковь, участвуют в Богослужениях, церковных таинствах ( исповеди, причастии), изучают Закон Божий (слайд 21)
Воскресная школа восполняет те знания, которые не даются в обычных государственных учебных заведениях, и очень полезна для человека, который интересуется духовными вопросами.
К примеру, возьмем раздел, посвященный вопросам традиционного уклада семьи. В традиционной культуре всегда большое внимание уделялось половому воспитанию. С раннего возраста мальчика готовили к тому, что он должен будет стать главой семьи, а девочку — к тому, что она будет мамой. Детям старались привить чувство долга, учили обязанностям, целомудрию и хранению чистоты и невинности до брака, воспитывали чувство ответственности за жизнь и будущее семьи, готовили к сознательному отцовству и материнству, учили ответственности за здоровье свое и будущего поколения. Вот эти семейные традиционные устои и преподаются в воскресной школе.
В школах тоже пытаются вводить изучение вопросов пола в учебниках ОБЖ. Но, увы, анализ показывает, что содержание этих учебников, вернее, освещение вопросов пола в них очень однобоко. Современные же учебники весь этот бесценный материал заменяют только уроками по сексологии. Статистика говорит, что при таком подходе количество абортов, количество разводов и социальное сиротство не уменьшается, а наоборот катастрофически растет. О какой здоровой семье можно говорить, если в девятом классе расписываются сексуальные отношения и нежелательная беременность, планирование семьи и, естественно, безответная любовь.
Воскресная школа даёт то малое зерно горчичное, о котором говорит Господь. Она учит воспринимать мир таким, каким он создан Богом, не искажён человеческими измышлениями, даёт знания целостного восприятия мира, а не отрывочного, которое даёт светская школа, формирует в ребенке рассуждения добра и зла, а также умение противостоять злу. Воскресная школа – это место, где взрослые стараются передать детям драгоценное достояние веры.
Воскресная школа и ОПК - это завершающие штрихи к духовному воспитанию, даваемому в семье. Родители закладывают основы, далее эти знания профессионально корректируются. И только в этом случае ОПК и воскресная школа могут быть эффективны. Да и разве можно перевоспитать ребенка за один урок в неделю?
«Крещены, но не просвещены»- сказал Н. С. Лесков.
(Слайд 22) А не так давно Арвид Карлссон, ученый-нейрофармаколог из Швеции, лауреат Нобелевской премии по физиологии и медицине за 2000 год, заявил в интервью, что вера в Бога прописана у человека в генах, а быть верующим — естественная форма жизни человека. При этом стоит отметить, что себя он называет «человеком не религиозным, но имеющим открытый ум». Арвид Карлссон подчеркнул, что религиозный человек — это нормальный человек, а вот человек неверующий — это некая форма инвалидности, неспособности.
От того каким мы вырастим и воспитаем новое поколение зависит состояние и благополучие общества и государства.
В православном понимании педагог, учитель сам обязательно должен знать путь по которому собирается вести ученика. Поэтому хочется привести высказывания архиепископа Харьковского преосвященного Амвросия: «Стойте сами, как сказано у пророка пред лицом Божиим, будьте устами Божиими - тогда через ваше посредство сам Бог будет воспитателем детей, вам порученных».
Спасибо за внимание !