СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Роль летних заданий в изучении биологии

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

В публикации изложена система работы учителя по приобщению учащихся к исследовательской работе, развитию их творческих способностей; приводятся примеры организации работы по изучению редких и лекарственных растений окрестностей села, естественных растительных сообществ, наиболее характерных для своей местности, комнатных растений.

Просмотр содержимого документа
«Роль летних заданий в изучении биологии»

Министерство образования Саратовской области

Главная аттестационная комиссия

















Роль летних заданий

в изучении биологии







Творческая работа

претендента на высшую

квалификационную категорию

учителя биологии

сош с. Пылковка

Балаковского района

Власовой Любови Петровны










2007-2008

Развитие и образование ни одному человеку

не могут быть даны или сообщены. Всякий,

кто желает к ним приобщиться,

должен достигнуть этого

собственной деятельностью,

собственными силами,

собственным напряжением.

А. Дистервег



Введение.


В настоящее время всё большую общественную значимость приобретает творческий труд, а значит и творчески работающий человек. Задача школы: воспитать личность, способную действовать в новых, зачастую непредсказуемых условиях.

Вполне очевидно, что для этого необходимо сделать творческим обучение. Овладение опытом творческой деятельности развивает у школьников способности к самостоятельному переносу ранее усвоенных знаний и умений в новую проблемную ситуацию.

Биология – тот школьный курс, в котором имеются реальные возможности приобщить учащихся к исследовательской работе, развить их творческие способности.

Длительные наблюдения, эксперименты, самостоятельные учебные исследования должны стать неотъемлемой частью преподавания этого предмета.

Существенным фактором воспитания сельских школьников является непосредственное воздействие на них социальной природной среды. Сельские ребята близки к природе, многие из них уже в школе ориентированы на сельскохозяйственный труд. Их представления о сельскохозяйственном производстве более разнообразны и конкретны, чем у ребят городских, так как они повседневно наблюдают труд взрослых, сами работают на полях и огородах, ухаживают за домашними животными и т.д. Именно поэтому в сельской школе могут быть эффективно реализованы возможности биологии в развитии творческой деятельности школьников, их самостоятельности, активности, познавательного интереса как факторов, обеспечивающих личностно-общественное становление каждого растущего человека

Считаю, что немаловажную роль в этом играют летние задания, которые входят в программу по биологии и обязательны для всех учащихся.

Выполняя летние задания, учащиеся закрепляют на практике знания, полученные на уроках, осваивают методы научного исследования, учатся работать с книгой, готовятся к усвоению последующих тем курса биологии, изготавливают наглядные пособия, организуют и проводят выставки, участвуют в природоохранительной работе.

Особенно важно, что, проводя различные опыты, наблюдения и эксперименты, школьники входят в тесный контакт с живой природой, которая захватывает душу ребёнка, сохраняет её чистоту и чуткость.

Задания могут быть кратковременными и долговременными. Основное требование – они должны всемерно развивать самостоятельность, инициативу, творческую активность детей, их познавательный интерес. Этому способствует не столько повышение объёма самостоятельных работ учащихся, сколько придание всей деятельности школьников исследовательской направленности, использование проблемного подхода к изучению различных тем.

Основными способами организации деятельности учащихся являются: а)наблюдения над растениями и животными, изучение жизненных функций организма;

б)опытно-практическая работа на школьном участке;

в)изучение флоры местных фитоценозов методом наблюдения в природе; г)фенологические наблюдения;

д))изготовление наглядных пособий по различным разделам.

С учётом необходимости охраны природы минимальное количество заданий связано со сбором растений, в большинстве случаев учащиеся ведут наблюдения за ними, фотографируют.

Для наблюдений и исследований отбираю такие объекты и явления, которые наиболее типично и ярко отражают существенные стороны местных природных условий, доступны для систематических и регулярных наблюдений; могут быть использованы в учебном процессе для формирования и развития биологических понятий, логического мышления, познавательных интересов, совершенствования практических умений и навыков.

Глава I.

Планирование работы над летним заданием.

Ведение дневника.


В апреле ребята знакомятся с тематикой летних заданий, получают необходимые консультации по их выполнению.

Целесообразно, чтобы в исследовательской деятельности принимали участие разновозрастные группы детей, объединённые общей целью.

Небольшое число ребят в сельской школе даёт учителю возможность оказать эффективную помощь каждому из них: подобрать специальную литературу, показать основные приёмы работы.

Важный момент на данном этапе работы - придать исследовательской работе практическую направленность, связав её с потребностями учебного процесса, запросами села.

Цель исследования должна быть конкретной. Например, нельзя наблюдать за муравьями вообще, но можно выяснить какие виды муравьёв водятся в данной местности. Или постараться узнать, как муравьи находят дорогу к муравейнику: руководствуясь зрением или обонянием.

Следующее условие, которое необходимо соблюдать: задачи, поставленные в работе должны быть доступны. Есть вопросы, на которые дети не смогут ответить из-за недостатка знаний или отсутствия необходимого оборудования.

Указания к заданиям стараюсь давать так, чтобы они не регламентировали полностью действия ученика, а лишь направляли его деятельность в нужную сторону, помогали определить последовательность операций, оставляли простор для творчества, позволяли исследователю открыть «для себя» новые знания, факты или явления. Одно и то же задание (по конечному результату) можно использовать в работе с учащимися разного уровня подготовленности. Для этого разрабатываются и разные указания.

Ученики работают, как правило, самостоятельно, но при необходимости они могут обратиться за помощью к учителю, получить его консультацию.

Учу школьников точно фиксировать результаты наблюдений. Народная мудрость гласит: «Чтение делает человека знающим, беседа находчивым, а привычка записывать – точным». «В науке же действует непреложное правило: незарегистрированный факт равносилен его полному отсутствию».1 Любые наблюдения, результаты любых опытов должны быть оформлены письменно. Научиться правильно вести дневник необходимо каждому исследователю.

Основные требования к записям личных наблюдений – чёткость и ясность в описании. Совершенно недопустимо, к примеру, писать: «сегодня», «после завтрака», «много корма», «мелкая часть озера» и т.п. вместо точной даты и часа наблюдения, весовых или штучных показателей, данных глубины…

Чёткость и конкретность записей исследователя связаны с соблюдением его честности. Необходимо регистрировать факты только во время наблюдения, отмечать лишь то, в чём он убеждён, не выдавать кажущееся за реальность, своевременно этикетировать весь собранный материал. В то же время наблюдатель должен обязательно записывать все свои сомнения и предложения, искать их подтверждение или отрицание.

Основной задачей ученических исследований по биологии является

обучение школьников методам самостоятельного мышления. Стараюсь учить ребят не только фиксировать и анализировать отдельные факты или явления, но и находить связи между ними. Приведу конкретный пример.

Ученик ухаживает за растением, наблюдая за его развитием. В дневнике

он записывает даты и время посадки, полива, рыхления, указывает на

появление новых органов и признаков у растения. В определённый момент отмечает, что листья начинают желтеть, вянуть. Через некоторое время фиксируется запись: «Растение погибло». Вывод: опыт не удался.

1.Нинбург Е.А. Технология научного исследования.

Методические рекомендации. ГОУ «СПбГДТЮ», 2000 г.


Сделанные учеником записи не дают возможности выяснить причины гибели растения, поскольку не ясно, какая была использована почва для посадки, что собой представлял цветочный горшок, какая вода использовалась для полива. Совершенно не описаны условия необходимые для выращивания данного растения. Соблюдались ли они. Без этих сведений даже хороший специалист не сможет определить допущенную ошибку.

По мере накопления материала учащиеся обрабатывают его и осмысливают, работают с определителями, справочной литературой, доступными научными источниками.

На первом этапе обработки все цифровые данные сводятся в таблицу. При этом многое, незамеченное ранее, становится ясным. Далее определяют среднее значение показателей, вычисляют процентные соотношения, строят графики.

В конце всего исследования формулируют выводы. Их нужно писать сжато, без подробных доказательств и общих фраз. Основные выводы делаются от общих к более частным, от более значимых к менее значимым. В ряде случаев их можно пронумеровать.


Глава II.

Подведение итогов творческих работ.


Летние задания принимаются и оцениваются в начале учебного года.

Формы отчётности могут быть разными: сообщение на уроке, доклад на конференции, подготовка выставки, презентации, буклета, изготовление наглядного пособия и т.д.

Критерии оценки – правильно выполненные наблюдения, чёткое соблюдение требований к заданию, культура оформления работы.

Анализируя результаты проведённых исследований, готовясь к выступлениям, учащиеся осмысливают, систематизируют и обобщают приобретённые знания, развивают своё мышление.

В начале сентября провожу консультации. Рекомендую, как лучше подготовить выступление, какие графики, схемы, таблицы, рисунки или фотографии следует подготовить для демонстрации.

После доклада проходит его обсуждение. Выступающему задают вопросы, указывают на достоинства и недостатки.

Такое участие ребят в исследовательской работе помогает им шагать от открытого к неизвестному, изведать ни с чем не сравнимую радость познания, радость творческого труда.

Собранный материал оформляется в виде альбомов, стендов, наглядных пособий. Всё это используется затем в качестве иллюстраций при изучении нового материала на уроках, внося в них разнообразие и оживление.

Данные наблюдений и исследований используются так же и во внеклассной работе. Учащиеся проводят беседы для младших школьников и родителей, экскурсии, организуют выставки, праздники и др.

Глава III.

Примеры организации работы над некоторыми заданиями.


Систему, биоразнообразие и эволюцию живой природы целесообразно изучать на основе краеведческого подхода. Такой подход даёт более глубокое представление о природных сообществах родного края, явлениях и процессах, происходящих в биосфере, создаёт условия для понимания учащимися проблемы сохранения биологического разнообразия родного края, способствует развитию биолого-экологического мышления школьников, показывая зависимость многих современных процессов в биосфере от взаимодействия общества и природы на конкретной территории.

А также имеет патриотическую направленность, способствует воспитанию любви к малой Родине, учит детей чувствовать красоту природы.

Важно вовлекать учащихся в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды местного значения.

В качестве примера расскажу о том, как была организована работа над некоторыми заданиями.

Учащимся 9-11 классов была предложена работа над созданием Красной книги с. Пылковка.

Её цель – формирование нравственно-эстетического отношения к природе.

Перед ребятами была поставлена задача: выяснить, какие виды растений и животных нуждаются в охране и почему.

Работа началась со знакомства с нормативно-правовыми документами по охране природы, с охраняемыми растениями и животными России и Саратовской области.

Затем выясняли, какие из растений и животных, занесённых в Красную книгу Саратовской области, обитают в окрестностях с. Пылковка, каково их нынешнее состояние, места обитания, особенности размножения, численность, какие меры охраны следует предпринять.

Школьниками так же были выявлены виды растений и животных, не являющихся пока редкими, но которые в связи с их особенностями (например, декоративностью, лекарственными свойствами и т.д.) активно используются населением и находятся под угрозой истребления.

Статус «краснокнижных» видов указывался на основании литературных данных – системы из пяти категорий.1

0 ( по видимому, исчезнувшие виды): виды, не встреченные в природе в течение ряда лет, но, возможно, просмотренные или уцелевшие в отдельных недоступных местах;

I (находящиеся под угрозой исчезновения): виды, подвергающиеся опасности вымирания . Их дальнейшее существование невозможно без специальных мер охраны;

1.Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Изучение биологического

разнообразия в сельской школе, ж. Биология в школе.2006 г. № 5

II (уязвимые виды): таксоны, которым в ближайшем будущем грозит перемещение в категорию I, если факторы, вызвавшие сокращение их численности, будут продолжать действовать. К категории «уязвимые» относятся виды, имеющие риск вымирания 10% и более в течение 100 лет;

III (редкие виды): таксоны, представленные небольшими популяциями, не находящиеся в настоящее время под угрозой и не являющиеся уязвимыми. Они лишь рискуют оказаться таковыми;

IY (виды с неопределённым статусом): таксоны, которые относятся к одной из предыдущих категорий, но достаточных сведений об их состоянии в настоящее время нет.

Объекты фотографировались, на каждый был составлен паспорт, местоположение объекта было нанесено на карту-схему.

В процессе исследования ребята работали с определителями, дополнительной литературой, из которой они почерпнули сведения о биологических особенностях выявленных объектов и природного ландшафта. Помощь в обследовании окрестностей села школьникам оказали их родители.

Результаты работы ребята представили в виде таблицы.


Характеристика «краснокнижных» видов.


Вид

Категория

редкости

Семейство

Тип

Раститель

-ности

Обилие

Факторы угрозы

Iris pumila L.

Ирис низкий

II

Iridaceae

Ирисовые

Степь

редко

Выпас, сбор как декоратив-ного растения

Adonis wolgensis Stev.

Адонис волжский

II

Ranunculaceae

Лютиковые

Степь

редко

Сбор как декоратив-ного, лекар-ственного растения


Под руководством учителя по результатам исследований была начата работа по оформлению Красной книги с. Пылковка. (Приложение 1)

Первый раздел книги отражает правовую сторону охраны окружающей среды. В этом разделе содержаться извлечения из нормативно-правовых документов, касающиеся охраны и рационального использования окружающей среды.

Во втором разделе приводятся характеристики природного ландшафта. Они составлены на основе литературных источников, а также самостоятельных наблюдений учащихся в природе, иллюстрированы фотографиями.

В третьем разделе отражены результаты практической работы школьников по выявлению, изучению, инвентаризации, защите природных объектов.

В заключительном, четвёртом разделе – задачи дальнейшей природоохранительной работы учащихся.

Работа только начата, в последующие годы в ней примут участие многие учащиеся.

Своими выводами и предложениями ребята поделились со школьной общественностью. В рамках недели биологии ребята выступили с сообщениями о редких растениях и животных окрестностей нашего села перед младшими школьниками, рассказали о том, что может сделать каждый из них для сохранения видового многообразия родного края. С таким же сообщением они планируют выступить на одном из родительских собраний.

Учащиеся 7-8 классов работали над темой «Лекарственные растения окрестностей села».

Изучение разнообразия лекарственных трав способствовало повышению общеботанической грамотности исследователей. Школьники учились различать виды растений, узнали, как они используются в медицине, получили практические навыки по заготовке лекарственного сырья.

Цель исследования – составление списка лекарственных растений в окрестностях села и выявление растений, которые можно заготавливать.

Задачи исследования:

  • Выявить виды лекарственных растений;

  • Составить гербарий;

  • Установить экологическую приуроченность видов

  • Дать биологическую характеристику видов (жизненная форма, время цветения, способ опыления и распространения плодов);

  • Определить, какие виды можно заготавливать;

  • По данным литературы описать лекарственное значение каждого выявленного вида.

Исследование выполнялось маршрутным методом. Маршруты охватили всю территорию окрестностей села и все основные места обитания растений. И здесь на помощь пришли родители.

Количественный учёт запасов растений – достаточно сложное дело. Поэтому школьникам было предложено глазомерно разделить все виды растений на три группы: встречаются часто и обильно; умеренно часто; встречаются редко. Заготавливать можно только виды двух первых групп.

При планировании работы над летним заданием особо обращала внимание ребят на правильность определения видов растений, так как ошибки здесь не допустимы.

По результатам исследований учащиеся составили план обследованной территории и показали на нём места произрастания видов, которые можно заготавливать.

Каждый вид лекарственных растений характеризовался отдельно.

Полученные сведения оформлялись в таблице.


Экологическая и ресурсная характеристика видов лекарственных растений.


Вид

Семейс-

тво

Жизнен

ная форма

Местообитание

Обилие

Используемые органы

Примене

ние

Arctium Lapra L

Лопух большой


Asteraceae

астровые

Двулетнее травянис-

тое

Пустыри

Обильно

Корни и листья

Противо-

воспали-

тельное средство, усиливает рост волос

Sanguisorba officinalis L.

Кровохлёб-ка лекарствен-ная

Rosaceae

Розоцвет-

ные

Многолет-нее травянис-тое

Заливные луга

Обильно

Побег и корень

Кровоостанавливую-щее, противо-

воспали

тельное


Был составлен гербарий лекарственных растений. (Приложение 2)

По итогам выполненной работы была проведена конференция.

В своих выступлениях ребята рассказали о правильной заготовке лекарственного сырья, о запрете на использование малообильных видов. Подчеркнули, что нельзя заготавливать лекарственное сырьё в загрязнённых местах обитания (вблизи дорог, промышленных предприятий и т.д.). При использовании лекарственных трав для лечения надо посоветоваться с врачом.

Пятиклассники изучали комнатные растения кабинета биологии, так как именно им предстояло о них заботиться.

Цель данной работы – изучение комнатных растений, их приспособленности к абиотическим факторам.

В процессе выполнения задания ребята решали следующие задачи:

  • провести инвентаризацию комнатных растений кабинета биологии;

  • собрать информацию о каждом виде;

  • составить альбом-каталог описаний видов комнатных растений;

  • пополнить коллекцию комнатных растений кабинета биологии новыми экспонатами.

Работа началась с инвентаризации растений кабинета биологии. Было определено каждое из них. Ребята работали с определителями. Так как они делали это впервые, то естественно испытывали определённые затруднения. Поэтому на данном этапе работы им приходилось часто консультироваться с учителем.

В итоге были составлены подробные инвентарные списки.

После инвентаризации растений начался сбор информации о каждом виде. Об условиях произрастания растений на родине школьники узнавали из научной, научно-популярной, художественной литературы. Эти знания помогают детям при выращивании и уходе за растениями.

Ухаживая за живым организмом, ребята учатся делать выводы и принимать решения: растение угнетено – необходима подкормка; листья бледно-зелёные, побеги вытянувшиеся – надо усилить освещение; растение повреждено вредителями – следует принять соответствующие меры.

Данное задание способствовало формированию навыков наблюдения. Наблюдение позволяет ученику сделать правильное описание морфологических признаков растения и на основе этого выявить приспособленность его к факторам окружающей среды.

Собранные материалы были отпечатаны, проиллюстрированы, вложены в файлы. Сброшюрованные файлы составили альбом-каталог описаний видов комнатных растений. (Приложение 3)

За летний период дети вырастили новые растения, которые пополнили коллекцию кабинета. О них так же была собрана и оформлена информация.

Формированию духовного мира, любви к родной природе способствовала работа над темой «Характерные растительные сообщества родного края».

Чувство любви к родной природе сравнимо только с любовью к матери и отцу. Поэтому Родину, имея в виду её природно-исторический облик, называют Отчизной, Отечеством.

Любовь к Родине – это и есть проявление патриотизма. Любовь к Родине нераздельна с красотой родной природы. В связи с этим, когда мы говорим «Родина», то перед нами предстают картины родной природы, и, прежде всего, – красота той местности, где человек родился и вырос, где прошли его детские и юношеские годы. Любовь к Родине священна. У каждого человека нет ничего выше и сильнее этого чувства. Эстетические чувства рождают сопереживание и соприкасаются с чувствами доброты и сострадания, бескорыстного желания помочь и сохранить живое.

Шестиклассникам было дано задание:

  • выявить наиболее характерные для нашей местности естественные растительные сообщества;

  • определить степень влияния человека на биоценозы (выпас, сенокошение, распашка в прошлом, заготовка растительного сырья и т.д.)

  • Сформулировать рекомендации по рациональному использованию каждого сообщества в целях его восстановления и сохранения.

  • Оформить альбом

В альбом «Край родной, навек любимый» вошли фотографии, в которых ребята запечатлели наиболее им понравившиеся картины родной природы. К каждой прилагалось небольшое сочинение, в котором они выразили своё отношение к природе родного края. (Приложение 4)


Заключение.


Летние задания органически вливаются в содержание образования, которое объединяет знания, способы деятельности, опыт творческой деятельности, опыт эмоционально-ценностного отношения.

Под знаниями понимается информация, которая превращается в процессе обучения в знания.1

Усвоение способов деятельности формирует у школьников навыки и умения. Овладение опытом творческой деятельности развивает у школьников

способности к самостоятельному переносу ранее усвоенных знаний и умений в новую проблемную ситуацию.

Однако можно знать, уметь, быть готовым творить, но не стремиться к применению своих знаний на практике. Чтобы их применить, да ещё творчески, необходимо хотеть, т.е. испытывать потребность в такой деятельности. Эту потребность, её развитие и обеспечивает четвёртый компонент образования – опыт эмоционально-ценностного отношения.

Таким образом, чтобы сформировать у ребёнка желаемое отношение к миру необходимо целенаправленно развивать в процессе обучения опыт эмоционально-ценностного отношения к деятельности.2. Все компоненты содержания образования взаимосвязаны и взаимообусловлены в своём развитии. Подлинное, глубокое усвоение учебного материала учащимися достигается на уровне творческого применения основных знаний и умений при эмоционально-целостном к ним отношении.

Летние задания пробуждают познавательный интерес учащихся к биологии, развивают их ответственность и самостоятельность, а также дают возможность углубленно изучать темы различных разделов. Специально организованная индивидуальная работа детей формирует у них один из важнейших компонентов содержания образования – опыт эмоционально-целостного отношения.

1.Иванова Т.В. Сельская малокомплектная школа: занятия вне урока,

ж. Биология в школе.1992 г. № 3-4

2.Лернер И.Я. Зачем учителю дидактика, ж. Биология в школе. 1988 г. № 1

Список литературы.


1 Береснёва Л.А. Музей комнатных растений, ж. Биология в школе.

2006 г. № 4

2 Державина Т.Б., Братерская В.И. Летние задания (из опыта работы), ж. Биология в школе.. 1988 г. № 2

3 Добрецова Н.В. Как приобщить школьников к исследовательской деятельности, ж. Биология в школе. 1991 г. № 4

4 Дмитриева Н.В., Крестьянинов В.Ю. Биологическое краеведение. Программа для 7 класса общеобразовательных школ.

5 Зверев И.Д., МягковаА.Н. Общая методика преподавания биологии, М. Просвещение, 1985 г.

6 Иванова Т.В. Сельская малокомплектная школа: занятия вне урока,

ж. Биология в школе.1992 г. № 3-4

7 Кузенкова Л.Я. Школьная Красная тетрадь природы, ж. Биология в школе. 1988 г. № 3

8 Лернер И.Я. Зачем учителю дидактика, ж. Биология в школе.

1988 г. № 1

9 Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Изучение биологического разнообразия в сельской школе, ж. Биология в школе 2006 г. № 3-5

10 Нинбург Е.А. Технология научного исследования. Методические рекомендации. ГОУ «СПбГДТЮ», 2000 г


15