СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Роль местоимений в речи

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Роль местоимений в речи»

Класс: 4.

ОС: «Школа России».

Тема: Роль местоимений в речи.

Цель: овладеть знаниями о роли местоимений в речи.

Планируемые результаты:

1. Предметные: умеет распознавать местоимения среди других частей речи; знает роль местоимений в речи; умеет распознавать местоимения в тексте, правильно употреблять их.

2. Метапредметные: умеет работать самостоятельно; способен высказывать собственное мнение; умеет работать с учебником, информацией; умеет самостоятельно организовывать свое рабочее место; умеет осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; умеет слушать и понимать речь учителя и одноклассников; умеет делать выводы; демонстрирует умение определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; владеет диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

3. Личностные: проявляет положительное отношение к учению; демонстрирует сознательность в обучении; проявляет интерес к изучению темы урока.

Образовательные ресурсы: учебник «Русский язык» (4 класс, 2 часть)

В.П. Канакиной, В.Г. Горецского («Школа России»), интеллект-карты.


Ход урока

Этап урока


Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формы организации учебной деятельности

I Целеполагание к деятельности

- Здравствуйте, ребята!

- Соприкасаемся пальчиками
с соседом по парте и говорим:

желаю (большой)

успеха (указательный)

большого (средний)

во всем (безымянный)

и везде (мизинец).

Здравствуй (вся ладонь).

- Проверим готовность к уроку.

- Здравствуйте!

Выполняют.








Подготавливают рабочее место.

Фронтальная

II Актуализация знаний


- Откройте тетради, запишите число и классная работа.

- Ребята, у вас на столах лежат тесты. Я прошу вас сейчас их выполнить, когда закончите, передайте на проверку своему соседу по парте. Не забудьте их подписать.

Проведение тестирования.

1. Местоимение:

а) это слово;

б) часть речи;

в) член предложения.

2. Местоимение:

а) отвечает на вопросы существительных;

б) глаголов;

в) нельзя задать вопрос.

3. Местоимение:

а) обозначает предмет;

б) признак предмета;

в) указывает на предмет.

4. Укажите местоимение:

а) ель;

б) ем;

в) ты.

5.Найдите слова, которые не являются местоимениями:

а) ты, мы;

б) она, он;

в) но, если.

6. Укажите предложение, в котором подлежащее выражено местоимением.

а) Из леса доносилось пение птиц.

б) Ранним утром мы отправились на рыбалку.

в) К нам в гости пришли бабушка и дедушка.

7. Местоимения 3-го лица единственного числа…

а) всегда пишутся с большой буквы;

б) изменяются по родам;

в) не изменяются по родам.

Оценки:

«5» - без ошибок,

«4» - 1 ошибка,

«3» - 2 ошибки и более.

- Если все сделали и проверили, то сдайте тесты.

Записывают.

Выполняют задание.





































Сдают работы.

Фронтальная

Индивидуальная

III Постановка темы, цели урока

Словарная работа

- Вашим домашним заданием было: повторить словарные слова.

На доске написаны словарные слова.

Пл…ток Д…рога М…локо

В…кзал Г …зета Ж…лезо

К…смос Р…кета Обл…ко

Ог...род Р…машка Пут…шествие

С..лют П..беда М…тро

(он, мой) (она, моя) (оно, моё)

- Давайте вместе восстановим слова. Какой частью речи являются?

- Теперь правильно их запишите в тетради в 3 столбика.

Проверяет правильное написание слов.

- Ребята, скажите, а по каким признакам я сгруппировала слова?

- Как вы узнали?

Записывает эти местоимения под столбиками.

- Слова он, она, оно – это слова какой части речи?

- Кто сформулирует тему урока?

- Итак, тему урока вы можете прочитать на интерактивной доске: «Роль местоимений в речи».

- Как вы думаете, какую цель поставим?

- Молодцы!



Читают слова.







- Существительными.

Записывают.

Читают слова.

- По родам.

- Задали вопрос. Подставили местоимения (мой, он, она, мое и т.п.).

- Местоимения.

Предполагают.

Читают тему.


- Узнать ,какую роль выполняют местоимения в речи.

Фронтальная

Индивидуальная

IV Открытие новых знаний

- В русском языке много местоимений. Сегодня мы вспомним личные местоимения. Это самая распространённая группа местоимений. Всего их восемь.

- Вы их помните?

- Давайте вспомним их и заполним карточку, лежащую перед вами.

- Чтобы заполнить карточку, нужно немного больше информации.

- Поэтому сейчас я буду вам задавать вопросы, а вы – отвечать. И делать записи в карточке.


- Какое местоимение вы употребите, говоря о себе, указывая на себя? (спрашивает некоторых обучающихся).

- Куда запишем это местоимение?

- Если вы говорите от лица группы людей, какое местоимение нужно использовать? (спрашивает некоторых обучающихся).

- Куда запишем это местоимение?

- Если необходимо обратиться к собеседнику (или собеседникам), какие местоимения нужно употребить? (спрашивает некоторых обучающихся).

- Куда запишем эти местоимения?

- Когда нужно употребить местоимение Вы, обращаясь к одному лицу?

- Совершенно верно! Это форма вежливого обращения.

- Куда запишем это местоимение?

- Если говорят о человеке, который в данный момент отсутствует, какие местоимения употребим? (спрашивает некоторых обучающихся).

- Куда запишем эти местоимения?

- Если это группа лиц? (спрашивает некоторых обучающихся).

- Куда запишем это местоимение?

- Какого еще местоимения не хватает?

- Конечно. Молодцы!

- Куда его запишем?

- Прекрасная работа, ребята! Умницы.

- Эта великолепная восьмёрка перед вами. Переверните карточки.

На обратной стороне есть стих, который поможет детям лучше запомнить личные местоимения.

- Я и мы, ты и Вы (вы),

Он, она, оно, они –

Все слова отличные,

Важные и личные

Это без сомнения

Все местоимения.

_ этот небольшой стих поможет вам быстро запомнить все личные местоимения.

- Давайте проверим, как вы заполнили таблицу. Проверьте себя на, открыв учебник на стр. 54.

Раздает тексты. Читает текст.

- Живёт в лесу дятел. Спинка у дятла чёрная, крылья пёстрые, шапочка красная. Бежит дятел вверх, клювом по коре стучит. Нашёл дятел в лесу корявое дерево и стал туда шишки таскать. Засунет дятел шишку в трещину и семена выбирает.

- О какой птице идет речь?

- Всё ли понравилось в тексте? Удачно ли построены эти предложения в тексте?

- К какой части речи относится слово дятел?

- Каким словом можно его заменить?

- Замените слово «дятел» местоимением «он», чтобы предложения в тексте были построены правильно.

- Как закончите, поднимите руки.

- Прочитайте полученный текст.

- Для чего вы существительные заменили местоимением?

- Правильно, чтобы не повторять несколько раз существительные в тексте их заменяют местоимениями.

- Какой вывод сделаем?

- Да. Молодцы!

- Значит каким членом предложения могут быть личные местоимения?

- Совершенно верно.

- Оно о себе такого мнения:

Огромна роль местоимения!

Оно отдается делу сполна:

Местоимение заменяет имена!

- Давайте немного отдохнем.




Отвечают.

Карточка:

Лицо

Ед. число

Мн. число

1-е

я

мы

2-е

ты (Вы)

вы

3-е

он, она, оно

они

- Я.


Отвечают.

- Мы.


Отвечают.

- Ты, вы.



Отвечают.

- Если это взрослый человек, незнакомый, старший по возрасту.


Отвечают.

- Она, он.



Отвечают.

- Они.

Отвечают.

- Оно.


Отвечают.





Слушают учителя.








Проверяют.







- Дятел.

- Нет.


- Существительное.

- Он.


Выполняют задания.



- Чтобы одно слово в тексте не повторялось каждый раз.


- Что роль местоимений – замена имен существительных.

- Подлежащим.



Слушают.

Фронтальная


V Первичное закрепление (с проговарива -нием во внешней речи)

Физкультминутка

- Я иду, и ты идёшь.


- Раз, два, три.


- Я пою, и ты поёшь.


- Раз, два, три.


- Мы идём, и мы поём.


- Раз, два, три.


- Очень дружно мы живём.

Работа по учебнику

- Давайте вместе, опираясь на таблицу с личными местоимениями, выполним упражнение 114 на странице 54.

- Я предлагаю выполнить это задание устно.












- Прочитайте задание, пожалуйста. Что требуется сделать?

- Опираясь на карточку, (имя ученика), вставь местоимение.


- Прочитай предложение полностью, чтобы понять, какое подходит.

- Молодец. Продолжай, (имя обучающегося), пожалуйста.

Продолжают аналогично.

- Теперь посмотрите упр. 116. Давайте выполним его письменно.

- Что требуется сделать?

- Давайте читать по одному предложению.

- (Имя ученика), начни, пожалуйста.

Задание выполняется аналогично: обучающиеся читают предложения и вставляют местоимение, а учитель помогает при необходимости.


Шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей.

Хлопают в ладоши внизу, на уровне груди, над головой.

Шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей.

Хлопают в ладоши внизу, на уровне груди, над головой.

Шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей.

Хлопают в ладоши внизу, на уровне груди, над головой.

Ладонь в кулак, большой палец вверх.


Читают упражнение.


Читают задание.

- Местоимение второго лица единственного числа – это ты или Вы.

- Бабушка, ты тоже маленькой была?



Записывают упр. «Жужжащее чтение».

Фронтальная



VI Самостоя -тельная работа

Раздает задания.

- Ребята, посмотрите задания, которые я вам раздала.

- Возникли ли у вас вопросы?

- Выполните задания. Как будете готовы – поднимите руки.

Задание для 1 варианта (сложный):

Замените местоимениями существительные по смыслу. Подчеркните грамматическую основу в предложениях.

Оля выбежала на улицу. Там лил дождь. Оля забыла зонтик дома. Оля (она) побежала домой за зонтиком. Зонтик Оли был очень красивый. Оле (ей) нравился этот зонт.

Задание для 2 варианта (средний):

Замените местоимениями существительные по смыслу. Подчеркните грамматическую основу в предложениях.

Мурка очень пушистая и ленивая кошка. Мурка (она) любит лежать на подоконнике и наблюдать за птицами. Мама любит Мурку (ее). Мама (она) любит гладить Мурку. И тогда Мурка (она) быстро засыпает.

Задание для 3 варианта (легкий):

Замените местоимениями существительные по смыслу. Подчеркните грамматическую основу в предложениях.

У нас в доме был ежик. Ежик (он) был очень маленький. Когда ежика гладили, ежик (он) прижимал к себе колючки. Мы очень полюбили ежика.

Ставит оценки первым пяти детям, которые подняли руку.

- Давайте проверим, что у вас получилось.


Читают задания.

Спрашивают по необходимости.


Выполняют задания.




















Читают тексты, отмечая грамматическую основу.

Фронтальная

Индивидуальная

VII Включение в систему знаний и повторение

- Ребята, перед вами слова, запишите их в тетрадь.

Демонстрирует слова на интерактивной доске.

В каждом слове спряталось местоимение, найдите его и подчеркните. Определите, какое это местоимение (какого лица, числа).

Человек

АллеЯ

ФамилиЯ

Шофер

ВорОНА

ТелефОН

Народ

Сирень

Солома

БогаТЫрь

ШирМЫ

ПриветлиВЫй

Путешествие

- Прочитайте, что у вас получилось.





- Что объединяет все слова, которые вы написали?

- Умницы!






Записывают слова.












- Я – ед. число, 1 лицо.

- Она – ед. число, 3 лицо.

- Он – ед. число, 3 лицо.

- Ты – ед. число, 2 лицо.

- Мы – мн. число, 1 лицо.

- Вы – мн. число (или ед. ч.), 2 лицо.

- Это словарные слова.

Индивидуальная

Фронтальная


VIII Рефлексия деятельности

- Достигли ли мы цель урока?

- Когда можно применять полученные знания?

- Что вам понравилось сегодня?

- А сейчас я буду говорить высказывание, если вы думаете, что оно про вас, поднимите вашу карточку «Личные местоимения».

- Мне понравилась тема, которую мы изучаем, и я все понимаю.

- Мне непонятна тема, но интересна.

- Мне непонятна и неинтересна тема.

- Мне понятна тема, но не интересна.






Поднимают карточки .

Фронтальная

IX Домашнее задание

- Послушайте домашнее задание. Упражнение 113 на стр. 54.

Слушают.

Фронтальная