«Роль методической службы в условиях реализации ФГОС»
Районное методическое объединение учителей иностранного языка Дергачевского района»
Куприна С.В., руководитель РМО учителей иностранного языка Дергачевского района.
На современном этапе в образовании возросла потребность в педагоге, способном обновлять содержание своей деятельности посредством критического, творческого её освоения, применения достижений науки и педагогического опыта. Для решения этой задачи существует немало средств, одно из них – повышение квалификации и компетентности преподавателей. Самой распространенной формой повышения квалификации учителей является деятельность методического объединения учителей.
Работа районного объединения учителей иностранного языка направлена на совершенствование форм организации учебно-воспитательного процесса, достижения его качества и профессионального роста педагогических работников.
Методическая тема, над которой работает методическое объединение учителей иностранного языка «Развитие детской одаренности средствами иностранного языка и повышение профессионализма учителя как условие повышения качества образования на этапе освоения стандартов второго поколения»
Цель и задачи, поставленные методобъединением, согласовывались с методической темой района.
Цель: Повышение профессиональной компетенции учителей в области содержания предмета и методики преподавания иностранного языка в условиях внедрения ФГОС и развитие творческого потенциала участников образовательного процесса
Задачи:
Освоение новых форм, методов и применения инновационных технологий для обучения иностранному языку в условиях введения ФГОС.
Достижение оптимального уровня профессиональной компетентности учителя путем обмена опытом, участия в семинарах, конференциях и прохождения курсов повышения квалификации
Повышение эффективности методического сопровождения работы с одаренными и высокомотивированными к учебе обучающимися.
Кадровый состав МО
В работе МО принимают участие 21 педагог
1 педагог- Отличник народного образования
4 педагога- Почетные работники общего образования РФ
3 педагога награждены грамотами Министерства науки и образования.
Приоритетные направления работы МО
-создание условий для профессионального роста и повышения уровня
профессиональной компетенции учителей в условиях модернизации школьного
- изучение нормативной документации и методических рекомендаций по предмету;
- освоение нового содержания и технологий педагогической деятельности по предмету;
- изучение, обобщение и распространение педагогического опыта;
- инновационно- экспериментальное;
- организация работы с одаренными детьми, содействие развитию их интересов и способностей.
Формы работы:
Творческие лаборатории, заседания, круглые столы, дискуссии, открытые учебные занятия, практические семинары, мастер-классы, , фестивали.
Приоритетными в деятельности МО являются: опора на достижения педагогической науки, положительный опыт работы учителей, учет результатов образовательного процесса и отработка новых технологий обучения на практике. Основополагающим моментом в организации работы МО является планирование, исходный пункт которого – анализ работы.
Хочется отметить, что за последние 3 года повысили квалификацию через прохождение курсовой подготовки, участие в учебных семинарах 86% педагогов.
Педагоги активно осваивают и применяют в работе современные образовательные технологии: интерактивные, метод проекта, здоровьесберегающие, проблемное обучение, ИКТ-технологии, технологию педагогического общения, творческого мышления, инклюзивного обучения.
Бакаева И.И., Косарева Е. М., Куприна С.В., Абдрашитова И. А. активно используют в своей работе дистанционное обучение, а также создали и апробировали собственные дистанционные курсы. Куприна С.В. стала победителем областного профессионального конкурса дистанционных курсов «Доступное образование».
Педагоги МО активно участвуют в профессиональных конкурсах, конференциях, фестивалях. Косарева Е.М.является Лауреатом Международного творческого конкурса: «Интербриг», Яковенко Е.А.участвовала в Дистанционном конкурсе предметных недель, Куприна С.В. ,Абдрашитова И.А., Круглова О.В. стали призерами Муниципального конкурса «Учитель года, Александрова -финалистом конкурса «Сердце отдаю детям». Абдрашитова И.А. является неоднократным призером конкурса «Методическая шкатулка», Хворова М.А.- победитель конкурса «Педагогический дебют».
Педагоги МО активно обобщают и распространяют свой опыт через открытые уроки, мастер-классы, выступления на семинарах, педсоветах, конференциях, публикацию методических разработок на профессиональных порталах: Современный Учительский портал, nsportal, Про Школу, 1 сентября.
Одним из самых важных направлений МО учителей иностранного языка является работа с одаренными детьми. Систему работы с одаренными детьми по иностранному языку можно разделить на три части:
1) урочная деятельность - инновационные уроки: уроки с ИКТ, проекты, круглый стол, экскурсия, пресс-конференция, ролевая игра, интегрированные уроки;
2) внеклассная работа: предметные олимпиады, предметные недели, спецкурсы, фестивали, научно-исследовательская работа, консультации, творческие домашние задания;
3) система дополнительного образования – дистанционные олимпиады, дистанционные курсы, самостоятельная работа учащихся
Работая в малых группах, можно максимально реализовать дифференциацию обучения, индивидуальный подход, применяя разные методы работы: наблюдение, эксперимент, используя ИКТ. Это позволяет учесть различные потребности и возможности одаренных детей. Сфера использования ИКТ технологий очень разнообразна:
- извлечение необходимой языковой информации ,
- знакомство с реалиями современной жизни англоязычных и немецкоязычных стран;
; - участие в телекоммуникационных проектах;
- участие в он-лайн тестах и олимпиадах.
Результатом целенаправленной работы педагогов МО стало участие и победа учащихся района в различных конкурсах и олимпиадах по немецкому и английскому языкам. Это и Всероссийская олимпиада школьников, Дистанционные олимпиады по английскому языку, конкурсы и олимпиады «Снейл», игровые конкурсы «Британский Бульдог», Международный проект videouroki.net., . Международный конкурс «Я энциклопедиЯ», Муниципальный этап областной научной конференции «Инициатива молодых»,.Международная дистанционная предметная олимпиада по немецкому языку Dolphin, и многие др. Одной из эффективных форм работы с одаренными детьми является участие в предметных неделях, в которых задействованы учащиеся как начальной школы так и среднего и старшего звена. Формы проведения недели разнообразны. Для младших -это игровые формы, для среднего звена-всевозможные конкурсы и проекты. Для старших классов – участие в тематических конференциях.
Важным фактором, влияющим на развитие одаренных учащихся и на выявления скрытых одаренностей и способностей, является система внеклассной воспитательной работы. Основой формирования такой системы является «погружение в культуру»., которое происходит через участие в дистанционных проектах, которые организуют и проводят педагоги МО в блоге «ЛингваЛэнд» [http://schoolderg14.blogspot.ru/] Это "О, спорт, ты-мир!", «Снова в школу», « Литература стран изучаемого языка», «Киносерпантин»
Традицией МО стало организация и проведение ежегодных фестивалей иностранного языка. Это хорошая возможность показать не только знание языка , культуры народов изучаемого языка, но и продемонстрировать свои творческие возможности в различных направлениях: в пении, в драмматиации, в выразительном чтении, в рисовании, создании уникальных творческих работ. Тематика различная. Это и «Традиционная кухня стран изучаемого языка», музыкальный фестиваль «Мир вокруг нас», «Волшебный мир литературы», фестиваль посвященный XXII Олимпийским играм в Сочи., «Киносерпантин». В результате большой , целенаправленной работы у обучающихся формируются и развиваются необходимые универсальные учебные действия и специальные учебные умения,
Следует отметить , что постоянное методическое взаимодействие учителей-предметников способствует обучению кадров, ориентирует педагогов на достижение высоких результатов в учебно-воспитательной и инновационной деятельности, помогает выработке единых ценностных ориентиров, способствует профессиональному самосохранению учителя, помогает ему в дальнейшем преодолеть возможное отставание и не допустить расхождения между требуемым и достигнутым уровнями учебно-воспитательного процесса.