СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Роль медиатеки в деятельности современного учителя

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

В докладе представлена система работы учителя по использованию ИКТ в урочной деятельности. Доклад издан в Сборнике методических материалов педагогической конференции 2009 г. "Развитие системы образования Б-Улуйского района и создание условий в ОУ района для реализации Национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" и работы "круглых столов".

Просмотр содержимого документа
«Роль медиатеки в деятельности современного учителя»



Роль медиатеки в деятельности современного учителя

(Секция: Система работы учителя по использованию ИКТ в урочной деятельности)



Казакова Жанна Васильевна

МКОУ «Бычковская СОШ»



Внедрение передовых технологий в учебный процесс на сегодняшний день является актуальным.

Как педагоги, мы не можем не задумываться над тем, что ожидает наших учеников. Мы знаем, что будущее потребует от них огромного запаса знаний в области современных технологий. Но подготовка молодёжи к будущему заключается не только в плане «готовности работать». Ученики должны освоить новые жизненно необходимые навыки в связи с тем, что современные технологии всё глубже проникают в нашу жизнь. В мире, который становится всё более зависимым от информационных технологий, школьники и учителя должны быть знакомы с ними.

Согласно социологическим исследованиям, только один из пяти педагогов чувствует себя «хорошо подготовленным» к использованию компьютера в преподавании своего предмета, а четверо из десяти сообщили, что их ученики вообще не используют компьютер в течение учебной недели.

Мной рассмотрен вопрос, как технологии могут быть эффективно использованы для повышения качества обучения школьников, и представлена Вашему вниманию презентация по теме «Роль медиатеки в деятельности современного учителя». Это тема будет рассмотрена на примере медиатеки МХК.

Медиатека – это библиотечное подразделение нового типа, которое предлагает возможность использования ресурсов новейших технологий.

Медиатека учителя – это электронные продукты по предмету, которые содержат необходимые наглядные и дополнительные материалы для проведения уроков и подготовки к ним, для самоподготовки школьников, оформления докладов и рефератов и многого другого: электронные учебники, справочники, словари, энциклопедии, видео- и аудиоматериалы и т.д.

Медиатека является центром хранения информации, необходимой для организации образовательного процесса.

Медиатека создаётся для:

  • внедрения и пропаганды передового педагогического опыта и инноваций в области образования.

  • внедрения новых ИТ в образовательный процесс.

Главная цель использования медиатеки в моей системе – это повышение эффективности урока, и, как следствие, повышение качества образования.

Задачи.

1.Формирование устойчивой мотивации к обучению через внедрение в учебный процесс современных технологий.

2.Выработка у учащихся навыка самостоятельного поиска информации в разных источниках и систематизация её для удобства дальнейшего использования.

3.Расширение возможности самостоятельной деятельности учащихся на уроке и во внеурочной деятельности.

Урок – это такое многообразное явление, в рамках которого могут существовать элементы самых разнообразных технологий, методов и приёмов.

Использование медиатеки учителя даёт возможность внедрять в образовательный процесс инновационные методы и технологии.

Инновационные технологии, которые я использую в образовательном процессе:

  1. Личностно – ориентированный метод обучения.

  2. Метод проектов (проблемный подход).

  3. Здоровьесберегающие технологии.

Новые мультимедийные технологии дают высокий эффект при использовании различных методических приёмов и форм обучения.

Эффективность усвоения учебной информации во многом определяется применяемыми методами.

Психолого-педагогическая основа использования медиатеки.

Перед Вами пирамида познания (по Джону Мартину). В результате исследований он проследил взаимосвязь методов обучения с усвоением учебной информации.

Эффективность усвоения материала при использовании следующих методов обучения:





Рисунок №1

Пирамида познания (по Дж. Мартину)

Использование на уроках видеометода, аудиометода в сочетании с практической деятельностью даёт повышение усвояемости учебного материала на уроке от 20% до 70%.

Умелое сочетание этих методов на уроке даёт следующий результат:

1.Равное распределение нагрузки на память учащихся и их мышление.

2.Управление познавательной деятельностью учащихся.

3.Смена видов деятельности, сочетание различных методов и приёмов обучения контролируют физическую и психологическую нагрузку, что позволяет разгрузить монотонность учебного процесса.

Целесообразность использования медиатеки учителя.

Использование ЦОРов на уроке не самоцель. Компьютеризация должна касаться только той части учебного предмета, где электронные возможности применять необходимо. Нельзя допускать перенасыщенности уроков техническим сопровождением, так как это способствует повышенной утомляемости учащихся. Очень важно, чтобы на уроке произошло взаимодействие, слияние, традиционных методов обучения с инновационными.

Несмотря на то, что без компьютерных технологий уже не может обойтись ни одна сфера жизнедеятельности человека, в современном обществе не востребован человек-компьютер. Одна из задач моей системы – воспитать учеников творчески мыслящими людьми, разносторонне развитыми, способными иметь собственное суждение. И медиатека выступает как одно из средств достижения этой цели.

Основные виды работ с медиатекой на уроке можно разделить на три группы:

1.Использование обучающих и познавательных программ на носителях (CD). Использование обучающих и познавательных программ на дисках – наиболее доступный способ использования компьютера как на уроках, так и во внеурочное время.

2.Создание программ (презентаций к уроку, наглядных материалов) самим учителем с дальнейшим применением на уроке при объяснении материала или при его обработке и проверке.

3.Создание электронных продуктов учащимися.

Мероприятия, проводимые с помощью медиатеки: уроки, интегрированные уроки, внеклассная работа по предмету – организация проектно-исследовательской (учебно-исследовательской) деятельности и самостоятельной исследовательской деятельности учащихся.

Медиатека как средство интеграции.

Рисунок №2

Интегративное взаимодействие

предметов общеобразовательного цикла

Цель интегрированных уроков – развивать умение учащихся переносить знания с одного учебного предмета на другой.





Структура медиатеки.

1.Папка учителя «Методические материалы». В папке хранятся программы, предоставляемые только учителю: тематическое и поурочное планирование, различные виды тестовых заданий, проверочных работ, олимпиад ит.п.

2.Папка «Ресурсы» имеет открытый доступ, позволяет эффективно использовать накопленный материал в учебно-воспитательном процессе. Учащиеся легко могут воспользоваться этим материалом самостоятельно как на уроке, так и в других видах деятельности: подготовке домашнего задания, учебно-исследовательских работ - рефератов, докладов, при создании проектов и т.п. Папка содержит: интернет-ресурсы (банк ссылок – это закладки сайтов, информационный банк – скопированная информация, т.к., согласно исследованиям, время существования сайта в среднем 1,5 года), электронные энциклопедии, списки аудио- и видеоматериалов, электронные продукты, создаваемые учащимися (проблемно-предметные презентации, исследовательские работы в форме докладов и рефератов, глоссарий - толковый словарь узкой тематической направленности, альбом МХК).

Показатели результативности.

1.Успеваемость.

2.Качество образования (повышение усвояемости учебного материала, умение применять полученные знания на практике, передача полученных знаний).

3.Также мною выявлены методом опроса учащихся «дополнительные» показатели результативности: возросший интерес к предмету, усиление концентрации внимания на уроке, улучшение восприятия материала на уроке.

Количество учащихся образовательного процесса, имеющих доступ к медиатеке.



Рисунок №3

Сравнительные

диаграммы

Проанализировав учебный процесс с использованием медиатеки учителя, мною сделаны следующие выводы:

1.Медиатека способствует резкому росту интереса учащихся к предмету, происходит усиление мотивации к обучению, особенно у слабоуспевающих учеников.

2.Использование ЦОРов обеспечивает наглядность. Медиатека – кладовая наглядного материала.

3.Привлечение большого количества дидактического материала ускоряет процесс обучения.

4.Увеличивается возможность самостоятельной деятельности учащихся на уроке и во внеурочной деятельности.

5.Использование накопленного потенциала медиатеки даёт большие возможности для самообразования как для учащихся, так и для учителя.

5