Брагин Владимир Викторович
учитель физического воспитания
МОУ ИРО Максимовская СОШ
Роль мониторинга развития скоростно-силовых способностей у
баскетболистов 13-16 лет в образовательном процессе Максимовской СОШ.
Здоровье субъектов образования и качество образования тесно взаимосвязаны между собой. Сегодня России нужны здоровые и образованные люди.
Перед общеобразовательной школой стоит задача: с одной стороны, детям нужно дать такие знания, чтобы они смогли успешно продолжить образование в течение всей жизни, подготовиться к выбранной профессиональной деятельности, жить и трудиться в информационном обществе. С другой стороны, нужно сохранить их здоровье.
Приоритетной задачей образования становится сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них ценности здоровья, здорового образа жизни, выбора образовательных технологий, адекватных возрасту, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье школьников.
Физическое здоровье – это совокупность ряда признаков: нормальное функционирование всех органов и систем, хорошая работоспособность, малая утомляемость, легкость перехода к активности, быстрое восстановление сил после нагрузки, высокий уровень защитных свойств организма, хорошее самочувствие, соответствие телосложения возрасту и росту (Дибнер).
Отсутствие хотя бы одного из признаков служит сигналом о нарушении физического здоровья.
Ни одно образовательное учреждение не может считаться успешным, если успешные достижения в нем достигаются за счет ухудшения здоровья учащихся, если система образования наносит вред здоровью, лишает детей самой важной ценности жизни. Поэтому комплексный анализ характеристик уровня знаний учащихся и их показателей здоровья играет важную роль в построении системы оценки качества образования.
Под физическим развитием понимают изменение морфологических и функциональных признаков организма в процессе развития (изменения размеров тела, его пропорций, телосложения, нарастания мышечной массы, работоспособности), обусловленных наследственными факторами и конкретными условиями внешней среды. Оценка физического развития осуществляется с помощью антропометрических измерений.
Физическая подготовленность - результат физической подготовки, достигнутый при выполнении двигательных действий. Физическая подготовленность характеризуется уровнем функциональных возможностей различных систем организма (сердечно-сосудистой, дыхательной, мышечной) и уровнем развития основных физических качеств (силы, выносливости, быстроты, ловкости, гибкости).
Основным средством достижения физической подготовленности является упражнение. Оценка уровня физической подготовленности осуществляется по результатам выполнения специальных контрольных упражнений (тестов).
Проводя «мониторингом (физических качеств) физического здоровья», мы ставим перед собою следующие задачи.
Задачи мониторинга физического здоровья это выявление факторов, оказывающих негативное воздействие на состояние физического здоровья школьников;
- определение неотложных и долгосрочных мероприятий по предупреждению и устранению негативных воздействий на физическое здоровье школьников;
- обучение школьников работе с приборами, навыкам самоконтроля показателей здоровья, замерам и расчетам, оценке и анализу полученных результатов;
- формирование у школьников мотивации к систематическим занятиям физической культурой и спортом, а также исследовательской деятельности.
- разработка рекомендаций по созданию условий и применению физкультурно-оздоровительных средств, укрепляющих физическое здоровье учащихся.
В рамках внутришкольного контроля в период с 09.11.2020 г. по 19.11.2020 года был проведен мониторинг уровня физической подготовленности и физического развития обучающихся 1 – 11 классов.
В ходе контроля были изучены материалы по мониторингу развития физических качеств и физической подготовленности обучающихся, медицинские карты обучающихся. Мониторинг физической подготовленности и физического развития обучающихся 5 – 9 классов проводится на основании Положения о проведении мониторинга физического развития и физической подготовленности обучающихся.
Мониторинг показал, что необходимо обратить внимание на такие проблемы как : нарушение осанки, сколиоз у учащихся, заболевания опорно-двигательного аппарата. Был разработан план мероприятий по улучшению физического развития обучающихся, определен инструментарий мониторинга. В период с 2020 по 2023 год в классах проводилась работа, направленная на укрепление здоровья. Проведены осенние, зимние, весенние дни здоровья. Проводились спортивные мероприятия, конкурсы, соревнования по баскетболу, волейболу, футболу; внеурочные и внеклассные мероприятия.
Мной использовались тесты для хорошо подготовленных учащихся. В целях активизации слабых учеников некоторые тесты выполнялись в домашних условиях. Каждый ученик осознает, что улучшение результатов зависит от него самого. Так, на первых порах, предлагается выполнить тест только желающим, при этом главным считается желание испытать себя, неудачи даже сильных учащихся не вызывают у них огорчения. Чаще отмечается удивление: до сих пор все получалось, а тут вдруг нет. Дома они приложат максимум усилий, что бы выполнить тест.
В ходе контроля были изучены материалы по мониторингу скоростно-силовых способностей у обучающихся, и их медицинские карты. Мониторинг физической подготовленности и физического развития обучающихся экспериментальных классов проводится на основании Положения о проведении эксперимента.
Мониторинг проводился по следующим показателям: вес, рост, обхват груди, сила кисти (правая, левая), челночный бег 3/10 м., подъем туловища за 60 сек. , прыжок в длину с места (см.).
Экспериментальный класс №1, 2021-2022 уч. год. 7 класс, 2022-2023 уч. год. 8 класс.
Экспериментальный класс №2 2021-2022 уч. год. 7 класс, 2022-2023 уч. год. 9 класс.
Были получены следующие результаты:
Экспериментальный класс №1 Обучающиеся показали средний и высокий уровень физических качеств по всем контрольным упражнениям. В связи с возрастными особенностями (переходный возраст) произошло снижение показателя качества прыжок в длину с места у 34 % учащихся.
Экспериментальный класс №2 Обучающиеся показали средний и высокий уровень физической подготовленности по всем контрольным упражнениям
Необходимо продолжить формировать активную позицию родителей и обучающихся по сохранению здоровья на основе строгого соблюдения санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
Первая задача: Повышение уровня здоровья и физического развития учащихся в комплексном улучшении физкультурно-оздоровительной деятельности в режиме учебного дня, внеклассной, внешкольной и досуговой деятельности.
Вторая задача: Мотивация учащихся к систематическим занятиям физической культуры и спортом, как к основе обеспечения формирования и достижения высокого уровня профессионализма в социально значимых видах деятельности.
Третья задача: Проведение непрерывного мониторинга развития качеств и физической подготовленности учащихся.
Проведенное исследование показало, что произошли положительные сдвиги по всем рассматриваемым тестам. «Сильный» ученик стабильно имеет данные физической подготовленности выше нормативных, а «слабый» ученик в ходе обучения развивается и «догоняет» нормативные показатели, что говорит о положительной динамике обучения.
Таким образом, мониторинг физических качеств учащихся способствует грамотному планированию учебно–воспитательного процесса, является эффективным средством стимулирования физического совершенства и оздоровления обучающихся.
Протокол
выполнения нормативов физического развития
скоростно-силовых способностей классов
2021-2022 уч. год
2022-2023 уч. год
Мальчики | Классы | Девочки |
Всего | высокий | средний | низкий | высокий | средний | низкий | Всего |
|
9 | 5 (55) | 3 (33) | 1 (11) | 2021-2022 7 класс | 5 (46) | 3 (27) | 3 (27) | 11 |
11 | 7 (64) | 3 (27) | 1 (9) | 2022-2023 8 класс | 5 (50) | 3 (30) | 2 (20) | 10 |
|
2 | 1 (50) | 1 (50) | | 2021-2022 8 класс | 1 (20) | 3 (60) | 1 (20) | 5 |
2 | 1 (50) | 1 (50) | - | 2022-2023 9 класс | 2 (25) | 5 (62) | 1 (13) | 8 |