СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Роль музейной педагогики в патриотическом воспитании школьников

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад на тему: Роль музейной педагогики в патриотическом воспитании школьника.

Просмотр содержимого документа
«Роль музейной педагогики в патриотическом воспитании школьников»

Роль музейной педагогики в патриотическом воспитании школьников


Мочалова Алла Николаевна

учитель истории и обществознания

МКОУ «Спасская СОШ»

Верхнехавский муниципальный район


Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда было одной из важнейших задач российской школы.

Но, к сожалению, бывает так, что эти задачи остаются на бумаге в виде галочек напротив проведенных мероприятий. Потому что, сейчас в современной школе стараются изучать базовые предметы и основное учебное время отдается подготовке к ЕГЭ. Это действительно очень важно современному школьнику. Ведь от этого зависит его будущее. Но, а как же воспитательный процесс? Времени на это остается мало.

Да, в современных условиях не угасло значение патриотического воспитания обучающихся. Однако ослабление этого направления в деятельности всех заинтересованных участников воспитательного процесса очевидно.

В настоящее время у молодых людей появились случаи явных и скрытых проявлений фашизма, неонационализма и антисоветизма.

Создавшая ситуация заставляет искать альтернативы традиционной воспитательной деятельности в образовательном учреждении. Такой альтернативой стал школьный краеведческий музей, объединяющий несколько предметов базового курса и дополнительного образования, основанные на интересах школьников.

Школьный музей – это место, которое объединяет единой целью детей разных учебных возможностей и дает возможность развивать различные способности учащихся. Участие детей в исследовательской работе, изучение и описание музейных экспонатов, создание экспозиций, проведение экскурсий, вечеров, конференций, конкурсов способствует заполнению их досуга.

История нашей страны складывается из краеведческих материалов, придающий ей неповторимый колорит. Местные материалы играют важную роль, увязывая жизнь и быт любого населенного пункта страны с огромным понятием нашей великой Родины.

Целью создания музея помимо интереса школьников к истории родного села и формированию у них уважительного отношения к историческому прошлому, стало формирование у ребят навыка исследовательской деятельности.

На базе музея работает кружок «Краеведческий», в нем занимаются учащиеся 8 – 10 классов.

Идея музея заключалось в том, чтобы создать необычный, привлекательный музей, в котором бы сочетались научность, системность, доступность в восприятии различных категорий посетителей. Основа музея была заложена еще 1998 году, но только в 2004 году был официально присвоен статус и звание «Школьный музей» на базе МКОУ «Спасская СОШ». Общая площадь музея небольшая. Но, объем музейных фондов насчитывает более 500 единиц хранения.

Откуда в обычной школе подлинные экспонаты? Способ поступления их различный. В дар музею были переданы карты, письма, личные вещи и многое другое, потомками местных помещиков Крашенинниковых, которые живут в Москве и являются основными спонсорами музея. Многие экспонаты поступили в музей в результате различных краеведческих экспедиций и в ходе поисково-исследовательской работы. Есть экспонаты, которые были переданы в дар музею жителями села, и обычными школьниками.

Одним из направлений деятельности музея является сбор материала по военной истории. Объем материалов, посвященных военной истории, насчитывает около 50 единиц хранения. Коллекция состоит из подлинных предметов быта военного времени, писем, открыток, фотографий, касок, обмундирования, боеприпасов, архивных и наглядных материалов, отражающих Великую Отечественную войну. Большая часть военных экспонатов привезена из краеведческой экспедиции в Богучарский район, передана в дар музею руководителем поискового отряда «Память» Новиковым Н.Л.

Самым красочным разделом в музее является этнографическая экспозиция. В ней отражены жизнь и быт местных крестьян ХIХ -начала ХХ века. Наглядность экспозиции обеспечивает сделанная руками школьников макет крестьянской саманной избы. Все разделы экспозиций имеют сопроводительные и пояснительные тексты, составлен подробный путеводитель.

Отдельно выделены следующие разделы экспозиции: «Наша школьная страна», «Крашенинниковское хозяйство», «Колхоз «Путь к коммунизму», «Воронежская овощная опытная станция», где через музейные экспонаты, газетные публикации, фотоматериалы, рефераты, сборники отражена история сел Спасского сельского поселения.

На базе музея проводится: 1.Экспедиционная работа; 2. Экскурсионная работа; 3. Фондовая работа; 4. Школьное научное общество.

  1. Экспедиционная работа

Благодаря поддержке МКОУ ДОД Дом творчества детей и подростков учащиеся МКОУ «Спасская СОШ» приняли участие в 13 археологических экспедициях. Это раскопки Срубной и Абашевской культур. А также краеведческие экспедиции по селам Спасского сельского поселения. Участие школьников в работе кружка и экспедиций позволяет им получать серьезную теоретическую и практическую подготовку. Гораздо большей заинтересованности детей в изучении своего края можно добиться совмещением классных занятий с визуализацией историко-культурного и природного наследия своего села, района, области. В этом направлении широкие возможности открываются через туристические походы, если их планы будут предусматривать изучение краеведческих особенностей прилегающей к маршрутам местности. Встречи с очевидцами и участниками исторических событий, участие в охране и реставрации памятников истории и культуры, сбор этнографического материала, включая данные о традиционном ремесле, и многое другое. Такая целенаправленная практическая деятельность как нельзя лучше закрепляет теоретические знания, полученные на уроках.

Следующим, закономерным этапом стало участие в краеведческих конференциях, конкурсах, олимпиадах.

  1. Экскурсионная работа

В роли экскурсоводов выступают ученики 9-11 классов. Экскурсии обзорные и тематические проводятся для всех возростов посетителей: учащихся школы, родителей и других гостей. Школьный музей активно включился в воспитательно-образовательный процесс. В нем проходят, уроки по истории, семинары, конференции. Экскурсионная работа дает возможность получить опыт публичных выступлений, лучше узнать историю родного края.

3.Фондовая работа

Одной из эффективных форм организации внеклассной краеведческой деятельности обучающихся в МКОУ «Спасская СОШ» является краеведческий музей, ставший фактически школьным музеем, где собран материал по истории сел Спасского сельского поселения.

Организация музея является результатом многолетней деятельности краеведческого кружка, участия школьников в экспедициях, конференциях и олимпиадах.

Фондовая работа – учет, изучение, хранение музейных экспонатов. Для регистрации экспонатов ведется инвентарная книжка. Эта работа позволяет учащимся более подробно изучить каждый экспонат, развивает умение систематизировать и обобщать.

  1. Школьное научное общество

В МКОУ «Спасская СОШ» было создано школьное научное общество. В школе традиционно проводятся научно – практические конференции по истории в форме защиты рефератов, проектов, презентаций, на которых школьники получают опыт работы как с научной литературой, так и навыки устной защиты. Кружковцы неоднократно участвуют в районных и областных краеведческих конференциях с исследовательскими работами по различным темам. Два последних года подряд представитель краеведческого кружка МКОУ «Спасская СОШ» принимает участие на радио «Эхо Москвы» в радиопередаче «Культурный шок» и «Родительское собрание».

С 2009 года учащиеся школы регулярно участвуют и становятся победителями Всероссийского конкурса исследовательских работ старшеклассников «Человек в истории. Россия ХХ век» в Москве. Результаты: дипломов I степени -2, дипломов II степени – 2, дипломов III степени – 1.Специальный приз за видео-фильм – 1. В этом учебном году участвовали в ХVII Всероссийской олимпиаде по школьному краеведению в Москве и добились хороших результатов: победитель- 1, дипломант – 1.

Многие годы обучающиеся МКОУ «Спасская СОШ» участвуют в областных краеведческих конференциях организованных ГБУ ВО «ОЦРДО». Результаты за последние 3 года: диплом I степени-5, диплом II степени – 1, диплом III степени – 2.

По результатам Всероссийских конкурсов и областных краеведческих олимпиад и конференций шесть работ кружковцев были опубликованы в серии выпусков научно-практических сборников «Земля Воронежская: юные краеведы о родном крае» и две работы опубликованы в сборнике работ лауреатов Всероссийского конкурса исследовательских работ старшеклассников «Человек в истории. Россия ХХ век» по издательской программе Международного общества «Мемориал».

Участие в исследовательской работе, создание и оформление музея, знакомство с историческими малоизвестными фактами помогает школьникам лучше узнать историю своей страны и родного края. Это воспитывает уважение к памяти людей прошлых поколений, бережное отношение к культурному и природному наследию, без чего нельзя воспитывать патриотизм и любовь к своему Отечеству.