СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Роль музейной педагогики в социализации детей с ОВЗ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа посвящена роли музейной педагогики в социализации детей с ОВЗ.

Просмотр содержимого документа
«Роль музейной педагогики в социализации детей с ОВЗ»

Роль музейной педагогики в социализации детей с ОВЗ

Аннотация. Статья посвящена роли музейной педагогики в социализации детей с ОВЗ. Музей – территория, доступная для всех социальных групп, территория равных. Музейная педагогика воспитывает любовь к своему краю, городу, Родине, оказывает неоценимую помощь в процессе воспитания личности ребенка.

Ключевые слова: музейная педагогика, ограниченными возможностями здоровья, социализация.

Формированию интереса к отечественной истории и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений, развитию коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы учащихся, поддержке творческих способностей детей помогает музейная педагогика. Но давайте ответим на вопрос: нужна ли музейная педагогика для детей с ОВЗ и каково ее влияние на данную категорию учеников? Известно и доказано то, что дети с ОВЗ могут реализовать свой потенциал лишь при условии правильно организованного подхода к обучению и воспитанию. Отклонения в развитии ребенка приводят к его выпадению из социально и культурно обусловленного образовательного пространства. Основная масса обучающихся нашей школы это дети со средним и низким уровнем способностей, слабой мотивации к обучению, недостаточными навыками самостоятельности в учебной деятельности. Все эти особенности контингента требуют учета индивидуальных особенностей учащихся, требуют использования инновационных педагогических технологий, внедрение современных методов и приемов в обучении. Одним из таких методом смело можем назвать музейную педагогику, так как она включает всевозможные формы работ: экскурсия, лекция, музейный урок, спектакль, дефиле, мастер-класс и т.д.

Сегодня крайне востребована экскурсионная работа. Учащиеся нашей школы часто ходят на экскурсии. Но экскурсионная работа для детей с ОВЗ, имеет ряд ограничений, которые следует соблюдать, чтобы посещение музея не причинило вред учащимся. Организовывая экскурсию в музей, обычно экскурсоводу заранее делаем предупреждение с просьбой учесть возможности нашей экскурсионной группы во время проведения мероприятия, что, естественно, ограничивает пребывание по времени и экскурсионную лекцию по смысловому содержанию. Наша Республика дает огромные возможности для посещения экскурсий. Отрадно то, что всегда открыты для нас двери Национального музея, и его филиалов.

Музейные мероприятия производим с учетом психологических особенностей наших ребят, что предполагает поэтапность работы.

Первый этап - организационно-подготовительный. Он включает в себя организационную, воспитательную, психологическую (психоэмоциональный настрой), образовательную (предварительное обсуждение темы) подготовку.

Основной «музейный» этап предполагает посещение музея, непосредственную встречу с экскурсоводом.

Этап рефлексии. После экскурсии обязательно проводим закрепляющее занятия, которые, состоят еще и в том, что дети вспоминают увиденное в музее, обмениваются впечатлениями, используя новые слова и понятия. Эти занятия проходят в виде беседы, игры, викторин, загадок, кроссвордов. Ребята пишут сочинения, раскрывая свое внутреннее состояние, проводятся различные игры. Ученикам такая работа нравится, а мы, учителя, можем с уверенностью сказать, что есть результат. Поэтому, мы в музеях Чувашской Республики частые гости.

Ежегодно выезжаем:

- в Музейный комплекс в честь Андрияна Николаева, где уникальные экспонаты и коллекция комплекса рассказывают о развитии космической науки, знакомят с бытом отечественных покорителей космоса и поведают факты о жизни и профессиональном пути А.Г. Николаева;

- в Музей истории трактора. Экспозиции музея дают полное представление об истории становления и развития отечественного и мирового тракторостроения;

- в Музей им. В.И.Чапаева. Ребята знакомятся с жизнью и деятельностью Чапаева и его соратниках, дивизии имени В. И. Чапаева, Чапаевской военной династии.

- в Музей пожарной охраны. Разделы экспозиции дают возможность ознакомиться с историей Чувашской пожарной охраны. В зале техники можно увидеть знакомитесь новейшие пожарным вооружением, боевой экипировкой пожарных, средствами связи, макетами современных пожарных автомобилей и перспективного катера.

- в Музей чувашской вышивки. Здесь можно увидеть фотодокументальные материалы и предметы народного костюма, которые рассказывают об исследованиях чувашской вышивки последних двух столетий. Также девочки знакомятся с особенностями вышивкой разных национальностей.

Каждый год на Неделе чувашского языка с Национальным музеем проводим мероприятия. 2016 году в музее, Традиционно-обрядовом зале, провела живой урок на тему: «Мы связаны с предками одной нитью». Учащиеся 9 класса познакомились с историей чувашского народа и их бытом.

2017 году в школу была приглашена научный сотрудник Музея чувашской вышивки Захарова Наталия Ивановна. Ребята узнали некоторые вехи истории чувашского края, особенности изготовления холста для вышивки, окрашивания нитей для вышивания, способах вышивки. Наталия Ивановна рассказала детям о символизме и значении вышивки для чувашского народа, продемонстрировала варианты завязывания сурпана разных этнографических групп чувашей.

2019 году на базе нашей же школы прошла встреча с сотрудником Литературного музея им К.В.Иванова. Был проведен интерактивный урок-игра по чувашской сказке «Лиса-плясунья». В ходе урока учащиеся познакомились с чувашскими национальными костюмами, головными уборами и украшениями.

2018 году в школе была организована Живая выставка, где были представлены экспонаты, которые рассказывают историю родного края. Класс на Неделе чувашского языка был превращен в чувашскую избу. Ребята сами же были экскурсоводами.

В заключении мы можем сделать вывод о том, что музей – территория, доступная для всех социальных групп, территория равных, что музейная педагогика воспитывает любовь к своему краю, городу, Родине и дает возможность попробовать себя в роли экскурсовода, что немаловажно для детей с ТНР.

Лев Семенович Выготский писал: “Вероятно, человечество победит раньше или позже и слепоту, и глухоту, и слабоумие, но гораздо раньше оно победит их социально и педагогически, чем медицински и биологически», а я бы добавила сюда и средствами музейной педагогики, потому что через такую работу отчетливо видна социализация наших детей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ашаева С.В. Формы работы в музее с людьми с ограниченными возможностями // Омский научный вестник. – 2010. – №4. – С. 219–222.

2. Васильев В. Музей становится доступным // Музей. – 2008. – №4. – С. 24–25.