РОЛЬ МУЗЫКОТЕРАПИИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ УЧАЩИХСЯ
Александрова Татьяна Сергеевна
КГКП « Детская музыкальная школа Уланского района» п.К.Кайсенова
г.Усть-Каменогорск
Аннотация: рассматриваются возможности использования музыкотерапии в формировании культуры здорового образа жизни учащихся музыкальной школы. Приводятся примеры использования музыкальной терапии, определяется понятие «музыкатерапия», выявляются условия применения музыкотерапии на уроке.
Abstract: opportunities to use music therapy in development of healthy lifestyle culture among music school students are considered. Utilization of music therapy provided in samples, the term «music therapy» is defined conditions to applicate the music therapy at class is identified.
Ключевые слова: музыкотерапия, культура здорового образа жизни, учащийся, музыкальное искусство, эмоции.
Key words: music therapy, healthy lifestyle culture, student, musical art, affect.
Произведения искусства оказывают большое влияние на развитие ребенка с самого раннего возраста. В настоящее время в области специальной педагогике разработано ряд направлений, которые осуществляют коррекцию, как физического, так психического здоровья учащихся. Одним из направлений является музыкотерапия.
В ряде психологических исследований было показано, что специфические виды деятельности, в частности, музыкотерапия, оказывает огромное влияние не только на эмоциональное состояние, но и на общее эмоциональное развитие детей (В.М.Бехтерев, Э.Ганслик, Л.Я.Дорфман, Д.Б.Кабалевский, Л.П.Новицкая, Б.М,Теплов, Ю.А.Цагарелли, Л.Р.Фахрудтдинова). Дезорганизующую роль в жизни и деятельности детей выполняют затянувшиеся отрицательные эмоциональные состояния. Закрепившись, они начинают регулировать психическую деятельность и поведение ребенка нежелательным образом: приводят к отрицательным представлениям о детях в группе, к отрицанию преимущества совместной игры, недоверию, равнодушию. В более позднем возрасте это может привести к формированию негативной жизненной позиции, а в отдельных случаях – к задержке психического развития (Я.З.Неверович).
Музыкотерапия включает активную и рецептивную деятельность, которая имеет живую и непосредственную связь с эмоциональными, этическими переживаниями, познанием и направленностью интересов ребенка.
Для музыкотерапии важным является понятие о том, что музыка и движения не только положительно влияют на измененные функции организма ребенка, но можно использовать воспитательные возможности музыки, с помощью которых целенаправленно и систематически влиять на личность с теми или другими заболеваниями. Ритм, мелодия, гармония, которые отображены в музыкальном произведении, можно считать прямыми носителями оздоровительного влияния. Воспитательная сила музыкального искусства распространяется и на здоровых детей и на больных. Но способы воплощения и методы актуализации этих основных элементов музыкального искусства разные (И.В.Петрушин, К.К.Платонав) [1].
Общеизвестно, что положительные эмоции окрыляют человека, мобилизуют его резервные силы, обусловливают повышенную работоспособность и стимулируют его творчество во всех областях.
Отрицательные эмоции (в первую очередь - страх), наоборот, блокируют, как бы парализуют кору, в результате чего человек теряет ориентировку в окружающей среде и даже может погибнуть.
Рассмотрим направления музыкотерапии, применительно в работе с учащимися, которые несут оздоровительный эффект и доступны пониманию и выполнению детьми:
- непосредственно музыкотерапия;
- музыкально-ритмические упражнения;
- психическая и соматическая релаксация;
- пантомимика [1].
Музыкатерапия носит как коррекционную, так и профилактическую направленность и может широко применяться в работе со здоровыми детьми. Можно обозначить лишь несколько методических аспектов музыкотерапии в гармонизации степени возбуждения центральной нервной системы у детей:
«заторможенные» дети с вялыми двигательными и эмоциональными проявлениями нуждаются в соответствующей «стимулирующей музыке», которая бы повышала генерацию возбуждения в коре головного мозга ребенка и стимулировала бы его общий жизненный тонус. Для таких детей можно рекомендовать играть произведения подвижного, быстрого и очень быстрого темпов;
«возбужденные» дети, наоборот, нуждаются в периодическом прослушивании музыкальных композиций с умеренным, медленным темпом, снижающих общее гипервозбужденное состояние коры головного мозга. Это своего рода успокаивающая музыка;
«дистонический» тип представлен детьми, у которых втечение дня может происходить резкая смена состояния нервной системы: от выраженной агрессии, до полнейшей апатии. Таким учащимся требуется стабилизирующая музыка умеренного характера с акцентами, повторяющимися через равные интервалы и с одинаковым уровнем звучания [2].
Конечно такое деление музыки на стимулирующую, успокаивающую и стабилизирующую в определенной степени условно. Разнообразие встречающихся типов поведения детей невозможно заранее предусмотреть. Очень много зависит от конкретного состояния учащегося в конкретный момент времени и от умелых методических действий, творчески работающего педагога.
К дидактическим основам, при которых музыка будет являться эффективным средством формирования здорового образа жизни у учащихся, относится:
гармонизация психо-эмоционального состояния посредством музыкотерапии, развивающей психическую устойчивость, эмоциональную лабильность, адекватность, музыкальность, креативность;
соответствие характера музыкального произведения с характером действий в игровом упражнении;
добровольного непринужденного вовлечения всех детей в деятельность, направленную на урегулирование уровня эмоционального самочувствия;
формирования устойчивых мотиваций на собственное здоровье и здоровый образ жизни, посредством обучения детей навыкам самооздоровления [2].
Кристоф Швабе, один из основателей музыкотерапии, предлагает три направления использования музыки:
Медицинское.
Педагогическое.
Профилактическое.
Внутри каждого направления выделяются различные по форме музыкальные воздействия:
по объему воздействий — опосредованные и не опосредованные;
по способу организации действий — индивидуальные и групповые;
по диапазону воздействий — активные и поддерживающие;
по взаимодействию с терапевтом — директивные и не директивные;
по предполагаемому конечному результату — поверхностные и глубокие.
Активные формы музыкотерапии:
ритмотерапия,
вокалотерапия,
хореотерапия,
сказкотерапия,
игровая психотерапия.
Пассивные формы музыкотерапии:
коммуникативная музыкотерапия (установление контакта с ребенком), реактивная музыкотерапия (помощь в разрешении психологического конфликта);
регулирующая музыкотерапия (снятие эмоционального и мышечного напряжения) [3].
Выделяют индивидуальную и групповую музыкотерапию. Индивидуальная музыкотерапия осуществляется в трех вариантах: с отличительно-коммуникативным, реактивным и регулятивным действием. В первом случае музыкальное произведение прослушивает педагог и ребенок, здесь музыка способствует улучшению данных взаимоотношений. Во втором – достигается очищение. В третьем – снимается нервно - психическое напряжение. Все три формы могут применяться как независимо, так и в сочетании. Они представляют в известном смысле пассивную музыкотерапию. Наряду с этим существует и активная индивидуальная музыкотерапия, целью которой – является преодоление коммуникативных расстройств. Она осуществляется в виде занятия педагога музыкой совместно с ребенком. Групповая музыкотерапия строится таким образом, чтобы участники активно общались друг с другом, между ними возникали коммуникативно-эмоциональные взаимоотношения, чтобы данный процесс был достаточно динамичным. [4].
Таким образом, музыкотерапия позволяет решить ряд проблем: преодолеть психологическую защиту ребёнка, успокоить, или наоборот, настроить, активизировать, заинтересовать, установить контакт между взрослым и ребёнком, помогает развивать коммуникативные и творческие возможности учащегося, занять его увлекательным делом - музыкальными играми, пением, танцами, движениями под музыку, импровизацией на музыкальных инструментах.
Творческая деятельность является самым сильным средством снятия напряжения. Это особенно важно для тех, кто не может «выговориться», ведь творчество открывает путь к выражению бессознательных идей и фантазий, которые проявляются в значимой для ребенка и необычной для всех остальных форме. Музыкотерапия помогает наладить отношения между педагогом и учащимся, развивает чувство внутреннего контроля, открывает новые способности, повышает самооценку. Независимо оттого, что ребенок и педагог выбирают для своих занятий, основная цель педагога всегда одна и та же: помочь ребенку начать осознавать себя и существование в своем мире. Нельзя забывать главную заповедь педагога – не навреди.
Список литературы:
Петрушин В. И. Музыкальная психотерапия: Теория и практика / В. И. Петрушин. –М.: Композитор, 1999. – 227с.
Подуровский В. М., Суслова Н. В. Психологическая коррекция музыкально-педагогический деятельности / В. М. Подуровский, Н. В. Суслова. - М: Владос, 2001г.
Шушаржан С. В. Музыкотерапия и резервы человеческого организма / С. В. Шушаржан. – М., 1998.- 153с.
4.Введение в музыкотерапию / Г.-Г. Декер-Фойгт. — СПб.: Питер, 2003 —