Просмотр содержимого документа
«Роль музыкальных инструментов в исполнении художественного произведения в детском хоре.»
Несколько слов о роли музыкальных инструментов в исполнении художественного произведения. В детском хоре, особенно на этапе его становления, огромное значение имеет партия фортепиано. Это не просто безликий фон, служащий для поддержания неустойчивых детских голосов, а полноправный участник исполняемой, созидаемой музыки.
Конечно, в большинстве сочинений фортепианное сопровождение «тактично помогает» хору в интонационных и ритмических сложностях, прямо или опосредованно дублируя хоровые голоса, даёт устойчивую метроритмическую основу. Нередко развёрнутая фортепианная партия насыщает гармоническими красками звучание хора, создаёт определённую эмоциональную и образную атмосферу, играет важную изобразительную роль, активно участвует в процессе создания формы сочинения. Особенно нужны для начинающего хора сочинения в куплетно-вариационной форме, в которых основное развитие музыкального материала происходит в партии фортепиано, а дети поют достаточно лёгкую, всё время повторяющуюся мелодию.
Хороший концертмейстер должен обладать общей музыкальной одаренностью, хорошим музыкальным слухом, воображением, умением охватить образную сущность и форму произведения, артистизмом, способностью образно, вдохновенно воплотить замысел автора в концертном исполнении.
При первом исполнении хорового сочинения на фортепиано пианист должен увлечь и заинтересовать детей. Ему следует точно передавать авторский музыкальный текст, создавать целостный художественный образ, при этом важно взять нужный темп, верно, распределить кульминации, агогику и др. Играть партитуру нужно так, чтобы максимально приблизить звучание инструмента к хоровой звучности. Показывая хоровую партитуру, концертмейстер обязан подчиняться основным вокально-хоровым законам (певучесть, плавное голосоведение, исполнение цезур, штрихов, соблюдение цезур для взятия дыхания и т.д.) Это поможет хористам точнее понять сущность нового произведения.
Поэтому получается, что творческий союз хор - фортепиано это правильный звуковой баланс между вокальной и инструментальной партией. Концертмейстер должен всегда слышать вокальную партию сквозь звучание своего инструмента и также воспитывать у хористов внимательное отношение к фортепианному сопровождению как важнейшему фактору создания художественного образа произведения.