Урок изобразительного искусства в 5 классе.
Тема: « Роль народных художественных промыслов в современной жизни.»
Цель: обобщить знания о народных промыслах, затронутые на уроках второй четверти.
Задачи.
Образовательные задачи:
повторить краткие сведения из истории развития художественных промыслов Гжели, Городца и Жостова;
углубить знания об использовании приемов в последовательном выполнении росписей;
формировать умения осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием формы и украшением ее декоративной росписью в традиции одного из промыслов;
совершенствовать работу с учащимися по овладению живописными и композиционными навыками.
Воспитательные задачи:
воспитывать любовь к Родине, ее истории и национальной культуре;
воспитывать уважение к труду мастеров народных промыслов.
Развивающие задачи:
развивать навыки активного участия в работе своей группы, умение анализировать свои творческие работы и работы своих товарищей;
развивать умения контактировать в группах, строить отношения на взаимном сотрудничестве и взаимопонимании;
продолжить развитие эстетического и художественного вкуса, творческой активности и мышления учащихся.
Материалы и оборудование:
ТСО: компьютер, мультимедиа – проектор, экран;
компьютерная презентация «Народные художественные промыслы»;
классная доска;
листы формата А4 или А3, материалы по выбору (цветные карандаши или гуашь, кисти)
Ход урока
Организационный момент (2 мин.): приветствие, проверка готовности класса к уроку.
Повторение изученного (5 мин.) Сегодня на уроке мы отправимся с вами в путешествие в страну «Народного творчества», в которой нас ждут целый ряд городов, станций где мы свами повторим , впомним полученные знания на прошлых уроках также узнаем много нового и интересного. Итак садитесь по удобнее мы начинаем наше путешествие.
1станция (Слайд ) «Вспоминай-ка»
Посмотрите на экран
Какие виды народных промыслов вы можете назвать?
2 станция « Угадай-ка» (слайд загадки)
Предлагаю отгадать загадки и назвать народный промысел:
По небу белому летит птица голубая.
Прилетела, а за ней синих птичек стая
(Гжель)
Птица важная, хвост пышный,
Весь он в яблочках и вишнях
(Дымка)
Фазан чёрен телом,
А оживка – белым
(Городецкая роспись)
Молодцы ребята справились.
3 станция « Размышляй-ка» (Слайд)
Назовите, пожалуйста какие народные промыслы в нашем регионе вы знаете? Какие отличительные особенности у башкирской росписи?
4 станция « Защищай-ка»
На уроках и дома вы знакомились с различными народными промыслами и выполнили небольшие проекты.
Конечно все мы не сможем услышать сегодня за урок, но несколько проектов выслушаем.
Сообщения поисковых групп (10 мин.): история народных промыслов, особенности технологий выполнения изделий и их росписи.
Самостоятельная работа уч-ся (20-25мин)
Мы добрались с вами до станции « Изображай-ка»
Скажите , пожалуйста вы были на когда нибудь на ярмарке.
Опишите свои впечатления. Мы с вами побываем сегодня на ярмарке , но сначала вам нужно немного потрудится. Для этого каждая группа превратится в мастерскую . Каждая мастерская выполнит различные изделия для ярмарки.
В классе 5 мастерских разных народных промыслов.
Гжель, Городец, Хохлома, Жостово, Дымково.
Сейчас вам представится возможность побывать в роли расписчиков, и расписать изделие для ярмарки. В конце урока каждая мастерская выставит свои изделия.
Физкультминутка- 1мин
Итог урока- 5мин
Станция « Ярмарка»
Итак, ваша работа уже готова, и я приглашаю всех на Ярмарку!
Учитель Внимание, внимание!
Народное гуляние.
Торопись, честной народ,
Всех вас ярмарка зовёт!
Почтенные господа, пожалуйте сюда!
Выставляйте на базаре ваши лучшие товары!
Учитель - Расступись, честной народ!
Гжель на ярмарку идёт!
– умельцы гжельские, известны на Руси
Керамикой чудесной – У каждого спроси.
Ритмы чудных сине-белых красок;
Неба синь и белая метель,
Подмосковье, ты всегда прекрасно.
Это наша сказочная ГЖЕЛЬ!
( Работы крепятся на доске, проводится краткий анализ работы, выставляются оценки).
Учитель - Внимание! Внимание!
Продолжается наше гуляние.
Веселее улыбнитесь,
Вправо-влево поклонитесь,
Городецкие друзья,
Вы приехали не зря!
Ярмарка наша в полном разгаре.
- Привезли мы вам поклон –
Городецкой песни звон.
Городецкие кони,
Молодецкие кони.
Гордо шею изогнули,
Круто ножку повернули.
Листья, горлицы и кони,
Петухи, скворцы, цветы
Городецкие узоры,
Небывалой красоты!
Проводится краткий анализ работы, подводятся итоги. ( Работы крепятся на доску).
Учитель: Приглашаются мастера следующей мастерской.
Учитель - Сколько здесь прекрасных чаш –
- Это вам подарок наш! (Дымково)
Вечера зимою длинны
И лепили мы из глины.
( Работы ставятсяна стол, проводится краткий анализ работы, выставляются оценки).
Учитель - Хохлома, Хохлома!
Весь народ свела с ума!
Яркая, лучистая, узоры золотистые!
- Все листочки как листочки,
Здесь же каждый золотой.
Красоту такую люди
Называют ХОХЛОМОЙ!
( Проводится краткий анализ работы, подводятся итоги.. Работы крепятся на доску). .
Учитель ИЗО - Народное декоративно-прикладное искусство – результат творчества многих поколений мастеров. Рождённое в среде земледельцев, скотоводов, охотников народное творчество на протяжении всей истории своего развития связано с природой законами обновления, проявлением её жизненных сил. Охватить всё необъятное море народного искусства в рамках урока невозможно, и поэтому мы остановились лишь на некоторых его видах, которое хорошо знакомо из наши
Наш урок подошел к концу.
Дополните фразу.
Меня удивило на уроке……….
Я почувствовал……………..
Я думаю…………..
Домашняя работа .
Урок окончен.